РАЗДЕЛ V. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ
ГЛАВА 1. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОДА К ИМПЕРИИ («ВЕК АВГУСТА»)
7. Овидий
Четвертая книга Проперция свидетельствовала уже об ослаблении тех
общественных настроений, которые за четверть века до нее породили специфическое
мироощущение римской элегии. Завершителем и вместе с тем разрушителем
этого жанра является младший в ряду элегических поэтов Рима, Публий
Овидий Назон (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.). С литературной деятельностью
этого поэта, блестящей и легковесной, мы вступаем во вторую половину
правления Августа, в период, когда творческие силы «золотого века» уже
начинают иссякать (стр. 368).
В «Скорбных стихотворениях» (Tristia, IV, 10) времени изгнания Овидий
рассказал историю своей жизни. Он родился 20 марта 43 г. в городе Сульмоне
и принадлежал к старинному всадническому роду. Отец предназначал своих
двух сыновей, поэта и его рано умершего старшего брата, к адвокатской
деятельности и государственным должностям и еще детьми отправил их в
Рим обучаться красноречию. При изменившейся политической обстановке
«выучка на форуме» уже потеряла то значение, какое она имела в молодые
годы Цицерона. Основная ораторская подготовка проходила теперь в реторической
школе, на «декламациях» (стр. 367). По словам современника, Сенеки Старшего,
Овидий считался хорошим декламатором, но логические стороны декламации
— юридические доказательства, систематическое изложение — всегда тяготили
его, и он охотнее произносил свасории, чем контроверсии; его декламации
уже тогда производили впечатление стихотворений в прозе. Сам Овидий
уверяет, что проза ему никогда не давалась и невольно переходила в стих:
Часто твердил мне отец: «За пустое ты дело берешься:
Даже Гомер по себе много ль оставил богатств?»
Тронутый речью отца и забросивши Муз с Геликоном,
Стал было я сочинять, вовсе чуждаясь стиха.
Сами, однако, собой слова в мерные строились стопы:
То, что я прозой писал, в стих выливалось само.
Завершив свое образование традиционной поездкой в Грецию к Малую Азию,
Овидий вернулся в Рим, чтобы начать свою должностную карьеру, но вскоре
отказался от нее, успев пройти лишь через. низшие должности судебного
и полицейского характера. Светские развлечения и литература привлекали
его гораздо больше, чем перспектива попасть в сенат, и он вел независимую
жизнь состоятельного человека, вращаясь в высшем римском обществе и
в поэтических кругах. Особенно тесно был связан Овидий с литературным
окружением Мессалы, но он поддерживал связи и с поэтами кружка Мецената,
особенно с Проперцием.
В литературной деятельности Овидия можно наметить три этапа: любовная
поэзия (примерно, до начала н. э.), поэзия на учено-мифологические темы
и, наконец, стихи времени изгнания.
Писать стихи Овидий начал рано. Он дебютировал любовными элегиями,
из которых впоследствии составилось пять книг. Дошедший до нас сборник
«Любовных стихотворений» (Amores) в трех книгах представляет собой сокращенное
переиздание, подготовленное самим автором. По элегической традиции сборник
имеет свою героиню, которую Овидий назвал Коринной, по имени древней
беотийской поэтессы (около 500 г.), разрабатывавшей местные сказания
на диалекте своей родины; однако лишь немногие стихотворения обращены
непосредственно к Коринне, и роль этого совершенно отвлеченно поданного
образа сводится к тому, чтобы служить персонажем нескольких типических,
традиционных ситуаций. Элегии Овидия являются в значительной мере перепевами
из Катулла, Тибулла, Проперция, греческих эпиграмматистов; мы снова
встречаемся с серенадой, с наставлениями сводни, с корыстолюбивыми красавицами
и соперником-воином, но Овидий отличается совершенно иным отношением
к действительности и к литературному материалу и иными стилистическими
приемами, чем его римские предшественники. Поэт, выросший в атмосфере
империи и упоенный внешним блеском «золотого Рима», не знает того чувства
неудовлетворенности современной жизнью, через которое прошло большинство
писателей предыдущего поколения. Он поздравляет себя с тем, что «родился
именно теперь», и единственное, с чем он не согласен в идеологической
политике империи, это — официальное преклонение перед прошлым и лозунг
возрождения старинных добродетелей: к брачному законодательству Августа
Овидий относится с нескрываемой иронией. «Влюбленный поэт» выступает
уже вне отрыва от современности, не на фоне сельской идиллии или мифа,
а в обстановке светской жизни Рима и римской улицы. Это приводит к «снижению»
жанра; идеализованная любовь элегии огрубляется или становится предметом
иронической игры. В противоположность Тибуллу и Проперцию Овидий не
претендует на изображение серьезного и глубокого чувства; он только
«шутливый певец любовной неги», согласно его собственной характеристике
в автобиографии.
