ДИСКУРСИЯ, дискурс
(франц. discour —
речь) — в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой
практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся
в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста,
т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях,
условиях производства и восприятия сообщения. Традиционно дискурс имел значение
упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта.
В последние десятилетия термин получил широкое распространение в гуманитаристике
и приобрел новые оттенки значения. Частое отождествление текста и дискурса
связано, во-первых, с отсутствием в некоторых европейских языках термина,
эквивалентного фр.-англ. discours(e), a во-вторых, с тем, что ранее в объем понятия «дискурс»
включалась лишь языковая практика. По мере становления дискурсного анализа
как специальной области исследований выяснилось, что значение дискурса не
ограничивается письменной и устной речью, но обозначает, кроме того, и внеязыковые
семиотические процессы. Акцент в интерпретации дискурса ставится на его интеракциональной
природе. Дискурс — прежде всего, это речь, погруженная в социальный контекст
(по этой причине понятие «дискурс» редко употребляется по отношению к древним
текстам). Дискурс не является изолированной текстовой или диалогической структурой,
ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралингвистическое
сопровождение речи, выполняющее ряд функций (ритмическую, референтную, семантическую,
эмоционально-оценочную и др.). Дискурс — это «существенная составляющая социокультурного
взаимодействия» (ван Дейк). Философское звучание термин приобрел благодаря
работам Фуко. «Дискурсия» понимается им как сложная совокупность языковых
практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они
подразумевают. В «археологических» и «генеалогических» поисках Фуко «дискурсия»
оказывается своеобразным инструментом познания, репрезентирующим весьма нетрадиционный
подход к анализу культуры. Фуко интересует не денотативное значение высказывания,
а, наоборот, вычитывание в дискурсе тех значений, которые подразумеваются,
но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом «уже сказанного».
В связи с этим возникает проблема анализа «дискурсивного события» в контексте
внеязыковых условий возникновения дискурсии — экономических, политических
и др., которые способствовали, хотя и не гарантировали его появление. Пространство
«дискурсивных практик» обусловлено возможностью сопрягать в речи разновременные,
ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя
динамику реального. В «дискурсии» Фуко обнаруживает специфическую власть произнесения,
наделенную силой нечто утверждать. Говорить — значит обладать
властью говорить. В этом отношении дискурс подобен всему остальному
в обществе — это такой же объект борьбы за власть. Во многом благодаря работам
Фуко, Альтюссера, Деррида, Лакана французская школа дискурсного
анализа отличается большей философской направленностью, вниманием к
идеологическим, историческим, психоаналитическим аспектам дискурса. Сегодня
анализ дискурса представляет собой междисциплинарную область знания; теория
дискурса развивается в лингвистике текста, психолингвистике, семиотике, риторике.
А. Р. Усманова
|