АЛКОГОЛЬ — этиловый
спирт, этанол. Наиболее распространенное в Западной и Центральной Европе,
России, Северной Америке, части государств Азии вещество наркотического действия,
оказывающее депрессивное воздействие на нервную систему. А. известен как значимый
компонент, обусловливающий поведенческие сценарии людей с самых ранних стадий
эволюции социума. Способность А. вызывать у человека состояние эйфории, вуалировать
заботы и формировать сопутствующие иллюзорные представления уже в глубокой
древности воспринималась людьми как свойство безусловно сакрального типа (например,
широко распространенные Дионисийские таинства в Аттике и аналогичные культы
в других странах). Изобретение процедуры перегонки А. в эпоху средневековья
позволило значительно усилить меру и степень воздействия А. на психику человека.
Врач и алхимик средневековья Арнольд из Вилла-новы (1235 — 1311), автор сочинений
«О ядах», «О противоядиях», «Розарий философов» и др., именовал разновидность
А. — бренди — «эликсиром бессмертия». (В традиции символизма А. трактовался
как «огонь-вода» или образ соединения противоположностей: горящий А. интерпретировался
как одно из великих таинств природы. По мнению Башляра, когда А. горит, «он
кажется как бы “женской” водой, утрачивающей всякий стыд; неистово отдает
она себя своему господину — огню».) В новейшее время преобладающей функцией
А. (в контексте реконструкции процессов научного и художественного творчества)
правомерно рассматривать его значимый и одновременно высокотрагичный потенциал
как распространенного стимулирующего средства механизмов сублимации у выдающихся
творческих личностей (Л. ван Бетховен, В.Высоцкий, С.Есенин, Маркс, М.Мусоргский,
А. де Тулуз-Лотрек, Ф.С.Фицжеральд, П.Чайковский и др.). Систематические исследования
медико-социологического и психологического порядка тех деформаций в обществе,
которые вызываются массовым избыточным употреблением А., начались с середины
19 в.; тогда же (1848) шведский ученый М.Гусс предложил термин «алкоголизм»
для обозначения совокупности патологических изменений в организме человека,
явившихся результатом неумеренного потребления А. Актуализировавшиеся во второй
половине 20 ст. собственно философские реконструкции проблемы многомерной
топологии бытия (см. Плоскость, Складка) акцентировали, в частности, исследования
воздействия А. на трансформацию пространственных ориентации и временного восприятия
индивида. В ряде версий (например, у Делеза) отмечается, что алкоголизм человека
являет собой поиск особого эффекта: «необычайной приостановки настоящего».
Алкоголик, по мысли Делеза, живет совсем не в прошедшем времени несовершенного
вида и не в будущем времени; у него есть лишь сложное прошлое совершенного
вида — хотя и весьма специфическое. Пьянствуя, алкоголик так компонует воображаемое
прошлое, как если бы «мягкость причастия прошедшего времени соединялась с
твердостью вспомогательного настоящего: я бывало-любил, я бывало-делал, я
бывало-видел»... Сам же пьющий человек переживает один момент в другом, наслаждаясь
своим маниакальным всемогуществом... Совершенное прошедшее время превращается
в «я бывало-напьюсь». Настоящий момент в данном случае — уже не момент алкогольного
эффекта. Это, по Делезу, «момент эффекта эффекта»: застывшее «настоящее» («я,
бывало...») соотносится теперь лишь с ускользанием «прошлого» («напивался»).
Кульминация достигается в «оно, бывало...». В этом эффекте ускользания прошлого,
в этой утрате всякого объекта и заключается депрессивный аспект алкоголизма...
Когда алкоголизмом страдают по-настоящему, когда выпивка — это острая необходимость,
тогда, согласно Делезу, возникает иная, не менее основательная деформация
времени. На этот раз любое будущее переживается как «будущее совершенное»
с необычайным ускорением этого сложного будущего — эффектом от эффекта, не
оставляющим до самой смерти... Алкоголизм героев Фицжеральда — это процесс
саморазрушения, доходящий до того, что вызывает эффект «отлета» прошлого:
не только трезвого прошлого, от которого алкоголик навсегда отрезан... но
и ближайшего прошлого, в котором он только что выпивал и напился, а также
и фантастического прошлого, когда впервые был достигнут этот эффект... По
убеждению Делеза, как «триумф над застывшим и неприглядным настоящим, в котором
затаилась означаемая им смерть, — именно в этом отношении алкоголизм может
служить примером». А., по мысли Делеза, суть сразу и любовь и утрата любви,
и деньги и безденежье, и родина и ее потеря. Это «сразу объект, потеря
объекта и закон, управляющий этой потерей в налаженном процессе разрушения...».
В границах информационного общества с характерной для него многомерностью
сферы мыследеятельности человека, дополняемой полинаправленностью его личной
активности, особую значимость обретает свойство А. продуцировать ситуацию
«одиночества-в-толпе». Блокируя основные эмоционально-диалоговые каналы коммуникации
индивида с его ближайшим окружением, А. сохраняет при этом иллюзию его /индивида
— А.Г., Е.В./ адекватного участия в полилогах карнавального и тусовочного
типа. (См. также Ерофеев.)
А.А. Грицанов,
Е.Н. Вежновец
|