Другое значительное, отличие Овидия от его предшественников состоит
в том, что Овидий переносит в поэзию принципы декламационного («реторического»)
стиля. Это выражается прежде всего в нескончаемых вариациях одной темы.
Целая элегия (I, 9), величиной в 46 стихов, построена на «обыгрывании»
мысли, что влюбленный представляет собой воина на службе у Амура; мысль
дана в первой же строке (цитированной на стр. 403), а затем развернута
в многочисленных сравнениях. Овидий нередко берет отдельный мотив, намеченный
кем-либо из более ранних поэтов, и расширяет его помощью декламационной
обработки до размеров большого стихотворения. Безнадежное «ненавижу
и люблю» Катулла получает шутливо-игровое развертывание, а «смерть воробья»
того же Катулла разбухает в большую элегию о скончавшемся попугае Коринны,
построенную по всем правилам реторики и пародирующую пафос надгробных
речей.
Декламационный стиль стал преобладающим в литературе периода империи,
и творчество Овидия открывает в этом отношении новый этап развития римской
поэзии. Но Овидий, при своем игривом отношении к литературному материалу,
нисколько не чувствует себя в оппозиции к предшественникам; он широко
.использует их темы, мысли, даже выражения, расточает похвалы им всем,
без различия направлений. Элегия, посвященная кончине Тибулла (III,
9), — одно из лучших стихотворений сборника. Блестящий литературный
талант Овидия дает себя знать уже в этих первых опытах. Изобретательность
в вариациях, остроумие, тонкость отдельных психологических наблюдений,
живые зарисовки быта — таковы литературные достоинства «Любовных стихотворений».
К этому присоединяются исключительная легкость и гладкость стиха, в
которых Овидий не знает себе равного среди римских поэтов. Вместе с
тем сборнику свойственны недостатки, которые отличают и все последующее
творчество поэта, — незначительность содержания, однообразие и отсутствие
чувства меры, самовлюбленность автора, который, по словам Сенеки Старшего,
«прекрасно знал свои недостатки, но любил их».
В своем следующем сборнике Овидий окончательно отказывается от износившейся
маски «влюбленного поэта». «Героини» (иначе «Послания») представляют
собой серию писем мифологических героинь к находящимся в разлуке с ними
мужьям или возлюбленным. Овидий возвращается таким образом к любовно-мифологической
элегии, но не в повествовательной форме, а в виде субъективного излияния
влюбленных героинь; письмо является только формой для лирического монолога.
Монолог мифологического пepcoнажа, а также письмо были формами реторической
декламации, но для поэзия такие письма являлись новинкой. Пятнадцать
писем от имени пятнадцати героинь дают Овидию возможность блеснуть искусством
вариации. Все письма в сущности на одну тему: разлука». тоска, одиночество,
муки ревности, горестные воспоминания о начале несчастной любви, мысли
о смерти, мольба о возвращении, — каждое послание соткано из серии таких
постоянно повторяющихся мотивов и вместе с тем индивидуализовано соответственно
характеру персонажа и различию в условиях, создавших разлуку. Скромная
Пенелопа и сжигаемая страстью Федра, сентиментальная Энона и мстительная
Медея, насильственно разлученная Брисеида и покинутая Дидона по-разному
переживают свои чувства.
