КОНТРКУЛЬТУРА —
1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм
духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному
миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом»
1960-х — начала 1970-х, основанная на утопическом стремлении вернуть человека
западной цивилизации к его «естественному состоянию». Термин «К.» был впервые
введен американским социологом Т. фон Роззаком для
обобщенного обозначения альтернативистских тенденций
в искусстве, общественной мысли, религиозной жизни, политике и быту. К. представляет
собой опыт разнопланового социального экспериментирования, не связанного жесткими
идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами.
Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив,
объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей. Для
К. характерно обращение к неортодоксальным духовным традициям и эзотерическим
практикам (европейский и восточный мистицизм, шаманизм, сатанические культы,
опыты наркотического галюцинирования, йога), причудливое соединение символики различных
культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных
мировой культурой моделей маргинального поведения, «странного» бытия в отчужденном
мире («юродство» европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм Нового
Времени и декаданс — новейшего). Источниками, определившими стиль мышления
идеологов К. 1960-х, стали также философские концепции Ницше, Кьеркегора,
Фрейда, Маркузе, тексты Кафки, Гессе, Керуака и Кизи. Начинаясь с индивидуального
бунта, осознания нетождественности собственного
Я и мира господствующих предписаний, творчество К. воплощается впоследствии
в поиске новых форм социализации, способных создать оптимальные условия для
реализации естественных прав человека. Выступая против слепой веры в безграничные
возможности разума, неспособного разрешить коренные проблемы человеческого
бытия, К. принимает в качестве высшей ценности спонтанное чувственно-эмоциональное
переживание реальности, непосредственное ощущение гармонии мира, существующее
по ту сторону рациональных суждений и логических доводов. Неприятие
существующего порядка вещей порождает в контр-культурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно
«подпольное» существование, в котором страх перед реальностью соединяется
со стремлением найти убежище в тайниках собственного подсознания; 2) построение
субъективистско-иррациональной картины «лучшей реальности» и агрессивно-волевое
вмешательство в естественный ход развития общества с целью приведения его
в соответствие со своими собственными утопическими представлениями;
3) конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским
поиском мировоззренческих оснований новой эпохи. К. как возможность присутствует
в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности,
кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие
культурные процессы. Потеря однозначности в осмыслении окружающей действительности
порождает стихийный контркультурный поиск нового языка культуры. Неотъемлемый
элемент подобного поиска — демонстративно-провокационная
десакрализация привычных для конформистского «банального»
сознания стереотипов, разрушение господствующей мифологии. Это создает необходимые
предпосылки для формирования нового идеала рациональности и соответствующего
ему строя мышления, преодолевающего ограниченность как прежнего «официоза»,
так и порожденной им К.
М.Р. Жбанков
|