БЕСОВСКАЯ ТЕКСТУРА — метафорический (однако, несмотря
на это, широко распространенный в постмодернистской текстологии) термин Р.Барта,
фиксирующий ризоморфную (см. Ризома) организацию текста. Ризоморфность последнего обусловлена двумя пластами
причин. Во-первых, согласно парадигмальным презумпциям постмодернизма, текст
не имеет устойчивой структуры и центра (см. Ацентризм), а потому и
определенности значения (см. Означивание), — он может быть охарактеризован
не столько посредством понятия константной «структуры», сколько посредством
понятия процессуальной и нон-финальной «структурации» (см. Текстовой анализ),
предполагающей перманентную подвижность гештальтных параметров текстовой среды,
последовательную смену различных способов конфигурирования и, соответственно,
означивания последней. Во-вторых, в контексте постмодернистской концепции
интертекстуальности (см. Интертекстуальность) актуализируется исходное значение
общеевропейского корня text (лат. textus — ткань, переплетение): феномен
текста — в полном объеме этимологии данного термина — представляет собой текстуру,
образованную вследствие сплетения воедино различных семантических линий (смысловых
«нитей»), извлеченных из других, внешних по отношению к рассматриваемому,
текстов. Именно в данном аналитическом контексте Р.Барт вводит понятие «Б.Т.»
текста (взамен линейно понятой и семантически однозначной «структуры»): «Текст
же, в противоположность произведению, мог бы избрать своим девизом слова одержимого
бесами (Евангелие от Марка, 5, 9): «Легион имя мне, потому что нас много».
Текст противостоит произведению своей множественной, бесовской текстурой».
По оценке Р.Барта, «каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют
в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей
культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собою новую
ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых культурных кодов, формул,
ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. — все они поглощены
текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует
язык». (См. также Номадология, Ризома, Интертекстуальность.)
М.А. Можейко
|