ДЕСТРУКЦИЯ (Destruktion)
— одно из центральных понятий фундаментальной
онтологии Хайдеггера. Понятие «Д.» используется Хайдеггером в противовес ранней
философии Гуссерля и, в особенности, методу феноменологической
редукции. В то время как феноменологическая редукция в том виде, в каком она
употребляется Гуссерлем в «Идеях» (1913), предполагает заключение в скобки
естественной установки к миру для того, чтобы сконцентрироваться на смыслоконституирующих структурах трансцендентальной субъективности,
Д. Хайдеггера предполагает заключение в скобки самого характера понимания
бытия. Как следствие более глубокого понимания, Д. предполагает разрушение
не только традиции, олицетворяющей объектированное,
научно-теоретическое понимание мира (что мы и наблюдаем у Гуссерля),
но и всей философской традиции. Поскольку трансцендентальным горизонтом понимания
бытия является время, вся история онтологии, т.е. все предшествующие доктрины
бытия, определялись в модусе настоящего времени. Отсюда необходимая связь
феноменологической Д. с проблематикой времени с целью выяснения элементарных
условий, при которых продуктивно может быть поставлен вопрос о бытии. У Хайдеггера
Д. предполагает три соответствующие операции: редукцию, или возвращение от
сущего к бытию; конструкцию бытия; Д. традиции. Таким образом, Д. есть необходимый
коррелят и редукции, и редуктивной конструкции бытия.
Только посредством Д. онтология может раскрыть подлинный характер собственных
понятий, что значит одновременное использование и стирание традиционно метафизических
понятий. Правомерно полагать, что у Хайдеггера основной целью Д. метафизической
концептуальности, унаследованной у классической традиции, состоит в обретении
философией почвы изначального опыта. В историко-философском плане хайдеггерианское
понятие Д. сопоставимо с Abbau
Гуссерля, с «деконструкцией» у Деррида.
В.Н. Семенова
|