ХАОС (греч. chaos
— зияние; от chasco — разеваю) — в современной культуре понятие, связанное
с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы
исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется
в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности
X., заключающейся в способности случайных флуктуаций на микроуровне порождать
новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: «порядок
из X.»,
по определению Пригожина и И.Стенгерс — см. Синергетика). Аналогично, в гуманитарной
сфере установка на восприятие X.
как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма
(X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме,
например: «Идиллия южных морей» Э.Х.Нольде, «Борьба форм» Марка; саморефлексия
П.Клее: «Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное
начало» и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму
отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая
среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X.
семантических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию,
понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому
пространству (см. Нарратив). Предметность реализует себя как аструктурная
ризома, каждое плато которой может быть прочитано — для того, чтобы в тот
же момент рассыпаться, сменившись новым (ср. с айоном античной космологии:
он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: «свершение,
отнимающее время жизни каждого, зовется айоном» — у Аристотеля). Аналогичен
концепт «тела без органов» в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный
организм как стабильная система, но моделирующая X. целостность как «постоянно созидающая себя среда»,
оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов,
— «интенсивная зародышевая плазма» или «яйцо — среда чистой интенсивности»
(Делез и Гваттари) — ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими
трактовками X.
(см. Тело без органов). Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус, а при его
интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты, как
внутренняя активность и креативный потенциал. (См. Хаосмос, Космос.)
М.А. Можейко
|