КАФКА (Kafka)
Франц (1883 — 1924) — австрийский писатель. Автор романов
«Процесс», «Замок», «Америка», а также ряда рассказов. Его немногочисленные
произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали
значительное влияние на философию и культуру 20 в. К., получивший широкую
известность после посмертной публикации его романов в 1920-е, является одним
из наиболее интерпретируемых литераторов. Можно выделить четыре основные группы
интерпретаций: социальные, психоаналитические, религиозные и философские.
Социальные интерпретации, которые являются наиболее распространенными, рассматривают
«Процесс» и «Замок» как повествования о борьбе индивида с могущественными
политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угрозу свободе
и демократии. Подобные трактовки творчества К. получили широкое распространение
в кинематографе, журналистике и прочно закрепились в обыденном сознании. Психоаналитические
интерпретации рассматривают произведения К. в качестве кодированных структур
психоаналитических символов, в подтверждение чему приводятся факты сложной
личной жизни К., многие из которых нашли отражение в его дневниках и письмах.
Представители психоанализа указывают на трудные отношения К. с отцом, а также
с двумя невестами, ни на одной из которых он так и не женился, считая, что
эти личные проблемы воплотились в сложной символике его романов. Религиозные
интерпретации делают акцент на библейских мотивах, присутствующих в произведениях
К., на использовании им притч, наличии религиозных символов в его произведениях.
В подобных трактовках герои романов К. заняты поиском Бога, который оказывается
предельно трансцендентным миру (М.Брод). Наиболее известные философские интерпретации
предлагались в экзистенциализме, который видел в К., наряду с Кьеркегором
и Достоевским, писателя, наметившего основные темы трагичности бытия и экзистенциального
одиночества индивида. Камю и Сартр позаимствовали у К. немало литературных
приемов при создании экзистенциалистского романа. Кроме того, экзистенциализм
вдохновил и чисто философские интерпретации, которые усматривают в противостоянии
Землемера и Замка в «Замке», Йозефа и Суда в «Процессе» метафорическое осмысление
проблемы отношения субъекта и реальности (Д.Хел-лер).
В 1950 — 1970-е к К. продолжают обращаться представители
структурализма и постструктурализма. С одной стороны,
Р.Барт, С.Зонтаг и другие
авторы подвергают критике неутихающую волну схожих и избитых интерпретаций
творчества К. и призывают оставить его произведения такими, какие они есть;
с другой стороны, многие философы (Делез, Адорно)
\ используют тексты К. для подтверждения своих концепций.
A.B. Филиппович
|