КОД — понятие,
широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения
смысла сообщения. В теории информации (К.Шенон и др.) К. определяется как
совокупность (репертуар) сигналов. В работах Якобсона и Эко К., «семиотическая
структура» и «знаковая система» выступают как синонимичные понятия (при этом
К. отличается от «сообщения» так же, как в концепции Соссюра «язык» — от «речи»).
Иначе говоря, К. может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура;
(2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования;
(3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то
одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к К. по смыслу выступает
«язык» — как способ организации высказывания по определенным правилам (на
подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых
случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем,
что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных
систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие
считают, что термин К. несет представление о структуре только что созданной,
искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка
с его «естественным» происхождением и более запутанным характером условности
(здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации
подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной
им жесткой системы правил). Например, согласно Лотману, К. психологически
ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель языка (а также
«машинную» модель коммуникации), тогда как «язык» бессознательно вызывает
у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не
предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как «К. плюс
его история». С целью экспликации собственно семиотического
понимания К. в отличие от других подходов Эко предложил термин «S-код» (или «семиотический К.»), сущность которого заключается
в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам
(комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например,
классификация, упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и
ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно
отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается
близким по значению к понятию «идеология». В семиотическом
универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор
ожиданий можно отождествить с «идеологией». «Мы опознаем идеологию
как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается
тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается
знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом,
коммуникативной конференцией» (Эко). S-кодов может быть сколько угодно.
В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов. Установление,
использование и дешифровка К. следуют принципу экономичности (см. Артикуляция)
и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие «субкод» для описания системы с
несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между
собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью
закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника.
Как отмечает Эко, сообщение, полученное на базе большого количества символов,
число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным,
но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое
число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное
на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено.
(См. также Семиотика, Знак.)
А.Р. Усманова
|