ИРОНИЯ ИСТОРИИ
— термин философии истории, фиксирующий феномен радикального несовпадения
целей человеческих усилий в социальной сфере и полученного результата. В качестве
философской категории с эксплицитным содержанием впервые был использован Гегелем,
трактующим И.И. как основанную на «хитрости мирового
разума». С ограниченной аппликацией на опыт буржуазных революций данный термин
использовался в марксизме: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию,
всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная
революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что
Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали не многие исторические
деятели» (Энгельс). В качестве фундаментального термина И.И. выступает в философской
концепции Р.Нибура (1892 — 1971), выдвинувшего в рамках такого направления,
как диалектическая теология, оригинальную версию социального фатализма. В
работах «Вера и история» (1949), «Ирония американской истории» (1952) и др.
Нибур строит концепцию человеческой эволюции (как в онто-,
так и в филогенетическом плане) как параллельно и поступательно осуществляющихся
процессов освобождения человека от зависимости по отношению к природе и росте
его зависимости по отношению к истории. Последняя
понимается Нибуром в классическом провиденциалистском ключе — как реализуемая
по логике «ожидания царства Божьего», не подвластной рациональному прочтению
и не допускающей прогнозирования как такового. И.И. заключается, по Нибуру,
даже не в том, что провиденциалистский идеал оказывается спекулятивным конструктом,
онтологически укорененным в будущее и задающим историю в качестве принципиально
ассимптотического вектора. И.И. — это ирония в подлинном смысле этого слова:
интеллектуально-культурное развитие человечества провоцирует оформление в
его самосознании иллюзий собственной свободы и возможности социального целеполагания.
Однако, выстраивая свои стратегические программы социальных действий и реализуя
их в соответствии с кажущейся ему истинной моделью социального бытия, человек
в принципе и изначально не способен постичь многовалентное взаимодействие
исторических связей, апплицирующихся друг на друга, и учесть игру исторических
случайностей. В силу этого человек в итоге всегда остается ни с чем, получая
результат, в лучшем случае, никак не соотносимый со сформулированными исходными
целями, если не противоположный им. Глубинная И.И. заключается, таким образом,
в том, что, наделив человека способностью целеполагания и дав ему
возможность ее применения, история изначально отказывает ему в возможности
реализации своих целей.
М.А. Можейко
|