«БУДЕТЛЯНСТВО» — понятие социальной философии Хлебникова,
применяемое им для обозначения: 1) объединения русских кубофутуристов (Хлебников,
А.Крученых, В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Каменский и др. — см. Футуризм); 2)
особой социальной общности, моделируемой в качестве совокупности единомышленников
(среди современников), которые ориентированы на «будущее» (идею социального
идеала) и видящих в его приближении смысл своей деятельности, — Хлебников
называет их «изобретателями» в противоположность «приобретателям»; 3) для
характеристики людей будущего, которые, по определению, должны быть творческими
людьми, способными посредством науки подчинять себе и преобразовывать историческое
и социальное время сообразно собственной воле. Как кубофутуристы, представители
Б. рассматривали свое искусство в качестве средства переосмысления феноменов
культуры, жизни и человека. Последовательное нивелирование ими оснований культуры
явилось реакцией на ситуацию в русском искусстве и науке начала 20 в.: прежняя
литература представлялась им набором манипуляций со словами, смыслы которых
либо были уже давно утрачены, либо «стерлись» от длительного, но «бесполезного»
использования. Б. провозгласило в качестве лозунга современности требование:
«Долой слово-средство, да здравствует Самовитое самоценное Слово!» (Хлебников),
тем самым выразив свою главную интенцию к «пере-творению» реалий культуры.
Используя приемы временного, смыслового и сюжетного сдвига (см. Сюжет), Б.
создает произведения, призванные вызывать «резонанс» в душах читателей и слушателей.
Однако Б. не представляло собой монолитного движения. Существенны различия
в методологии «словотворчества», используемой ими, при универсальном единстве
общей позиции, заключающейся в том, что следует не «через мысль» выявлять
семантику «самовитого слова», а «через слово» выходить «к непосредственному
постижению» истины (А.Крученых). Так, Д.Бурлюк акцентировал внимание на «каноне
сдвинутой конструкции»; А.Крученых использовал принцип «сдвигалогии русского
стиха», или экспериментально-эмпирический метод; Хлебников — собственно «словотворчество».
Б. придерживалось общемодернистской программы, которая может быть охарактеризована
глубинными интенциями выработки новой по сравнению с предшествующей традицией
методологии продуцирования текстов, призванных разрушать укрепившиеся в общественном
сознании представления о канонах, нормах и правилах художественной практики.
Модернизм Б. — это одновременно и этап в развитии экспериментальной и авангардистской
литературы, живописи, культуры и искусства начала 20 в., и метод своего рода
социальной прогностики. В контексте Б. может быть особо выделена фигура Хлебникова,
который, наряду с модернистским, использовал и постмодернистский по своим
характеристикам тип философствования (см. «Заумный язык»), ориентированный
на имперсональную мета-культурную игру и фундированный отказом от философии
«со-существования» (см. Тождества философия), от установки на целостную
систематизацию и теоретизацию действительности (см. Постметафизическое мышление),
от возможности сигнификации вне социокультурного контекста, выражаемого текстуальными
цитатами и конструкциями.
Ф.В. Пекарский
|