ФАКТИВНОСТЬ — ПУТАТИВНОСТЬ
— логико-лингвистическая характеристика эпистемических предикатов (типа знать,
считать, полагать, верить и т.п.), определяющая наличие презумпции истинности
у пропозиций, вводимых такими предикатами. Так, введение пропозиции он
приехал фактивным предикатом знать (ср.: Я знаю, что он приехал)
подразумевает ее истинность (по крайней мере, в возможном мире говорящего);
помещение той же пропозиции в путативную эпистемическую оправу (Я думаю,
что он приехал) лишает ее этой презумпции. Характеристика «Ф. — П.» легко
транспонируется на уровень дискурса, что позволяет определять локализацию
той или иной дискурсивной практики в соответствующей эпистемической зоне (или,
по крайней мере, тяготение к такой зоне). Так, например, научный дискурс,
в основе которого лежит эпистемический суперпредикат знания, тяготеет к зоне
Ф.; политический и религиозный дискурсы (базирующиеся на суперпредикатах мнения
и веры соответственно) представляют собой путативные дискурсивные практики.
При этом одной из наиболее ярких и показательных эпистемических черт постмодерна
(с присущими ему интенциями на выявление релятивности, субъективности и неустойчивости
любого знания) оказывается тенденция к акцентированию второго члена оппозиции
«Ф. — П». При этом политический или религиозный дискурсы, путативные по самой своей
природе, оказываются, в сущности, индифферентными к подобному смещению эпистемических
приоритетов. Иначе обстоит дело с научным дискурсом: для постмодерна его фактивная
основа представляет собой в высшей степени заманчивый объект не только для
интерпретационных, но и для самых разнообразных деконструктивистских операций.
В этом смысле представляется глубоко закономерным интенсивное порождение постмодернизмом
целого ряда концепций, так или иначе ориентированных на «демистификацию знания»,
т.е., по сути дела, на лишение научного дискурса ореола фактивности и выявление
его скрытых путативных основ; ср., например, легитимизацию
принципа «поэтического мышления» в науке (Деррида), анализ художественно-нарративных
принципов построения научного текста (Лиотар) и зависимости «эпистемы» от
культурно-языковых норм эпохи (Фуко) и т.п. Аналогичные эпистемические
смещения, имеющие очевидную путативную направленность, наблюдаются и в художественной
практике постмодерна (см., например, Бродский). (См. также Дискурс, Интерпретация,
Деконструкция, Истина, Игры истины.)
Е.Г. Задворная
|