ДИАЛОГ (греч. dialogos — беседа) — информативное и экзистенциальное взаимодействие
между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия,
определяющего лица «Я» и «Другого», либо как рационализированный Д., когда
событие встречи пересматривается исходя из полученного результата и приобретает
характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный
пласт общения и гипостазируется теоретико-информативный. Кроме того, следует
различать Д. в традиционном понимании — логический, и Д. в современном понимании
— феноменологический. В логическом Д. связь осуществляется через сферу общезначимого,
через речь (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в
речевого субъекта, что оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический
Д. — непосредственный обмен и перевод между персональными целостностями, мирами,
сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет.
Возможность взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными
трансцендентальными структурами и подобием организаций сознания, не гарантирует
адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием
языка Другого во всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано
с Д., что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над софистической беседой.
Несмотря на постоянную тягу философии к монизму, диалогизм постоянно проявлялся
при создании философских систем (как, например, дуализм). Особое внимание
к проблематике Д. назрело в гуманитарных науках под влиянием литературоведения
и герменевтики. Согласно М.Бахтину, так как сознание есть тогда, когда есть
два сознания, то корректнее употреблять вместо «науки о духе» термин «науки
о духах (двух по меньшей мере)». Современное гуманитарное познание выстраивается
диалогически, к примеру, как Д. с традицией в герменевтике и истории, осуществляющийся
через внутренний Д. — мышление. Проблема Д. чрезвычайно важна для современных
концепций теологии, чему начало было положено, в особенности, в работах Бердяева,
Франка, К.Барта, Бубера, Ф.Эбнера, Розенцвейга и др. Бог раскрывается как
абсолютное «Ты», а сама религия рождается не только движением личности к Абсолюту,
но и движением от Бога к человеку. В последнее время рассмотрение диалогических
перспектив развертывается в экологии (Д. с природой) и в культурологии (Д.
культур).
Д.В. Майборода
|