ЭОН (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии.
В античности обозначало «век», «путь жизни», время в ипостаси течения жизни
человека и живых существ. В традициях раннего христианства «Э.» приобретает
новое значение — «мир», но мир в его временном историческом развертывании
— в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы
наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. употреблялось в схожих
контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Андреевым). У Борхеса же в описании
«Вавилонской лотереи» («... если лотерея является интенсификацией случая,
периодическим введением хаоса в космос, то есть в миропорядок, не лучше ли,
чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном? Разве
не смехотворно, что случай присуждает кому-то смерть, а обстоятельства этой
смерти — секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час
— неподвластны случаю?... В действительности число жеребьевок бесконечно.
Ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождая
другие. Невежды предположат, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного
времени; на самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному
делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой») очевидна
проблема: какому же именно времени не нужна бесконечность, а достаточно лишь
быть «бесконечно делимым». Согласно Делезу, по существу неограниченные прошлое
и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Э.
— в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как
причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мнению Делеза, «величие
мысли стоиков» и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как
совокупности «изменчивых настоящих» и как «бесконечного подразделения на прошлое
и будущее») одновременно необходимы и взаимоисключаемы. С точки зрения Делеза,
« ...в одном случае настоящее — это всё; прошлое и будущее указывают только
на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность,
другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае настоящее
— это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое
и будущее, на которые оно разделено... Именно этот момент без «толщины» и
протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее... Э. — это прошлое-будущее,
которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается
в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от настоящего... Есть
два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно
разлагается на растянутые прошлое и будущее... одно имеет всегда определенный
вид — оно либо активно, либо пассивно; другое — вечно Инфинитив, вечно нейтрально.
Одно — циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает
и заполняет его. Другое — чистая прямая линия на поверхности, бестелесная,
безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи... Э. —
это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств... Каждое
событие в Э. меньше наимельчайшего отрезка в Хроносе; но при этом же оно больше
самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделяясь
в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э. и становится
соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях... Э. — прямая линия, прочерченная
случайной точкой.., чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного
содержания настоящего... Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие
коммуницирует со всеми другими, и все вместе они формируют одно Событие —
событие Э., где они обладают вечной истиной. В этом тайна события: оно существует
на линии Э., но не заполняет ее... Вся линия Э. пробегается «Вдруг», непрестанно
скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места... /Ср.
«Вдруг» у Платона — это «atoроn», т.е. то, что лишено места — А.Г./...
Только Хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает
меру. Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. делит до бесконечности
то, что преследует его, никогда не находя в нем пристанища — События всех
событий... Язык непрестанно рождается в том направлении Э., которое устремлено
в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается». В целом разведение
терминов «хронос» (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте
количественных интервалов его) и «Э.» имело и имеет важное значение для философской
традиции Западной Европы. (См. Событие, Плоскость.)
A.A. Грицанов
|