ЭРЕНБЕРГ (Ehrenberg)
Ганс (1883 — 1958) — немецкий философ, христианский теолог,
священник, публицист, принадлежащий к традиции диалогического принципа. Родился
в еврейской семье, связанной родственными узами с семьей Розенцвейга, приходящегося
Э. двоюродным братом. Родной брат Э. Рудольф был известным биологом, также
не чуждым философских интересов. После завершения юридического образования
Э. в течение одного года служил в армии, а выйдя в запас, посвятил себя изучению
философии и психологии в Гейдельбергском университете. На этот период его
духовного развития приходится также возникновение интереса к теологической
(христианской) проблематике, и в 1909 он принимает крещение, а в политике
присоединяется к социал-демократии. С 1910 Э. — приват-доцент философии в
Гейдельберге. Первая мировая война стимулировала его движение в сторону теологизирующей
философии. После войны Э. возобновляет преподавание в Гейдельбергском университете,
участвует в политической деятельности, активно выступает как публицист. Э.
был одним из деятельных участников кружка историков, философов, теологов,
правоведов, сложившегося вокруг издательства «Патмос» в Вюрцбурге. В кружок
входили К.Барт, Л.Вайсмантель, В.Пихт, Розенцвейг, Розеншток-Хюсси, Р.Эренберг
(брат Э.) и другие. В этот период возникает интерес Э. к русской культуре
и философии, и он был одним из первых западных философов, познакомивших своих
коллег с русской религиозной философией. Дружеские отношения связывали его
с эмигрировавшими из России Бердяевым и С.Булгаковым. В период нацизма Э.
попал в концлагерь, откуда был освобожден при содействии экуменических кругов,
и с 1939 по 1947 (год возвращения в Германию) вместе с семьей жил в Англии.
Основные сочинения Э.: «Трагедия и Крест» (1919, т. 1: «Трагедия под Олимпом»;
т. 2: «Трагедия под Крестом»), «Восточное христианство: Документы» (т. 1 —
2, 1923 — 1925, в соавторстве с Н.Бубновым), «Ученые споры: Три книги о немецком
идеализме» (т. 1: «Фихте, или Логика: Экспозиция», 1923; т. 2: «Шеллинг, или
Метафизика: Конфликт», 1924; Гегель, или Этика: Катастрофа», 1925) и др. Кроме
того, Э. был издателем «Философии будущего» Фейербаха (1922) и автором программной
вводной статьи к этой книге. В Фейербахе Э. видит не только критика религии
и идеализма, но и первооткрывателя диалогического принципа. До Фейербаха,
считает Э., философия имела дело только с субъектом и объектом, тогда как
«Философия будущего» открывает феномен «Ты». Фейербах, убежден Э., — это отнюдь
не плоский просветитель и атеист, он действительно открывает философии новые
горизонты. Но Фейербах — мыслитель послегегелевской эпохи, а потому его идеи
скрыты от того, кто не прошел через школу Гегеля. Более того, только после
Гегеля возможна философия диалога между «Я» и «Ты». Подчеркивая в мышлении
Фейербаха скрытые измерения, Э. навлек на себя гнев некоторых ортодоксов и
в Германии, и за ее пределами, и вызвал обвинения в иррационалистическом толковании
концепций «великого материалиста». Тем не менее Э. сумел впоследствии довольно
детально развить свои предварительные идеи в «Ученых спорах», особый акцент
сделав на проблеме языка и на осмыслении его роли в межчеловеческих отношениях.
Именно идеализм с его абсолютизацией мышления как речи, не нуждающейся в другом
слушателе, кроме самого мыслителя, обвиняется им в забвении диалогического
характера человеческого языка. Главным умением логика считается у Э. способность
говорить. Главным умением метафизика объявляется способность размышлять. Философ
будущего будет объединять в себе эти два умения, и тот, кто обладает ими обоими,
призван к настоящей философии. Но тот, кто наделен лишь одним умением, должен
объединиться с другим человеком, который предоставит ему недостающее. Поэтому,
чтобы войти в будущее, нужно открыться навстречу драматургии беседы. Идеализму
как разновидности монолога путь в будущее закрыт. Э. подчеркивает, что современное
ему мышление поражено болезнью, и излечение состоит в превращении его в «речевое
мышление», т.е. в мышление, учитывающее и реализующее диалогическую сущность
языка. Э. обвинял немцев в утрате веры и считал самым религиозным народом
Европы русских. В «Восточном христианстве» были, в частности, впервые опубликованы
переведенные на немецкий язык разделы «Столпа и утверждения истины» Флоренского,
что оказало на немецкую теологию значительное, но до сих пор не исследованное
в деталях влияние. Вместе с тем Э. стал одним из первых западных мыслителей,
увидевших важность идей русской религиозной философии для современной ему
Европы. Несмотря на некоторую идеализацию русского менталитета, Э., бесспорно,
возбудил интерес Запада к православной духовной традиции, способствуя началу
диалога культур. Велики заслуги Э. и перед экуменическим движением, которое
не в последнюю очередь благодаря ему проявляет все больший интерес к принципам
«философии диалога». В историко-философском отношении личность и идеи Э. интересны,
прежде всего, в свете задачи исследования генезиса диалогического принципа,
создания типологии его разновидностей, а также анализа его культурного и социально-политического
контекста.
А. И. Пигалев
|