ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы завершили наш обзор литературы Древней Руси. Он был по необходимости
краток и неполон: за пределами данного очерка остались такие шедевры
древнерусской литературы, как «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово
о погибели Русской земли», «Моление» Даниила Заточника, «Хождение за
три моря» Афанасия Никитина, «Повесть о Горе-Злочастии» и многие другие
литературные памятники.
Цель наша была иная: на некоторых, как нам казалось, наиболее характерных
примерах проследить основные этапы развития древнерусской литературы,
показать разнообразие (и своеобразие) литературных приемов, познакомить
с произведениями разных жанров и стилей. Мы смогли наблюдать, как эволюционировали
и постепенно приближались к нам, к литературе нового времени художественные
приемы и сама система литературных жанров.
Если первоначально героем (не персонажем!) произведения могло быть
только историческое лицо, то уже в XV в. героем смог стать не только
купец Басарга, но и его семилетний сын, который накануне свершения своего
подвига беззаботно скачет верхом на палочке. В XVII в. литературными
героями станут и незадачливый купече ский отпрыск Савва Грудцын, и хитрая
купеческая жена Татьяна Сутулова, и даже Ерш Ершович!
Если на протяжении многовекового развития литературы мы почти не встречаемся
в ней с характерами (исключения типа матери Феодосия Печерского единичны),
видим лишь персонажи, ведущие себя в каждый момент так, как следует
вести себя человеку соответствующего социального ранга в данной ситуации,
то уже с начала XVII в. писатели задумываются над сложностью человеческого
характера и способами его изображения в литературе.
Постепенно совершенствуются приемы передачи прямой речи персонажей.
Долгое время она условна. Условен (типично фольклорный, сказовый) ответ
воинов Евпатия Коловрата Батыю, условны речи святых в житиях, условными
книжными штампами изъясняются даже герои «Повести о Савве Грудцыне».
Своим языком заговорит только Аввакум да на рубеже нового времени —
Фрол Скобеев.
Древнерусская литература начинала свой путь в строгих шеренгах жанров,
каждый жанр как воин в своем, подобающем ему мундире. А в XVII в. в
произведениях уже размыты последние признаки старой жанровой системы,
складывается новая система жанров, возникают поэзия, театр, сатира.
Медленно, словно опасаясь утратить нечто важное и значительное, расставалась
литература с «историзмом», неохотно впускала в свое царство вымысел,
освобождала простор для авторской самобытности и фантазии.
Если попытаться свести все эти тенденции литературного развития к
краткой формулировке, то можно сказать, что литература двигалась от
принуждения к свободе: от нормативных канонов к авторской индивидуальности,
от прямолинейной дидактики к свободному сюжету, оставляющему читателя
один на один с героями и ситуациями, от корпорации избранных героев
к изображению всякого человека, могущего заслужить внимание и сочувственную
заинтересованность автора и читателя. Литература постепенно расставалась
со сковывающими ее цепями канонов. Но до достижений русской классической
литературы XIX в. еще очень далеко — целое столетие успехов и неудач,
заблуждений и находок, теоретических выкладок и творческих исканий.
ЧТО ЧИТАТЬ О ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ
РУСИ
Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской
литературы XI-XIII веков. Л., 1968.
Дмитриев Л. А. История первого издания «Слова о полку Игореве». Материалы
и исследование. М.-Л., 1960.
Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л.,
1966.
Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения
литературы Древней Руси. М., 1975. Сборник статей о выдающихся памятниках
древнерусской литературы: «Слове о Законе и Благодати» Илариона, «Повести
временных лет», сочинениях Владимира Мономаха, «Слове о полку Игореве»,
«Молении» Даниила Заточника, «Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщине»,
«Повести о Петре и Февронии Муромских», «Хождении за три моря» Афанасия
Никитина, сочинениях Ивана Грозного, «Повести о Тверском Отроче монастыре»,
сочинениях протопопа- Аввакума «Повести о Горе-Злочастии».
Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания
Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.-Л. 1962, он же. Культура русского
народа. X-XVII вв. М.-Л., 1961; он же. Поэтика древнерусской литературы.
Л., 1967; 2-е изд. Л., 1971; он же. Русские летописи и их культурно-историческое
значение. М.-Л., 1947; он же. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный
очерк. М., 1976; он же. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1958;
2-е изд. М., 1970.
Лихачев Д. С., Лихачева В. Д. Художественное наследие Древней
Руси и современность. Л., 1971. В книгу вошли статьи Д. С. Лихачева:
«Своеобразие древнерусской литературы» и «Пути к новой русской литературе».
Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси.
Л., 1976. В книгу вошли статьи о творчестве Ивана Грозного, протопопа
Аввакума, о демократической сатире XVII в., о юродстве в Древней Руси.
Розов Н. Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. Л.,
1971.
Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.
История русской литературы X-XVII веков. Под ред. Д. С. Лихачева.
М., 1980.
Основные издания памятников древнерусской литературы[1]
Демократическая поэзия XVII в. 2-е изд. М.-Л., 1962.
Изборник (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969.
Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII в. М., 1978.
Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980.
Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М., 1981.
Ранняя русская драматургия. XVII — первая половина XVIII в. М., 1972.
Русская демократическая сатира XVII в. 2-е изд., доп. М., 1977.
Русская повесть XVII в. М., 1954.
Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л., 1970.
Русские повести XV-XVI вв. М.-Л., 1958.
[1] Подробнее см.: Дмитриев Л.А. Обзор изданий памятников
древнерусской литературы (1917-1978). — Русская литература. М., 1979, с. 183-199.
|