Постмодернизм
Энциклопедия
Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко

Оглавление
 

ЛАНДШАФТ — термин географической и искусствоведческой традиции, используемый постмодернистской философией (см. Постмодернизм, Метафизика, Деконструкция, Деррида, Делез) в контексте конституирования философской парадигмы многомерности структур бытия и человеческого мышления, а также задающий рамку знания для функционирования сопряженных словоформ, ангажированных в середине — второй половине 20 в. в качестве собственно философских понятий (плоскость, поверхность, глубина и т.д.). Конституирование и легитимация «Л.» как определенной структурной позиции постижения мира выступило результатом осмысления как умозрительного, так и конкретного человеческого опыта, согласно которому стили и формы интеллектуального дискурса необходимо коррелируются с соответствующими телесными практиками (см. Тело), самоутверждающимися в границах экспрессивно-коммуникативной составляющей текста. (См. у Барта: «...стиль обладает лишь вертикальным измерением, он погружен в глухие тайники личностной памяти, сама его непроницаемость возникает из жизненного опыта тела... Вот почему стиль — это неизменная тайна, однако его безмолвствующая сторона вовсе не связана с подвижной, чреватой постоянными отсрочками природной речью... Тайна стиля — это то, о чем помнит само тело писателя».) Текст при этом формирует собственное — текстовое пространство, ибо язык (по Гумбольдту, «сплетающийся из пространства») в значимой степени складывается как способ фиксации и воспроизведения именно пространственно-временных отношений. Такие мыслители, как Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, в существенно значимой степени задавшие архитектонику философской мысли 20 в., с особой тщательностью относились к определению «месторасположения» собственного взгляда на мир и сопряженных с ним («месторасположением») пространственных образов. (Ср. у Новалиса: «Любой ландшафт — идеальное тело для выражения определенного строя мысли».) Структурированность Л. в качестве рамки, организующей постижение космоса, хаоса и осмоса, может видеться (В.Подорога) в нескольких измерениях: 1) Визуальный, «оптически достоверный» Л. («физически, исторически и биологически локализуемый образ ландшафтного пространства») — как надындивидуальная «вселенная» творческой лаборатории тех или иных философов в определенный момент их профессиональной деятельности. 2) Вербальный Л. («переживание конкретного ландшафта в словесных образах, его описание, интерпретация, введение в чуждый ему контекст», сопровождающиеся заменой «физики» образа ею эстетизированной риторикой): «морские пейзажи» Кьеркегора, преимущественно подземные пространства стихий Ницше, «горное пространство» Хайдеггера — «складка» или «зона субъективации» Делеза — как предпочитаемые метафорические «сферы» или «уделы» (см. Плоскость) их философствования. 3) Телесный (все более незримый и без-образный) Л. («психомоторные эффекты», побуждающие начальные движения письма и линию события, рождающую своим движением произведение) — как задающий особые «направления» мысли («широта» — «линия Веры» Кьеркегора; «восхождение к глубинам» — «линия танцевальная, дионисическая» Ницше; «вздымание» — «линия Складки/Сгиба» Хайдеггера). 4) Л. — «ряд философского письма» — как особая форма объективации всех предыдущих измерений и задающий: коммуникативную направленность философствования; выбор доминирующей стилистической формы, образующей текст произведения и открывающей пространство для чтения (пунктуационное, «точечное» письмо Кьеркегора — афористическое письмо Ницше — этимологическое, «дефисное» письмо Хайдеггера). Формирование в 1980 — 1990-е ряда «метафизик Л.» являет собой результат определенной переориентации философии на постижение топологических структур бытия, а также выступает отражением процесса значимого количественного разрастания и качественной иерархизации понятийных комплексов, характеризующих эти структуры. «Ландшафтно-реконструирующие» познавательные стратегии знаменуют существенный сдвиг в традиционных схемах иерархии существенных принципов понимания мира и построения его моделей. (См. Складка, Тело, Плоть, Плоть мира. Кожа, Плоскость, Differance, Касание, След.)

A.A. Грицанов
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: