ИТЕРАТИВНОСТЬ (санскр.
itera — другой) — понятие, введенное в дисциплинарный оборот
современной философии Деррида, для обозначения повторяемости как таковой;
повторяемости «вообще»; повторяемости, безотносительной и безучастной к присутствию/отсутствию
повторяемого. В традиционной метафизике повторение постулировалось
как имманентно и атрибутивно предполагающее тождественность и самотождественность
повторяемого, фундированное аксиомой тождественности и самотождественности
присутствия (см. Differance, След). И. как единое означающее содержит
в себе (в традиционной для Деррида мыслительной стилистике) два конфликтующих
смысла и значения: а) И. как возможность собственно повторения и б) И. как
условие возможности иной процедуры — неадекватного, мутационного (в самом
широком мыслимом диапазоне пределов) повторения или альтерации. Тем самым,
И. у Деррида выступает как исходное, пред-данное, пред-мыслимое основание
повторения. По мнению Деррида, тождественность и самотождественность вещи,
явления или понятия, по определению, предзадают включенность в его структуру
параметра (горизонта) завершенности его бытия как присутствия (т.е. его смерти).
Поскольку (вне рамок парадигм эзотеризма и религии) последняя исключает
какую бы то ни было перспективную объективацию, любой сопряженный или
соответствующий знак оказывается в состоянии репродуцировать данную завершенность
в ее отсутствии, таким образом, в свою очередь, имитируя и собственную конечность.
Одновременно, согласно догматам традиционной метафизики, цельность понятия
или явления предполагает возможность бесконечного его воспроизведения (повторения).
В связи с этим, по Деррида, в той мере, в какой во всех таких ситуациях правомерно
полагать «первородную» самотождественную сущность — исходно отсутствующей,
повторение может мыслиться повторением того, что никогда не имело места. (Но:
повторение иногда и повторяет повторение.) По мысли Деррида, в тех случаях,
когда самотождественная сущность отсутствует, каждое повторение оказывается
«иным» по сравнению со своим предшественником. Повторяющееся единство вещи,
понятия или явления одновременно повторяет «отсутствие», замещая его место,
— в результате всякий раз оказываясь «другим». Деррида в этом контексте настаивает
на принципиальной возможности изначального присутствия «другого» в структуре
понятия, вещи или явления (ср. «свое иное» у Гегеля). И. также оказывается
обусловливающей и еще одну потенциально { мыслимую
структурную возможность: отсутствие самого повторяемого. В
этом случае, по Деррида, повторение, ; повторяя, «отчуждается», становясь
«другим» и дислоцируясь в «другом» месте. Эпистемологическим следствием
данной концептуальной схемы выступает дальнейшее постижение и конкретизация
механизмов осуществления такой мыслительной операции, как идеализация. Согласно
каноническим схемам, идеальное (независимо от воздействия эмпирических актов
и событий, которые пытаются деформировать его) способно к бесконечному повторению,
оставаясь при этом самотождественным. Фундирована такая возможность допущением
осуществимости бесконечного числа актов повторения. По мысли Деррида, И. является
условием возможности и невозможности самотождественности идеального, конституируя,
с одной стороны, то «минимальное тождество», которое и подразумевается идеальным
по отношению к «эмпирии», и в то же время ставя под сомнение тождество и этого «минимального тождества».
В таком контексте, поскольку И. является условием возможности и невозможности
«минимального тождества» повторяемого, подрываемого возможностью повторения,
она выступает также условием возможности «дубликации»: вещь, понятие или явление,
согласно Деррида, всегда предполагают в своей структуре актуальный потенциал
удвоения. С точки зрения Деррида, И. позволительно толковать как систематизирующий
термин, сопряженный со всем понятийным комплексом так называемых «неразрешимостей»,
ибо она также может интерпретироваться как: а) иное обозначение differance, предполагающего структурную возможность пространственно-временной
смысловой различенности присутствия; б) иное обозначение дополнительности
— в той степени, в которой последняя суть пространство повторения-замещения
отсутствия; в) иное обозначение следа, поскольку «самостирание» последнего
осуществимо именно как результат возможности повторяемости. Актуализируя и
артикулируя эвристический потенциал осмысления проблемы «бесконечного в границах
конечного», концепт И. у Деррида одновременно демонстрирует осуществимость
вынесения соответствующих мыслительных операций «за скобки» полагавшегося
ранее абсолютным интервала «конечность — бесконечность».
A.A. Грицанов
|