КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
— художественное направление в неоконструктивизме (см. Неоконструктивизм),
ориентированное на создание динамических моделей, призванных передать сущность
движения (конкретного движущегося предмета) и созданных из различных (как
правило, программно случайных) технических элементов. В качестве самостоятельного
художественного направления конституируется в первой половине 1960-х. Основоположником
и классиком К.И. является Ж.Тингели («Олимпия», «Портрет машины» и др.). Элементы
произведения К.И. могут быть как принципиально разнородными (конструкции Ж.Тингели),
так и строго определенными (например, «кинетика гвоздей» Г.Юкера), — однако
общим для всех произведений К.И. является их программная антистатичность:
бытие художественного произведения К.И. неизменно есть его функционирование
(визуализация силовых линий электромагнитного поля на плоскости, усыпанной
металлическими стружками, под которой движется магнит; циркуляция воздушных
пузырьков в аэродинамической трубе; регулярное разворачивание и сжатие упругих
спиралей; подобное броуновскому движение стеклянных
шариков в полом и прозрачном подвижном цилиндре и т.п.). Важнейшим для К.И. жанром является конституированный в его контексте
жанр «саморазрушающегося произведения», — например, динамическая конструкция
«В знак уважения к Нью-Йорку» Ж.Тингели, включающая в себя как работающие
механические моторы, так и принципиально случайные элементы конструкции (см.
Коллаж), взаимодействие которых должно было по замыслу привести к деструкции
всей композиции (см. Саморазрушающееся произведение). В эволюции К.И.
отчетливо просматривается тенденция на его синтез с иными направлениями художественного
модернизма (см. Модернизм): на ранних стадиях развития — с искусством opart (см. Op-art), позднее — с авангардом «новой волны»
(см. «Новой волны» авангард). Таким образом, К.И. может быть рассмотрено как
особый этап формирования синтетического искусства, фундированного идеей органичного
соединения в процессе художественного творчества приемов различных видов искусства
(см. Синтетическое искусство). К.И. также выступило важной вехой в эволюции
парадигмы «машинного искусства» в контексте художественного модернизма (см.
Машинное искусство). Кроме того, с точки зрения постмодернистской ретроспективы,
может быть зафиксировано, что К.И. во многом способствовало становлению в
современной культуре парадигмы трактовки художественного произведения в качестве
конструкции (см. Конструкция) и конституирования парадигмы деконструктивизма
(см. Деконструкция).
М.А. Можейко
|