КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ
ЧТЕНИЕ — в понятийной системе постмодернистской текстологии традиционный тип
отношения к тексту, предполагающий понимание как основную стратегию интерпретационной
процедуры. Введено Р.Бартом в контексте концепции «текстового анализа» (см.
Текстовой анализ). К.Ч. предполагает реконструкцию авторского замысла (см.
Автор), якобы репрезентированного в текстовой семантике, которая, соответственно,
подлежит своего рода «декодированию». Последнее осуществляется
посредством обращения к культурному тезаурусу кодов, обнаружению одно-однозначных
соответствий между использованными в тексте символами и их стабильным значением
в данной культурной традиции: К.Ч. «идет от культуры, не порывает с ней» (Р.Барт).
Читатель в данном случае выступает как носитель языка и интерпретационных
стратегий (семиотических «кодов») соответствующей культуры (см. Анти-психологизм,
«Смерть субъекта»). Процессуальность К.Ч. разрешается, по Р.Барту, получением
удовольствия: читатель получает удовлетворение от исчерпывающего прочтения.
Соответственно этому, в контексте К.Ч. текст артикулируется как «текст-удовольствие»
(см. Текст-удовольствие). Важнейшей характеристикой К.Ч., таким образом, выступает
финальное разрешение направленного на текст желания в акте означивания: «текст-удовольствие
— это текст, приносящий удовлетворение» (Р.Барт). В отличие от этого, постулированная
постмодернизмом (и практически культивируемая культурой постмодерна) стратегия
отношения к тексту предполагает радикально альтернативную интерпретационную
программу (см. Интерпретация, Экспериментация). В противоположность К.Ч.,
постмодернистский вариант отношения к тексту конституируется в контексте фундаментального
для постмодернизма отказа от презумпции референции (см. Пустой знак). — В
культуре «заката метанарраций» (см. Нарратив, Закат метанарраций) процедура
изоморфного соотнесения знаковых единиц текста с культурными смыслами оказывается
невозможной, поскольку последние становятся плюральными, утрачивая стабильность
исходного (классического) смысла: фундаментальной характеристикой культуры
постмодерна становится то, что в философской рефлексии обозначается как «кризис
значений» (Дж.Уард) или «утрата значений» (М.Готдинер).
Названные установки влекут за собой видение текста в качестве пространства
процедур деконструкции, открывающих безграничный горизонт плюрального означивания
(см. Деконструкция, Означивание). К.Ч. не предполагает придания тексту окончательного
смысла (т.е. обретения им стабильных структуры и центра), но реализуется в
бесконечном плюрализме версий прочтения. По словам Р.Барта, «при таком чтении
мы пленяемся уже не объемом (в логическом смысле слова) текста, расслаивающегося
на множество истин, а сложностью самого акта означивания». В постмодернистской
версии своей реализации чтение сугубо процессуально и не может быть разрешено
в финальном прочтении текста, ибо предполагает не идентификацию элементов
означающего с определенными значениями культурных семиотических шкал, но —
напротив — спонтанный волюнтаризм и вытекающий из него плюрализм декодирования.
Вследствие этого чтение не только не разрешается в удовлетворенности обретения
смысла, но и не предполагает удовольствия как такового, ибо вызывает у читателя
«чувство потерянности, дикомфорта... расшатывает исторические, культурные,
психологические устои читателя, его привычные вкусы, ценности, воспоминания,
вызывает кризис в его отношениях с языком». Текст в данном случае воспринимается
читателем не как «текст-удовольствие», но как «текст-наслаждение» (Р.Барт):
пресекая возможность удовлетворительного прочтения, такое видение текста открывает
— взамен ему — безграничную перспективу чтения как нон-финального
процесса (см. Текст-наслаждение). (См. также Эротика текста.)
М.А. Можейко
|