КЮНГ (Kling)
Ханс (р. в 1928) — католический священник, теолог-модернист.
Богословское образование, которым гордился всю жизнь, получил в Риме и Париже
с 1948 по 1955 — в духе лучших схоластических традиций при папе Пие XII. Всеобъемлющее знание предмета и дисциплина ума — это
то, на чем основывался К. тогда, когда пытался выразить многовековую традицию
в категориях современного мышления, подвергая ее переоценке поначалу исключительно
в апологетической, а за тем — и в экуменической перспективе. Еще учась в Риме,
К. также познакомился с протестантским богословием, в особенности же — с трудами
К.Барта, вызов католичеству которого он принял и посвятил этому всю свою жизнь.
Особенность метода К. не в том, чтобы показать полную несостоятельность взглядов
своего идейного оппонента, но в том, чтобы найти экуменическое взаимопонимание
по спорным еще со времен Реформации богословским вопросам, ведь общего всегда
больше, чем различий: сам Христос и Его искупительная жертва. Первая работа
в этом направлении — докторская диссертация 1957: «Оправдание. Доктрина Карла
Барта и католическое размышление». В этом труде К. приходит к совершенно неожиданному
выводу: оказывается, в доктрине Барта об искуплении и оправдании и решениях
Тридентского собора нет противоречий — конечно, если не задаться целью нарочито
их отыскать там, где они только могли бы быть. К. задает патетический вопрос:
«Не стали ли мы спустя 400 лет ближе друг другу на уровне богословия?».
Известно, что сам К.Барт тепло отозвался об этом научном труде и даже заметил:
«...католическое учение самым удивительным образом похоже на его учение»,
но, вероятно, что-то насторожило его, когда он заметил, что и другие католические
богословы должны быть согласны с таковой реинтерпретацией учения своей церкви.
В целом отзыв был положительным. Намерение папы Иоанна
XXIII созвать
вселенский собор было воспринято К. как знамение времени. Он пишет статью
с ярко выраженной экуменической направленностью, сделавшую его известным:
«Собор и воссоединение. Обновление как призыв к единству». Все 1960-е К. занимался
разработкой вопросов экклезиологии в направлении практических реформ. В 1960
К. становится профессором специально для него образованной кафедры в Тюбингенском
университете. В 1962 К. назначен папой официальным богословским советником
на II Ватиканский собор, с деятельностью которого связано
появление таких работ, как «Структуры Церкви»(1962) и «Церковь на соборе»(1963).
Но К. в общем был разочарован результатами деятельности
собора, и это чувствуется в его творчестве. Священная канцелярия (бывшая Инквизиция),
ставшая в 1960 Конгрегацией вероучения, продолжает начатые еще в 1957 свои
предупреждения. Трактат «Церковь», написанный К. в 1967, спровоцировал немедленный
его конфликт с этим учреждением. Следующая книга «Истинность. По поводу будущности
Церкви» содержала в себе критику деятельности папы Павла VI
— проводимые им преобразования, с точки зрения К., обращали историю Церкви
вспять. К столетию провозглашения папской непогрешимости появляется следующая
работа К.: «Непогрешим. Это вопрос» (1970), а немного
спустя — «Погрешим? Подведение итогов» (1973). Эти
книги вызвали бурную дискуссию и оказывают свое влияние на все серьезные труды
в этом направлении и сегодня. В них К. подверг сомнению одну из самых репрезентативных
доктрин католицизма: он полагает, что тезис о непогрешимости пап не имеет
основания ни в Писании, ни в Предании. Все это вызвало возмущение у большинства
его единоверцев. Даже такие богословы-реформаторы, как К.Ранер, отвернулись
от него. Книги К. были осуждены собором немецких епископов, а сам их автор
попадает под следствие, правда, закончившееся тем, что ему был сделан выговор
в Риме в 1975. Следующий этап творчества К. охарактеризован преодолением узкой
догматако-полемической направленности. Он начинает заниматься комплексными
религиозно-философскими проблемами, что явствует в таких его трудах, как «Быть
христианином» (1974) и «Существует ли Бог?» (1978). В первой книге говорится
о Христе, Его учении и Его судьбе как о специфической норме христианского
мышления и поступка. Запараллеливая свои рассуждения с выводами секулярного
гуманизма и положениями нехристианских религий в ссылке на известные исследования
новозаветных текстов, К. указывает на значимость для нашего времени исторического
Иисуса, в котором полагается начало обновленного, обращенного для каждого
человека «с улицы» богословия. Во второй книге, которая, как и первая, адресована
к тем, кто еще не находится в лоне Церкви, К. приводится обоснование возможности
верить в Бога в наше время, ее автор убежден, что выбор в пользу веры может
быть рациональным. Однако избрание в 1978 Иоанна-Павла II,
также известного богослова, только усугубило положение К.: в 1979 Конгрегация
вероучения заявила, что он больше не является католическим богословом и впредь
не имеет права учить в качестве такового. Только предусмотрительность и осторожность
не позволили этой организации лишить священного сана К. Одна из последних
работ К. — «Богословие для третьего тысячелетия» (1988) объявляет «новое понимание
различных деноминаций и религий», включающее «новое путешествие к богословию
всемирных религий». К., в согласии с эпохальной интеграцией человеческих знаний,
указывает на необходимость преодоления фатальной замкнутости на прошлое в
богословии — ведь современная наука ставит перед ортодоксальным богословом
куда более актуальные вопросы, чем те, что стоят перед ним уже 400 лет.
О. Сергий Лепин
|