Декламационный стиль, которому следует Овидий, создан был для словесного
воплощения усложненной душевной борьбы и патетических конфликтов. В
этой области поэт оказался большим мастером; как художественное раскрытие
психологии любви, «Героини» представляют собой значительное литературное
явление и пользуются заслуженной славой. Описательная и повествовательная
сторона подчинены психологической задаче. Описания природы создают фон
для настроения, а сюжетная сторона мифа излагается так, как она должна
была представляться с точки зрения ревниво влюбленной героини. Материал
свой Овидий черпает из разных источников. Он использует Гомера (Пенелопа,
Брисеида), трагедию (Деянира, Медея, Федра), эллинистическую поэзию,
Катулла (Ариадна), Вергилия (Дидона), памятники изобразительного искусства,
но перерабатывает сюжеты по-своему; так, любовная драма Брисеиды сконструирована
из ничтожных намеков гомеровского эпоса. По душевному облику фигуры
Овидия очень далеки от величавых образов эпоса или трагедии; эти чувствительные
«красавицы» почти всегда боязливы и беспомощны, и Дидона Овидия совершенно
лишена, например, тех героических черт, которыми ее еще так недавно
наделил Вергилий. Составительницы посланий владеют, конечно, всеми приемами
декламационного искусства; мифологическая сфера служит только для того,
чтобы вывести чувства более позднего времени за рамки быта и освободить
от оттенка иронической фривольности, сопровождающей у Овидия картины
современной жизни.
Сборник вызвал подражания; один из римских поэтов стал сразу же сочинять
ответные письма адресатов «Посланий». Впоследствии к «Героиням» были
присоединены еще три пары посланий, каждая из которых содержит письмо
героя и ответ героини. За любовным объяснением Париса, где пущены в
ход самые испытанные аргументы обольщения, следует ответ колеблющейся
еще Елены, которая начинает в тонах оскорбленного достоинства, а кончает
предложением вести дальнейшие переговоры через ее наперсниц. Другой
вариант любовного объяснения мы находим в письмах Аконтия и Кидиппы,
героев знаменитой элегической повести Каллимаха (стр. 216). Тема разлуки
разработана в посланиях Геро и Леандра, также восходящих к эллинистическим
источникам. Леандр каждую ночь переплывал через Геллеспонт для свидания
с Геро, но в течение нескольких суток его задерживает буря. Письма осенены
предчувствиями трагического финала — Леандр погибнет в волнах, его тело
будет прибито к берегу Геро, и та бросится в море, обнимая труп своего
жениха (ср. стр. 268). Парные послания отличаются некоторым многословием,
но по стилю настолько близки к Овидию, что его авторство не должно вызывать
сомнений; составлены они, вероятно, значительно позже, чем основной
сборник.
К периоду работы над «Героинями» относится недошедшая до нас трагедия
«Медея», о которой античная критика отзывается с чрезвычайной похвалой.
«Медея» Овидия и (также несохранившийся) «Фиест» Вария (стр. 368) считались
лучшими произведениями римской трагической поэзии.
Римской элегии изначала свойственна была претензия на «учительную»
роль в сфере любви (стр. 402). Овидий делает из этого последовательный
вывод и завершает свою деятельность певца любви «дидактическими» произведениями.
Овидий и здесь шел собственным путем, развивая то, что имелось у предшественников
лишь в зачаточных формах. «Наука любви» (Ars amatoria, 1 г. до н. э.
— 1 г. н. э.) представляет собой пародийно-дидактическую поэму в стиховой
форме элегии (подлинные дидактические поэмы составлялись в гексаметрах).
Как заправский составитель «руководства», Овидий прежде всего ссылается
на свое знакомство с предметом и дает классификацию своей «науки». Она
состоит из трех частей: явно пародируя реторические руководства, которые
начинались с вопроса о «нахождении» (стр.231), Овидий дает своей первой
части тот же заголовок — «нахождение» предмета любви; вторая часть —
как добиться любви, третья — как эту любовь удержать. Наставления даются
сперва для мужчин (кн. 1 — 2), затем для женщин (кн. 3). Изложение нехитрой
и однообразной «науки» оживлено эффектными сентенциями, мифологическими
повествованиями, бытовыми сценками, но никогда не подымается над уровнем
«шаловливой любви», временных связей между знатной молодежью и полупрофессиональными
гетерами.
Ироническая наблюдательность Овидия и его пародийный талант находят
для себя благодарнейший материал в «дидактической» трактовке именно
этой сферы любовных отношений.
В том же шутливо-наставительном тоне составлена вторая «дидактическая»
поэма уже на противоположную тему — «Лекарства от любви» (1 — 2 гг.
н. э.), средства помочь тому, чья любовь безнадежна. От третьей поэмы
— о косметике — сохранилось только начало.
«Дидактическими» поэмами заканчивается первый период творчества Овидия.
