АБСУРД (лат. absurdus
— нелепый, от ad absurdum
— исходящий от глухого) — термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость,
бессмысленность феномена или явления. (Разработку «философии А.» в первую
очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие «А.» стало
использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений
человека с миром, лишенным «смысла» и враждебным человеческой индивидуальности:
не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание
отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает «абсурдное сознание» (Камю,
«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»). Согласно
сознанию такого типа адекватная коммуникация с «другими» невозможна: взгляд
иных невыносим, эти «другие» суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть
эту ситуацию А. — по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование
(а не Бытие) реально, но это — реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная.
Свобода абсолютна, все безразличны друг другу — выбор не обсуждаем, он неизбывно
задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, — постоянная честность перед
самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Это — единственная
деятельность, достойная уделосоразмерного выбора.
Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство — такова альтернатива,
по Сартру, подножия «Стены», стены А. Понятие «А.» нередко использовалось
в середине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед
непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания,
либо через художественное сознание. Тема А. была
присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн.др.).
В традиционной логике «доведение до А.» предполагает доказательство внутренней
противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием «А.» принято обозначать
утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария
и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения
как «абсурдную» оценивают саму ситуацию.
А.А. Грицанов
|