ЛОГОФИЛИЯ — понятие,
введенное философией постмодернизма для обозначения специфики социокультурного
статуса дискурса (см. Дискурс) в западной традиции и фиксирующее аксиологическую
приоритетность феноменов рациональности, дискурсивности и логоса в контексте
европейской культуры. В понятии «Л.», таким образом, отражается культурная
парадигма «видимого глубокого почтения» (Фуко) к дискурсу со стороны классического
стиля мышления западного образца. Типологической характеристикой культуры
западного типа выступает в этом контексте ее логоцентризм (см. Логос, Логоцентризм),
рационализм и метафизическая ориентация (см. Метафизика). Фактически логос
и дискурс связываются западным типом рациональности в единый и неразрывный
комплекс (см. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм), фундирующий собой систему
оснований классической европейской культуры. Вместе с тем, применительно к
европейской (и вообще — западной) традиции можно говорить об амбивалентности
восприятия культурой самого феномена дискурса. С одной стороны, акцентированный
западный рационализм обеспечивает дискурсу очевидно почетное место в системе
ценностей культуры западного типа: по оценке Фуко, «казалось бы, какая цивилизация
более уважительно, чем наша, относилась к дискурсу?..». Однако на деле за
фасадом Л. европейской культуры может быть обнаружено далеко не однозначное
к нему отношение. Прежде всего, по мнению Фуко, за декларируемой
и внешне демонстрируемой Л. европейской классики скрывается «своего рода страх»
перед дискурсом, то есть реальная «логофобия» (см. Логофобия), вызванная имманентным
противоречием между линейностью классического стиля мышления и принципиально
нелинейной природой процессуальности дискурса (см. Дискурсивность, Воля к
истине).
М.А. Можейко
|