Он обращается к повествовательному жанру, в котором развертывает свой
блестящий талант рассказчика, обнаруживавшийся уже в мифологических
отступлениях «Науки любви». Новая линия знаменует также переход к более
серьезным, «ученым» темам. Мастер краткого, новеллистического повествования,
Овидий избирает форму «каталогообразной» поэмы, объединяющей большое
количество тематически близких между собою сказаний. Такого рода произведения
нередко встречались в александрийской поэзии («Причины» Каллимаха, поэмы
Эратосфена, Никандра и др.; стр 228 — 229). Овидий одновременно работал
над двумя ученоповествовательными поэмами каталогообразното типа: это
— «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).
Тема «превращения» занимает большое место в мифологии всех народов
(ср. стр. 23). Имелись эти мифы в большом количестве и у греков; во
многих случаях это были местные, малораспространенные сказания. Эллинистическая
«ученая» поэзия занималась их собиранием. «Катастеризмы» Эратосфена
(стр. 228), «Происхождение птиц», приписывавшееся некоему Бэю (Boios,
или некоей Бэо, Boio), универсальные поэмы о всякого рода .превращениях,
составленные Никандром и Парфением, могут служить примерами таких мифологических
сводов, послуживших, тематическими образцами для Овидия. Рядом с ними
имелись и прозаические своды, трактаты о мифологии, подававшие огромный
материал сказаний в более или менее систематическом изложении.
«Метаморфозы» Овидия — поэма в гексаметрах, состоящая из 15 книг;
в них собрано свыше двухсот сказаний, имеющих своим финалом превращение.
Наименование «Метаморфозы» воспроизводит заглавие, данное Парфением.
Овидий задумал не сборник сказаний, а связное целое, «непрерывную поэму»,
в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую нить. Это
— прежде всего хронологическая нить. Поэма движется от сотворения мира,
которое является первым «превращением», превращением первозданного хаоса
в космос, к историческим временам, вплоть до новейшей официально признанной
«метаморфозы», «превращения» Юлия Цезаря в комету. Выдержать видимость
хронологического расположения материала возможно было лишь в начале
поэмы (сотворение мира, четыре века, потоп и т. д.) и в ее заключительных
частях, со времени Троянской войны. Основная масса сказаний не была
приурочена к определенному времени и не всегда содержала внутренние
связи между отдельными преданиями. Требовалось большое искусство композиции,
чтобы создать из этого разрозненного материала цельное повествование.
Овидий прибегает к самым разнообразным приемам. Он то располагает сказания
по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его
потомки), то объединяет сюжетно близкие или контрастные повествования,
то, наконец, пользуется «рамочным» методом, вводя одно предание внутрь
другого как рассказ кого-либо из действующих лиц или как описание изображений
на памятниках искусства. Устанавливаемая таким образом связь преданий
все же оказывается иногда чисто внешней. Но Овидий стремится именно
к пестроте и разнообразию повествований. Проходящее через всю его деятельность
искание вариаций сказывается и в замысле «Метаморфоз», в нанизывании
огромной серии преданий с однотипным финалом. Наибольшие трудности в
смысле варьирования представлял заключительный акт превращения, но и
с этой задачей Овидий успешно справился. Основное внимание уделено,
однако, не финалу, а подготовляющему его рассказу. Варьируя рассказы
по величине, подробности изложения, по тону и настроению, Овидий избегает
однообразия и, щедро рассыпая огромное богатство красок, всегда остается
живым и занимательным. С необычайной легкостью он чередует грустные
и веселые картины, трогательные и ужасные, возвышенные и смешные. Любовь
фигурирует в самых различных аспектах, хотя любовные темы являются далеко
не единственными. Вслед за «Гекалой» Каллимаха Овидий описывает идиллическую
жизнь бедной и благочестивой старой четы (Филемон и Бавкида), но не
отказывается и от боевых сцен и дает скульптурно законченные картины
сражений. В иных случаях он возвращается к декламационной технике своих
предшествующих произведений и вкладывает в уста действующим лицам драматические
монологи (Медея) и даже целые «словесные состязания» (спор Аякса и Одиссея
об оружии Ахилла).
При всем этом разнообразии преобладает стиль короткого, напряженного
и эмоционально окрашенного повествования. Миф превращается в изящную
новеллу. Из огромного множества эффектно изложенных сказаний укажем
несколько наиболее известных: к их числу принадлежит описание четырех
веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево (кн. I); миф о Фаэтонте,
сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю
(кн. II), о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое
собственное изображение (кн. III); новелла о несчастной любви Пирама
и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе
(кн. IV); сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их
за высокомерную похвальбу (кн. VI), о ревнивой любви Кефала и Прокриды
(кн. VII); несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды
(кн. VIII); сказание об Орфее и Эвридике, любовные мифы, рассказываемые
Орфеем (кн. X), преданная любовь Кеика и Галькионы (кн. XI).
