ЛЕГО (лат. lego — собирать, конструировать) — игровой феномен (а именно
— тип детского конструктора), выражающий переориентацию современной культуры
с презумпции конструирования как воспроизведения канона на презумпцию конструирования
как свободного варьирования предметности. Для западной культуры классического
типа было характерно понимание игры как ролевой или как игры по правилам (см.
Игра), а детского конструктора — как средства обучения канону (конструкторы
типа Меккано, мозаики-паззлы, наборы технических модулей и т.п.), — в данном
случае складывание картинки из кубиков, несущих ее фрагменты на своих плоскостях,
или моделирование из технических деталей изображенных на схеме-инструкции
автомобиля или аэроплана, семантически являются деятельностью по алгоритму,
а сам процесс конструирования гештальтно воспроизводит классическое понимание
ремесленного производства как процесса воплощения в материале образца, аналогичного
абсолютному образцу — идее, эйдосу предмета — в классическом платонизме. В
отличие от этого, современная культура характеризуется видением производства
как квазидеятельности по созданию гиперреальности (см. Симуляция, Гиперреальность):
постмодерн ориентирован не на произведение в традиционном его понимании, а
на конструкцию как свободное и подвижное соединение разнородных элементов
в единое целое, причем в принципиально произвольном порядке (см. Конструкция,
Интертекстуальность), — символом культуры постмодерна становится коллаж, понятый
в предельно широком значении этого термина (см. Коллаж). В свою очередь, акценты
в восприятии феномена игры современная культура расставляет таким образом,
что на передний план выдвигается не игра по правилам (game), но свободная игра-play,
правила которой конституируются в процессе разворачивания последней. Соответственно
этому, конструирование как феномен детской игры осмысливается современной
культурой как свободное моделирование предметности — вне нормативных канонов
и жестских правил: free style как базовый стиль Л. не только
позволяет, но и предполагает произвольное варьирование элементов, исключая
инструкцию как таковую, — последняя обретает специфический статус инициирующего
призыва к вольному фантазированию, предлагая картинки слонов с открывающимися
в боку дверцами или человечков с растущими на головах цветущими кустами, которые
воспринимаются не как образцы для подражания, но именно как констатация отмены
канона и разрешение свободного творчества. Конструкции, составленные ребенком,
каждый раз получаются разными, хотя создаются из одних и тех же блоков, —
данная фигура гештальтно изоморфна такой фигуре постмодернистского философствования,
как интерпретация смыслогенеза, предполагающая безгранично релятивные варианты
семантико-аксиологической центрации текста (как вербального, так и невербального)
в условиях отказа от идеи референции: смысл конституируется не в процессе
понимания, но в процессе его конструирования (см. Означивание, Деконструкция,
Пустой знак, Интертекстуальность). Вместе с тем, наряду с базовым free style, Л. предлагает и тематические
серии (мир средневекового рыцарства, мир вестерна, мир пиратов, первобытный
мир туземцев, мир современного города, космические миры и многие другие),
что в сочетании с презумпцией free style предполагает возможность конструирования
как конституирования новых миров: хаос деталей, исходно принадлежащих к различным
и, более того, разнородным сериям, может быть организован в семантически принципиально
новое игровое пространство, организованное по правилам, принимаемым в режиме
ad-hoc гипотезы и не являющимися каноническими,
ибо с тем же успехом игровому пространству могут быть заданы и совершенно
иные правила и характеристики (по принципу, аналогичному античному принципу
исономии: не более так, чем иначе). В этом отношении Л. моделирует творчество
не только как продуктивную деятельность без алгоритма, но и более фундаментально
— как конституирование из хаоса все новых и новых вариантов космического устройства
игрового пространства: мировое древо каждый раз вырастает заново, задавая
принципиально новые версии мироустройства (см. Космос, Хаос). Ребенок обучается
не канону, но, напротив, презумпции относительности последнего и способам
вариативного конституирования различных канонов. В этом отношении Л. как феномен
современной культуры выражает такие фундаментальные презумпции постмодерна,
как презумпция «заката метанарраций» (см. Закат метанарраций) и презумпция
принципиальной плюральности картины мира (см. Постмодернистская чувствительность),
и может быть рассмотрен как вызванная постмодернистским поворотом современной
культуры трансформация процесса социализации.
В.А. Можейко
|