ДИАЛОГИЗМ — направление
в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии
на основе диалога — в качестве отношения к Другому как к «Ты». К Д.
прежде всего относятся работы Розенцвейга, Розенштока-Хюсси,
Ф.Эбнера, Бубера и М.Бахтина.
Важную роль в становлении Д. сыграл кружок «Патмос»
в Берлине (1919 — 1923). Существенная часть проекта — критика предшествовавшего,
солипсически-монологического языка классической
философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на
объекты («Оно») или на самого себя («теоретичность»). Новое же мышление должно
базироваться на «отношении» (а не познании) и ориентироваться на воплощение
в «поступок», а не оставаться на уровне созерцания. Действительное «Я» — результат
спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления
— об очевидности «мыслю, следовательно, говорю», такая мысль — всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал
всякое «Ты» (в качестве Иного) как отблеск единственного
«Ты» Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего
в полной мере — возвращение к истинности мышления. Бубер же акцентирует внимание на том, что «Ты» различных существ
самостоятельны и разнообразны, в то же время он ставил вопрос о сфере «между»,
в которой (а не в субъектах или вещах) и возникают подлинные смыслы. Проект
Д. не был осуществлен полностью из-за ярко выраженного тяготения его приверженцев
к мифологичности языка — интеллектуальной моде начала
20 в. Однако Д. мощно повлиял на
экзистенциализм (Марсель, Ясперс), феноменологию (Сартр, Левинас),
герменевтику (Гадамер, Рикер)
и явился течением, во многом определяющим современный образ философской мысли.
Д.В. Майборода
|