Мифологические образы претерпевают в «Метаморфозах» такое же «снижение»,
как и в «Героинях». Особенно заметно это в трактовке богов. Они организованы
по-римски: на небе есть свои дворцы для мощных богов и места, где живет
«плебс». Поведение божественных фигур вполне соответствует нравам римского
галантного общества; сплетни и любовные приключения составляют их основное
времяпрепровождение. Юпитер, наподобие супруга комедии, совершает свои
проделки тайком от ревнивой жены и хорошо знает, что «величественность
и любовь друг к другу не подходят».
В последних частях поэмы Овидий переходит от греческих сказаний к
италийским и римским. Заключительная книга содержит, между прочим, изложение
учения Пифагора о переселении душ, своего рода философское обоснование
«превращений».
Римским мифам специально посвящены «Фасты». Овидий поставил перед
собой ту задачу, над которой в свое время начал работать Проперций,
создание серии повествовательных элегий о преданиях и обрядах римского
культа, как древнеримского, так и позднейшего, эллинизованного. Это
произведение должно было быть проникнуто духом официальной идеологии,
которую поэт прежде отвергал, и Овидий собирался посвятить его Августу.
В качестве нити, связующей отдельные сказания, он избрал римский календарь
(отсюда заглавие). Каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается
с учено-грамматических толкований имени этого месяца. Следование порядку
календаря нередко уводило автора в малознакомую ему астрономическую
область, но позволяло, с другой стороны, включать мифы о происхождении
созвездий. Основное содержание «Фастов» — сказания, связанные с римскими
праздниками. Мифы греческого происхождения и италийский фольклор чередуются
здесь с рассказами из римской истории, как легендарной, так и более
поздней, вплоть до событий современности. Особенно подчеркнуты дни,
являющиеся памятными для императорского дома. В некоторых случаях сказания
«Фастов» дублируют сюжеты «Метаморфоз»; на этих примерах отчетливо видно
различие между изложением эпической поэмы и взволнованным, неровным
стилем элегического повествования. Несмотря на желание прославлять старину,
Овидию лучше всего удаются шутливые и любовные темы. Особенно известен
рассказ о насилии, которое совершил сын последнего римского царя Тарквиния
над целомудренной Лукрецией; однако и здесь Лукреция изображена не как
древнеримская матрона, а в стиле робких «героинь» овидиевской любовной
поэзии. Для оживления ученого материала, почерпнутого из сочинений римских
антикваров, Овидий прибегает к приемам Каллимаха (стр. 217): боги. Музы,
наконец случайно встреченные собеседники дают автору необходимые ученые
разъяснения.
Овидий уже почти закончил «Метаморфозы» и довел «Фасты» до средины
изложения, когда в конце 8 г. н. э. Август сослал его на далекую окраину
империи, на берег Черного моря, в город Томы (или Томис, современная
Констанца). Причины ссылки остались неизвестными. Поэту вменялась в
вину безнравственность «Науки любви», как произведения, направленного
против основ семейной жизни, но к этому присоединилась другая, более
конкретная и, по-видимому, более важная причина, о которой Овидий неоднократно
говорит в туманных выражениях. Из его намеков можно заключить, что он
был очевидцем (будто бы случайным) некоего преступления, что преступление
это не имело политического характера, но затрагивало лично Августа,
что упоминание об этом преступлении было бы равносильно тому, чтобы
растравлять раны императора. Исследователи указывают, что в том же 8
г. была сослана за развратную жизнь внучка Августа Юлия Младшая. Если
Овидий был каким-либо образом замешан в этом деле, император мог поставить
его поведение в связь с его литературной деятельностью, — но все это
не больше, чем гипотеза.
Катастрофа, постигшая Овидия, была для него совершенной неожиданностью.
В отчаянии он сжег рукопись «Метаморфоз», и если поэма сохранилась,
то лишь благодаря копиям, имевшимся уже у его Друзей. Содержанием его
поэзии становятся теперь жалобы на судьбу и мольбы о возвращении в Рим.
