БАТАЙ (Bataille)
Жорж (1897 — 1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист,
этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера — «самый светлый
ум во Франции». В 1901 — 1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество.
В 1915 окончил колледж д’Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже,
где в 1922 защитил дипломную работу «Рыцарский орден, стихотворная повесть
13 в.» и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу
в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х
в Париже общался с Шестовым; под его влиянием начал читать Ф.Достоевского,
Кьеркегора, Б.Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык
книги Шестова «Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше» (1925). Кроме этих мыслителей,
Б. интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Г.Гегель и Маркс; стержнем его
концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа.
В 1931 вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался
в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале «Социальная критика»: «Критика основ
гегелевской диалектики» (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль
о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее
психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); «Проблема государства»
(1933; полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного
государства и диктатуры социализма); «Психологическая структура фашизма».
Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических
проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований,
а в 1934 — 1939 — в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном,
Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями
к гегелевской «Феноменологии духа». В 1935 принимал участие в работе исследовательской
группы, организованной Лаканом; стал одним из инициаторов движения «Контратака»
(движение распалось в 1936), объединившего левых, интеллектуалов различных
творческих ориентации. Основными лозунгами движения были антинационализм,
антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена
мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными идейными
источниками «Контратаки» были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период
Б. обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных
им документов «недипломатическая грубость» Гитлера трактовалась как позитивная
альтернатива «слюнтяйству» французских политиков
и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайного общества «Асе-фаль» (и одновременно
журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было
создано в 1937 (его членом, в частности, стал Клоссовски; одним из правил
общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. стал одним из организаторов
социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии
«сакрального», способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием
иррациональных фактов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество
коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в Том
числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б.
выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б.,
смерть — «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному
существованию»), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе
Б. началось издание журнала «Критика», где он опубликовал статьи «Моральный
смысл социологии», «Тайна Сада», «О рассказах жителей Хиросимы», «Переход
от животного к человеку и рождение искусства», «Коммунизм и сталинизм», «Сад
(1740 — 1814)» и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона. Основные
сочинения: «Внутренний опыт» (1943), «Виновный» (1944), «О Ницше» (1945),
«Метод медитации» (1947), «Теория религии» (1948), «Проклятая доля» (1949),
«Литература и зло» (1957), «Эротизм» (1957), «Слезы Эроса» (1961), «Сумма
атеологии» (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. становились: Бергсон,
Ницше, З.Фрейд, Л.Шестов, С.Кьеркегор, Ф.Достоевский, Б.Паскаль, Платон, Маркс,
Г.Гегель, Клоссовски, Бланшо. В общих чертах взгляды Б. сводятся к
осмыслению опыта «абсолютной негативности», преодолевающего опосредованность
в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в
противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает
философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления
пределов мышления и чувственности. Адекватное выражение Б. опыта «невозможного»
в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель предельной интенсификации языка,
чтобы устранить дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом.
Наиболее важными у Б. в этом контексте становятся заимствованные у Гегеля
понятия «суверенности» и «трансгрессии» (см. Трансгрессия). («Господин» в
гегелевской трактовке, по версии Б., — это тот, кто неизбывно рискует собственной
жизнью.) «Суверенность» у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость
субъекта, т.е. «чистую позитивность», предшествующую всякому представлению.
Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно
мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении
преодолеть любые ограничения своей автономии. В своем оригинальном понимании
«трансгрессии» Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих
установлений как результата «общественного договора» и о естественном, «органически»
присущем каждому индивиду стремлении к собственной «суверенности», которая
никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм
реализации субъективности в «пограничных ситуациях» (насилие, экстаз, безумие,
смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам
расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом,
согласно Б., индивидуальное «постановочное движение» суверенной мысли отвергает
конформизм, гарантирующий «длительность» жизни, и стремится к конфликтам и
рискам, придающим ей необходимую «интенсивность», тем самым
восстанавливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации
этого «отверженного фрагмента» последний может стать основанием построения общества и первоначальным
капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение
субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют
исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его
самого. Б. отождествляет «суверенность» и «трансгрессию» вплоть до реабилитации
самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной
позиции выступает для Б. не социальный активизм, а литературное творчество.
Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности
и осторожности; она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит
основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который
насыщает свое письмо предельной степенью «революционности», тем самым
нарушая «правила игры» как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так
и к официальной идеологии. (См. также Телесность, Трансгрессия.)
А.А. Грицанов
|