ЭФФЕКТ-СУБЪЕКТ
(фр. l’effet-sujet) —
понятие, введенное Пешё для обозначения результата процесса «субъектизации»,
т.е. конституирования субъекта в том или ином дискурсивном и — шире — интердискурсивном
контекстах (см. Дискурс, Интердискурс). Субъект понимается в данном случае
как продукт соответствующего типа речевой и дискурсивной деятельности, результат
того способа конституирования субъективности (т.е. субъектизации), который
возможен в рамках данного типа дискурсивности. Полагая, что характерная для
того или иного общества «идеологическая формация» выступает в качестве гештальтно-семантической
детерминанты по отношению к «дискурсной формации», Пешё на основе этих методологических
посылок формулирует, по его оценке, «основополагающий закон идеологии», который
заключается в том, что именно идеология (и именно посредством определенного
стандарта производства — в том числе и производства дискурса) «превращает
индивида в субъект». Согласно концепции П., субъект дискурса есть не что иное,
как продукт соответствующей речевой деятельности, способствующей «превращению
субъекта в подданного»: субъект понимается Пешё как «эффект», «результат»
определенной дискурсивной практики, т.е., в итоге, определяющей эту практику
«идеологической формации» (см. подробно Автоматический анализ дискурса). Понятие
«Э.-С.» может считаться рубежным в эволюции категориального аппарата философии
постмодернизма, поскольку его содержание конституируется, с одной стороны,
в контексте общей постмодернистской традиции анти-психологизма (см. Анти-психологизм),
задающей семантическую установку на «смерть субъекта» (см. «Смерть субъекта»),
а с другой — в контексте современной установки на идею «воскрешения субъекта»,
формирующейся в рамках такой (ныне оформляющейся) парадигмы, как after-postmodernism, фокусирующий внимание на
социокультурных механизмах конституирования субъективности как конкретно-исторической
(см. After-postmodernism, «Воскрешение субъекта»).
М.А. Можейко
|