ИНТЕРДИСКУРС —
понятие, введенное французской школой анализа дискурса
для обозначения: 1) в широком смысле слова — внешних по отношению к дискурсивной
практике вневербальных процессов, которые, выступая
в качестве социокультурного и языкового контекста
дискурсивных актов, обусловливают семантико-гештальтные
характеристики последних. Дискурсивность как таковая,
будучи погруженная в контекст И., обретает то, что Фуко называет «порядком
дискурса», т.е. свою конкретно-историческую форму (см. Дискурсивность, Порядок дискурса).
Понятие «И.» активно используется Пешё, согласно позиции
которого дискурсивный процесс соотносится с И. «через отношения противоречия,
подчинения или вторжения» (см. подробно Автоматический анализ дискурса). Предметом исследований Серио
явилось, по его оценке, «отношение текста к интердискурсу
через формы иностранного языка» (см. Серио, Номинализация); 2) в узком смысле слова — понятие «И.» фиксирует
дискурсивно-лингвистические феномены, выступающие по отношению к выделенной
дискурсивной целостности (последовательности) в качестве внешнего (см. Дискурс).
В современных постмодернистских аналитиках дискурса
феномен И. интерпретируется как дискурсивно-вербальная среда, понятая в качестве
«места, где реализуется нечто внешнее по отношению к тому, что может быть
выражено субъектом высказывания» (Ж.-Ж.Куртин). В качестве И. по отношению
к конкретной дискурсивной последовательности могут выступать как те дискурсивные
среды, интериоризация которых фактически репрезентирует собою процедуру
конституирования данной последовательности (см.
Преконструкт), так и то, что по отношению к этой
последовательности выступает в качестве «дискурса
опровержения» (Серио). Парадоксальность
отношения между дискурсом и И.
заключается в том, что аксиологически (идеологически)
артикулированный дискурс, каковым он практически
всегда неизбежно является, фактически оказывается «неспособным обойтись без
Другого, чему в то же время невозможно дать имени (отсюда неразрешимая дилемма:
высказать невыразимое, говорить о том, что в дискурсе
не может иметь референции, или позволить этому Другому занять место в собственной
речи, хотя любое эксплицитное референциальное
существование этого другого отрицается)» (Серио).
В данном (строгом или узком) своем значении понятие «И.» выступает функционально-семантически парным (альтернативным) понятию
«интрадискурс» (см. Интрадискурс).
М.А.Можейко
|