ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ — понятие и регулятивный принцип, введенные
в дисциплинарный оборот современной философии Деррида
(«О грамматологии») и постулирующие идею одновременной
возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного).
Будучи ориентирована на деконструктивное (см. Деконструкция)
преодоление метафизических терминов «начало», «первопричина», «присутствие»
— концепция Д. полагает конституирование начала
как такового (читай: «присутствия» — А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры
всегда-пред-данного замещения его иным началом. Д. есть «пространство
повторения-замещения отсутствия» (Деррида). Разрывая
и задерживая присутствие, подвергая его отсрочке и разделению, Д., таким образом,
выступает как операция различения (см. Differance), призванная в статусе «неразрешимости» раскрыть характер
различия между началом и его «дополнением». — По-видимому, главную роль в
данной схеме Деррида исполняет понятие «дополнение».
В то же время обязательной установкой языковых игр всей его философии выступает
преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понятий и явлений. Принцип Д. предполагает,
таким образом, насущную необходимость осуществления самого-по-себе-дополняющего составного репертуара определенного
различения, адресованного «самодостаточному» понятию
«дополнение», восполняющему тем самым собственную неполноту. Д. являет собой
в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго
бытийном плане): согласно Деррида, Д. «как структура»
и есть «изначальное». То же, «что дополняется», по мысли Деррида,
есть «ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию».
Являясь новаторской моделью парадигмальной эволюции
философии Другого концепция Д. сопряжена с идеями «Differance» и следа (см. След); в то же время — в отличие от последних
— Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обязательность
его дополнения. По Деррида, «...описание этого дополнения
обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности
стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой
природы, чтобы она могла проявиться в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу
как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но
в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое
отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным
условием того, что оно дополняет». В философии Деррида
традиционно усматривают два взаимосвязанных смысла понятия и принципа Д. как
одного означающего, существование которых обусловливается различными ракурсами
сопряженных истолкований природы мира. Д. трактуется: 1) как «нечто», что
дополняется посредством «прибавки», «дополнения», «сложения» пары принципов
или понятий как самодостаточных целых: «Д. кумулирует и аккумулирует присутствие» (Деррида);
2) как то, что «до-полняет»,
«доводит до полноты», «восполняет недостаток», «замещает место»: «... дополнение
еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену.
Оно вторгается и проникает в чье-то место: если оно что-то и дополняет, то
это происходит как бы в пустоте. Являясь возмещающим и замещающим элементом,
дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает
место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия,
оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой».
Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополнения,
согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами
системы; эта система же, — для того чтобы быть замещенным дополнением, — должна
быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним. Дополнение, по Деррида,
не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто
бы «извне» некая полнота прибавляется к другой полноте; б) когда осуществляется
дополнение, замещение, занятие пустоты — место дополнения атрибутивно отмечается
в структуре самого начала. С точки зрения Деррида,
настоятельно необходимо «признать, что некоторое дополнение существует в самом
начале»: начала — это всегда суть дополнения, возмещающие еще-более-начальное
отсутствие полноты. «Начало» у Деррида неизбывно
различено, инфицировано, артикулировано и «почато». При этом собственно дополнение
в качестве «дополнения начала», согласно Деррида,
имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто теряет
в процессе занятия места и возмещения отсутствия. Природа дополнения, по мысли
Деррида, амбивалентна: оно «избыточно» постольку, поскольку
компенсирует недостаток, изъян начала; оно при этом и само нуждается в определенном
«возмещении». По логике Деррида в рамках его понимания
Д. как своеобразного /очень условно — А.Г./ «посредника» бессмысленно
рассуждать о некой тождественности начала и дополнения: данному началу требуется
некоторое дополнение только в целях некоторого дополнения иного начала и т.д.
Порождение ощущения «именно той вещи, чье появление она все время задерживает»
(Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной
цепочки дополнений-замещений.
A.A. Грицанов
|