В пути, длившемся несколько месяцев, он составляет первую книгу «Скорбных
стихотворений» (Tristia) в элегическом размере. Прекрасная элегия (I,
3) описывает последнюю ночь, проведенную в Риме; другие содержат рассказы
о невзгодах пути, о бурном плавании, обращения к жене и друзьям, которых
он даже не рискует называть по имени. Вскоре после прибытия в Томы написана
вторая книга, большое, весьма льстивое послание к Августу, в котором
Овидий оправдывает свою литературную деятельность, ссылается на примеры
поэтов прошлого, свободно трактовавших любовные темы, и заверяет, что
его поэзия являлась по большей части фикцией, ни в какой мере не отражавшей
личную жизнь автора. Август остался непреклонным. Последующие три сборника
«Скорбных стихотворений» (10 — 12 гг.) варьируют несколько основных
тем, как то: жалоба на суровый климат Скифии, на неверность друзей,
прославления преданной жены, признательность тем, у кого сохранились
дружеские чувства к изгнаннику, просьба о заступничестве, о переводе
в другое место ссылки, восхваления поэзии, как единственного утешения
в печальной жизни. В заключительном стихотворении 4-й книги Овидий рассказывает
свою автобиографию. Интересен отзыв Пушкина о Tristia: «Книга Tristium...
выше, по нашему мнению, всех прочих сочинений Овидия (кроме «Превращений»).
Героиды, элегии любовные и самая поэма Ars amandi, мнимая причина его
изгнания, уступают элегиям понтийским. В сих последних более истинного
чувства, более простодушия, более индивидуальности и менее холодного
остроумия. Сколько яркости в описании чуждого климата и чуждой земли,
сколько живости в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные
жалобы!»[1]
В четырех книгах «Понтийских посланий» (12/13 — 16 гг.) Овидий уже
называет своих адресатов. У него иногда появляются, особенно в более
поздних письмах, сравнительно бодрые тона, он как бы освоился с обстановкой,
принимает знаки почета от окружающих, составляет на местном гетском
языке стихотворение в честь императорского семейства. Письмо (III, 2),
в котором старик гет рассказывает предание об Оресте и Пиладе, послужило
Пушкину образцом для рассказа старика цыгана о самом Овидии. Стилистически
стихотворения эти становятся все более небрежными, и былой реторический
блеск угасает.
К годам изгнания относятся и некоторые другие произведения — исполненный
темных намеков памфлет «Ибис» с проклятиями по адресу какого-то неверного
друга, начатая дидактическая поэма о рыбной ловле и ряд несохранившихся
стихотворений. Есть предположение, что парные послания сборника «Героинь»
составлены в эти же годы.
Незадолго перед смертью Августа (14 г.) у Овидия появились надежды
на возвращение. Когда императором стал Тиберий, поэт пытался привлечь
к себе внимание нового наследника престола, несколько причастного к
литературе Германика. Он стал перерабатывать незаконченные «Фасты» с
тем, чтобы посвятить их новому покровителю, но переработка не продвинулась
дальше первой книги. В этом незаконченном виде (шесть книг, из которых
первая во второй редакции) «Фасты» и были впоследствии изданы, уже после
смерти поэта, который скончался в изгнании в 18 г. н. э.
Уступая многим из своих современников в глубине и оригинальности творчества,
Овидий был замечательным мастером легкой формы. Античная критика признавала
его высокую одаренность, но считала нужным отметить, что он «потакал
своему дарованию вместо того, чтобы управлять им»; в читательских кругах
он сразу же снискал прочную популярность. Не уменьшилась она и в Средние
века. «Метаморфозы» считались «языческой библией», своего рода источником
премудрости, к которому составлялись аллегорические толкования; любовная
поэзия «отличного доктора» (doctor egregius) Овидия вдохновляла латинизирующую
лирику и провансальских трубадуров — автор «Любовных стихотворений»
и «Науки любви» учил языку любви средневековую Европу. Подобно Вергилию,
он был предметом легенды. Со времен Возрождения сюжеты Овидия подвергались
бесчисленным переработкам: из них создавались новеллы, оперы, балеты.
В русской литературе образ Овидия навеки связан с именем Пушкина, который
любил сопоставлять свою ссылку на юг с ссылкой Овидия.
[1] Соч. Изд. Акад. Наук СССР, т. IX, ч. 1, Л., 1928, стр. 325.
|