АНЕКДОТ — наиболее
витальный жанр городского устного народного творчества, представляющий собой
мини-новеллу юмористического характера. При внешней непритязательности
А. выполняет целый ряд важных функций: коммуникативную (вовремя рассказанный
и удачный А. позволяет устанавливать, оптимизировать и закреплять коммуникативный
контакт); психотерапевтическую (А. позволяет в юмористической форме
говорить об Ужасном, т.е. безболезненно переводить из сферы «подсознательного»
в сферу сознательного представления, которые способны наносить субъекту серьезные
психические травмы, см., например, различные А. об изнасиловании);
социально высвобождающую (в А. традиционно
вполне могут быть задействованы табуированные или, по крайней мере, небезопасные
в других жанрах и сферах общения темы, ср. весьма распространенные в 1960
— 1980-е анекдоты о КГБ, евреях, Л.И.Брежневе и т.п.). Наконец, одной из важнейших
функций А. является игровая: семантическая структура значительного
корпуса А. предполагает обыгрывание лексической, референционной, синтаксической или иллокутивной
неоднозначности. А. в культурной ситуации постмодерна
претерпевает существенные трансформации, в первую очередь связанные со сменой
семантико-прагматических приоритетов. Так, для постмодернистских А. характерен такой прием как подчеркнуто игровое отождествление
индивидов, локализованных в различных возможных мирах, ср., например: Атлантический
океан в 1912 пересекает огромный корабль. Капитан собирает пассажиров, команду
и объявляет: — Дамы и господа, у меня есть две новости — одна крайне приятная,
вторая крайне неприятная. С которой мне начать? —
Пожалуй, с первой, — решают присутствующие. — Дамы и господа, наш корабль получил одиннадцать «Оскаров»... (в данном случае использован прием совмещения-отождествления
объектов, локализованных в реальном и виртуальном мирах подобное обыгрывание
границ между действительным миром и миром текста является типичным приемом
постмодернистского текстопостроения).
Ср. также следующий А., построенный на неоднозначной идентификации и невероятном
отождествлении индивидов, реально локализованных в различных пространственно-временных
мирах; при этом пародийный эффект интенсифицируется благодаря тому, что отождествление
демонстративно основывается на таком абсолютно условном, формальном признаке,
как случайное созвучие имен: Февраль 1917. Финляндский вокзал. На броневик
залезает лысый человек в кепке и обращается к собравшейся вокруг толпе: —
Товарищи, революция... — Леннон! Леннон! Леннон! — перебивая его, ревет толпа. — Дорогие товарищи!
— взывает человек. — Леннон! Леннон!
— продолжает толпа. — А, фиг с вами! — сдается оратор
и фальцетом начинает петь: — Yesterda-a-y... Постмодернистские
А. весьма немногочисленны: их активному продуцированию препятствует очевидное
противоречие между сверхдемократическим характером
жанра, с одной стороны, и весьма изысканным и в определенном смысле элитарно
ориентированным характером семантико-прагматической структуры, с другой. (См.
также Интертекстуальность.)
Е.Г. Задворная
|