HAPPENING (от англ, to happen
— происходить, случаться, иметь место; устоявшийся русск. эквивалент — «Хэппенинг»)
— художественный прием, предложенный в зрелом модернизме (см. Модернизм),
основанный на программном событийном совпадении феноменов художественного
произведения, с одной стороны, и процедуры его восприятия — с другой. Идея
X. восходит к раннему дадаизму («вечера» как жанр художественного
произведения — см. Дадаизм), получает активное развитие в контексте неоконструктивизма,
прежде всего, в рамках кинетического искусства (например, опыты театральной
режиссуры Р.Раушенберга и Р.Уитмена — см. Неоконструктивизм, Кинетическое
искусство, Машинное искусство). Достигает расцвета в искусстве авангарда «новой волны» (см. «Новой
волны» авангард), особенно — в традиции «невозможного искусства», ориентированного
на процессуально артикулированные произведения, имеющие статус события (см.
«Невозможное искусство»). Чаще всего X. предполагает непосредственное участие субъекта восприятия
произведения в процессуальности его протекания: например, согласно описанию
Ж.Юнье, для дадаистского X. в 1920 в Кельне в качестве условия его возможности выступали
определенные (задающиеся контекстом) действия участников=зрителей (деревянный
модуль М.Эрнста у входа, предполагающий нанесение по нему ударов; танцы в
дымоходных трубах и т.п.). Аналогично, статус своего рода «интегрального X.»,
основанного на деятельности большого числа субъектов=зрителей, имели произведения
концептуального искусства: как отмечал Р.Берри, «произведение во всей его
целостности неизвестно, потому что оно существует в умах очень многих людей,
и каждый человек может реально знать только ту часть произведения, которая
содержится в его сознании» (см. Концептуальное искусство). (В этом
плане художественным приемом, альтернативным X., может считаться воплощение идеи художника в материале,
статус бытия которого является независимым от наличия или отсутствия феномена
его восприятия, когда темпоральность существования произведения не совпадает
с темпоральностью его презентации: классическая скульптура и живопись, например.)
В некоторых жанрах (чаще всего — в жанре «саморазрушающегося
произведения») феномен X. не только фундирует, но
и исчерпывает собою способ бытия художественного произведения как такового:
например, самоуничтожение конструкции Ж.Тингели «В знак уважения к Нью-Йорку»
при большом скоплении публики (см. Кинетическое искусство), пылевая буря в
Канзасе, смоделированная Р.Серрой, «Взрыв» Д.Оппенгейма и т.п. (см. «Невозможное
искусство»). (Вместе с тем, процессуальность бытия «саморазрушающегося
произведения» может и не предполагать в своем протекании зрительского восприятия
вообще, будучи тем самым противоположной X., поскольку, по оценке Д.Шайри, создаются
по замыслу автора «не для зрителя», но «для себя и для искусства» — см. Саморазрушающееся
произведение.) Поскольку программно одноразовый характер X. выражает в себе то, что теоретиком
«невозможного искусства» Дж.Челентом было обозначено
как «субстанция события», постольку идея X. выступает одной из предпосылок формирования постмодернистской
концепции события как уникально неповторимой и единичной «сингулярности» (см.
Событие, Событийность). Кроме того, на основе фигуры X. в постмодернизме конституируется такая семантическая
фигура, как performance,
задающая видение речевого акта как событийно артикулированного (см. Хомский,
Апель). Парадигма восприятия процессуальности как одноразового X. сыграла существенную роль в оформлении фундаментальной
парадигмы идиографизма в современной культуре (см. Идиографизм).
М.А. Можейко
|