ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
— направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней
трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой
трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой
войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила
основные принципы Ф.Ж. феноменологическим методом и акцентировала внимание
на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. возникла в эпоху, когда
европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса,
выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов
между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума
человеческой индивидуальности. Осознание такого рода «экзистенциального будущего»
оказалось чревато серьезной внутрифилософской переориентацией. Наступает полоса
сильных в своем пафосе умонастроений, когда иррациональность общества пытались
эксплицировать через аналогичные свойства самой человеческой природы, как
имеющей глубинные и вечные, «как сама жизнь», корни. Отсюда и столь резкий
протест против панлогического усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность
и абстрактный рационализм, оказавшихся во многом несостоятельными перед запросами
времени. Была выдвинута идея о том, что в своей попытке построить целостное
мировоззрение философия не может и не должна опираться исключительно на естественные
науки. Более того, она не должна абстрагироваться и от конкретного человека
с его реальными жизненными проблемами. В имманентно-философском плане в Ф.Ж.
сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего системосозидания
и его главной движущей силы — науки; акцент был сделан на преодолении рационализма
предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое
явление. Ф.Ж. может быть рассмотрена, т.обр., как реакция (хотя и гипертрофированная)
против издержек рассудочного века Просвещения; реакция, главным пафосом которой
стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью
и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления. Целостная
реализация данного умонастроения и привела в конечном счете к такого рода
философскому движению, как Ф.Ж., представленному именами Ницше, Дильтея, Зиммеля,
Шпенглера и Бергсона. Среди философских предшественников этого направления
— молодой Гете периода «Бури и натиска», призывавший дополнить «единодержавие
рассудка красотой непосредственного воззрения и стихией жизненного чувства»;
немецкие романтики; Шопенгауэр и, как это ни парадоксально, представители
немецкой трансцендентально-критической философии (особенно Гегель с его феноменологизмом
и Шеллинг как автор учения о слепой бессознательной воле). Однако, в отличие
от своих предшественников, взгляды которых находились еще в пределах классического
типа философствования, т.к., по существу, ставили задачу примирить хотя и
различные, но, в сущности, родственные элементы познания, Ф.Ж. с самого начала
была ориентирована на принципиальный разрыв этой гармонии, отводя разуму по
преимуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной
активности. Ф.Ж. возникла также и как реакция на тот кризис, который в последней
трети 19 в. переживало механистическое естествознание. Под влиянием успехов
в биологии, вплотную приблизившейся к исследованию проблемы живого, наметились
попытки объяснить законы неорганической материи опираясь на т.наз. новый «витализм»
и «органицизм». Сложилась устойчивая тенденция «жизненного объяснения» всего
и вся, которая постепенно выходит за рамки естественных наук, охватывая психологию,
культурологию, историю, этику, религию и т.д. Позднее ее концентрированным
выражением станет герменевтический метод в философии и науке, а пока интерпретацией
такого рода интенций занялась Ф.Ж., ставящая перед собой задачу построения
целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизни» — этой
первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разделению
мира на идеальное и материальное. При этом жизнь понималась не только как
сущность мира (онтологический аспект); она же провозглашается и единственным
органом его познания (гносеологический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна
философствовать из себя самой. Так, особенности предмета постижения диктуют
специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтологическую
реальность-жизнь в плоскость психического, по сути, процесса — непосредственного
переживания, которое расшифровывалось здесь как расширение человеческого Я
— до «космического» посредством «вживания» в то, что должно быть познано.
В этом смысле «жизнь» становится непосредственно переживаемой сущностью мира.
С помощью понятия «жизнь» создавалось представление о мире как целом, о способе
его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают
«жизни» этот смысл. При этом возникла чисто виталистская теория ценностей,
дедуцируемая из тех же основополагающих принципов Ф.Ж.: если мир в его глубочайших
основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая
и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится универсальным принципом
мироздания, охватывая одновременно и проблемы бытия, и проблемы познания и
ценностей. Спектр взглядов основных представителей Ф.Ж. оказывается чрезвычайно
многообразен, т.к. само понятие «жизни» в силу его расплывчатости и многозначности
дало возможности для самых различных его интерпретации, как биологических,
психологических, так и культурно-исторических. Ф.Ж. оказала, без преувеличений,
колоссальное воздействие на европейскую культуру и самосознание 20 в. Особенно
велико это влияние оказалось для гуманитарной сферы знания, представители
которой до сегодняшнего дня эффективно реализуют многие из методологических
установок Ф.Ж. (дескриптивно-деструктивный феноменологизм и филологизм Ницше,
герменевтику Дильтея, антиисторицизм и антицентризм Шпенглера с его циклической
моделью уникально-автономных культурных организмов, идеи о «закрытом обществе»
Бергсона и мн. др.). Задав мощную, инородную философской классике антисциентистскую
традицию, Ф.Ж. явилась, по сути, первым историческим выражением нового типа
философствования, ставшего господствующим в европейской ментальности начиная
с 1930 — 1940-х со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее
системоосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого
мира и разума.
Т.Г. Румянцева
|