ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат.
irrationalis — бессознательное, неразумное) — философские течения,
провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания.
В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум
и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней
логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует
собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение
на первый план иррационального момента. Это не означает,
однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума
в процессе познания, — речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов,
когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических
констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.
Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения
классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью
как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее
в сферу запредельного и недействительного. Хотя все это не могло в то же время
не вызывать определенного рода реакции, имеющей своим главным мотивом стремление
противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизни (как
непосредственного, стихийного, в принципе нерационализируемого феномена).
Такие иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные
по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления
и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями
возврата к природе как к тому, что «можно вкушать и наслаждаться, не познавая
и не объясняя»; Гёте с его восторженностью перед красотой
непосредственного воззрения и стихией чувства; Шлегель и др. немецкие романтики
с их призывом к отказу от блужданий в «пустом пространстве абсолютной мысли»).
Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположены еще в пределах
классического (т.е. рационалистического) типа философствования, ибо главной
задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко
родственные по сути, хотя в то же время и различные,
элементы человеческого познания — разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазией
и др. иррациональными моментами. Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность
классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли
собой «философия чувства и веры» Ф.Якоби, «философия откровения» позднего
Ф.Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме А.Шопенгауэра, «философии бессознательного»
Э.Гартмана и учении С.Кьеркегора. Таким образом, несмотря
на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного
развития философии, сам термин «И.», строго говоря, относят все же к тем философским
направлениям, которые складываются в конце 19 — начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические
умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных
симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинает
проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой
приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Появляется так называемое
кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего
системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума.
Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность
общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные
свойства самой человеческой природы. Отсюда — радикальный протест против панлогического
усечения и упрощения мира. В имманентно-философском плане акцент был сделан
по линии решительного преодоления рационализма предшествующей философии за
счет выдвижения на первый план иррационального момента и подчинения ему рационального.
Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена в это время
философией жизни — Дильтей, О.Шпенглер, Бергсон (а еще раньше — Ницше). Разуму
было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное
было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен
и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии
в виде интуитивного, до — или внетеоретического знания, а сама философия из
мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие)
в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности. Последующее
развитие иррационалистических философских течений связано главным образом
с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма.
К концу 1950-х в противовес прежним иррационалистическим мотивам широкое распространение
получают тенденции, связанные с рационализацией иррационального и внерационального,
т.е. включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принципиально
непознаваемого. Это движение оказывается связано
главным образом со структурализмом, занятым по преимуществу исследованием
различного рода объективных проявлений социальной обусловленности сознания
и человеческого поведения. Речь идет об экспликации бессознательных структур
социальности и дискурсивной фиксации этих структур через уподобление их языковым
комплексам и механизмам и их последующем анализе с помощью различного рода
лингвистических методик и методологий (начиная с использования некоторых приемов
структурной лингвистики и теории информации в анализе первобытного мифологического
мышления как коллективного бессознательного Леви-Стросом; «Истории
безумия» Фуко; анализа «закономерно упорядоченного бессознательного» Лаканом
и др.).
Т.Г. Румянцева
|