ИГРА — разновидность
физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности
и представляющая индивиду возможность самореализации,
выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. — одно из ключевых
понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной
степени благодаря классической работе Хейзинги «Homo Ludens» (1938). Современный интерес к проблеме игрового элемента
в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением
выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого
существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности.
И. при этом трактуется как форма существования человеческой свободы (Сартр),
высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет),
самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как «превосходящая
его действительность» (Гадамер). И. — многогранное понятие, обозначающее как особый
адогматичный тип миропонимания, так и совокупность
определенных форм человеческой деятельности. Классификация
последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации,
подражании (театр, религиозные ритуалы и т.п.); азартных И. с вероятностным
исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения.
Высшая ценность И. — не в результате, а в самом игровом процессе. В любой
разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое
из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей,
достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально
по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется
их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной
И. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее
реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают
«иные миры», лишающие ореола сакральности наличное
положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов
культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, «игровым» переосмыслением.
В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной
социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество.
И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей
людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того,
пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие
с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность
и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под
гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых
явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто
спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация в культуре первоначально
возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление
наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей
эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны
как вторжение реальности в мир грез, подменяющее «магическую реальность» примитивной
прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность,
мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности
отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего
четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами,
рискованные социальные эксперименты и одержимое мифотворчество. (См. также
Язык искусства.)
М. Р. Жбанков
|