«ДИКИЙ ОПЫТ» —
метафора Делеза для обозначения исходного состояния субъективности, т.е. своего
рода до-субъективности, понятой как тотальная аструктурированность и принципиальная
неорганизованность (см. Ацентризм), т.е. «натурализм» опыта (Делез). Подобное
состояние опыта выступает основанием для соответствующего состояния сознания,
которое Делез определяет как «дикое» (до-предикативное) сознание». Зафиксированный
Делезом феномен «Д.О.» может быть оценен как аналог исходного субъективного
хаоса (см. Хаос), — как в смысле отсутствия выраженной структуры, так и в
смысле потенциальной креативности: именно «Д.О.» выступает исходной субстанцией
конституирования субъективности в собственном смысле этого слова, что реализуется
в процедурах складывания (см. Складка, Складывание) как интериоризации внешнего:
«именно сингулярности, все еще не связанные по линии внешнего как такового,
формируют плодородную массу» (Делез). В свою очередь, внешнее в данном контексте
трактуется Делезом в качестве «неоформленного внешнего» как принципиально
номадического распределения интенсивностей (см. Номадология): «неоформленное
внешнее — это битва, это бурная штормовая зона, где определенные точки и отношения
сил между этими точками носятся по волнам». При всей своей
терминологической специфике семантическая фигура «Д.О.» Делеза выражает одну
из фундаментальных парадигмальных установок постмодернистской философии (см.
Постмодернистская чувствительность, Нонселекции принцип), в силу чего функционально-семантические
аналоги фигуры «Д.О.» могут быть обнаружены и в других авторских построениях
постмодернизма (фигура «дочеловеческого анонимного потока» в концепции самоорганизации
сознания Мерло-Понти, фигура «текстового хаоса» в концепции семантики И.Хассана
и др.).
М.А. Можейко
|