PAЗДЕЛ IV. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВА IV. ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕГО ВЕКА РЕСПУБЛИКИ
5. Лукреций
Как уже приходилось указывать (стр. 321), одним из симптомов распада
полисной идеологии в Риме было распространение эпикуpейской философии.
О значительности эпикурейской пропаганды свидетельствует уже то обстоятельство,
что эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную
деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой
аудитории. Верные принципам школы, эпикурейцы писали просто, без реторики
и без претензий на художественное изложение.
Когда Цицерон приступал к философским работам, по-латыни имелся уже
ряд эпикурейских произведений, а философия Эпикура насчитывала многих
видных сторонников, которых привлекала к себе та или иная сторона учения.
Для дельцов из всаднического сословия, уклонявшихся от государственных
должностей для того, чтобы не стеснять свободу своих финансовых операций,
эпикуреизм был удобной ширмой, «философским» обоснованием отказа от
политической деятельности (Тит Помпоний Аттик); ясный ум Цезаря тяготел
к материалистической философии, последовательно отвергавшей суеверия
и предрассудки, с которыми склонны были заигрывать другие философские
школы; но особенно охотно искали успокоения в эпикурейской «безмятежности»
образованные представители средних слоев, утомленные гражданской войной
и бесперспективностью политической борьбы.
Центром эпикуреизма в Италии была полугреческая Кампания. Около Неаполя
находилась школа Сирона, одного из виднейших пропагандистов эпикурейского
учения в 50 — 40 гг. I в. В Кампании и Риме развертывалась продуктивная
литературная деятельность греческого поэта и философа Филодема (стр.
229). Через школу Сирона и Филодема прошли многие представители римской
литературы времени перехода к империи, в том числе будущий корифей римской
поэзии Вергилий, может быть также и Гораций. При раскопках в Геркулануме,
засыпанном вместе с Помпеями лавой во время извержения Везувия в 79
г. н. э., была обнаружена целая эпикурейская библиотека — большое количество
обугленных, далеко еще не дешифрированных свитков, — материальный памятник
кампанского эпикуреизма.
В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар (родился
около 98 г., умер в 55 г.), автор замечательной поэмы «О природе» (или,
как обычно переводят, калькируя латинское заглавие, «О природе вещей»
— «De rerum natura»).
Биографические сведения о Лукреции чрезвычайно скудны. Мы ничего не
знаем о его происхождении, образовании, о жизненном пути, о связях с
другими представителями эпикурейского учения. По не вполне достоверному
сообщению в хронике христианского писателя Иеронима Лукреций страдал
периодическими припадками безумия, вызванными будто бы «любовным напитком»,
и кончил жизнь самоубийством; поэма его, не получившая окончательной
отделки, была издана затем Цицероном. Автор предполагал посвятить свое
произведение одному из представителей знатного рода Меммиев, но посвящение
это проведено не во всех частях поэмы: Лукреций либо не довел своего
плана до конца, либо отказался от первоначального намерения. Поэма была
выпущена в свет с многочисленными следами своей незаконченности, с повторениями,
несглаженностями и пробелами изложения.
Выбирая для философского трактата форму дидактической поэмы, Лукреций
возобновляет просветительную традицию Энния (стр. 306), восходящую в
свою очередь к философским поэмам древних сицилийцев (стр. 95). Для
последователя Эпикура стихотворная форма изложения является несколько
неожиданной. Сам Лукреций пытается оправдать ее потребностями популяризации:
Поскольку учение наше Непосвященным всегда представляется слишком
суровым И ненавистно оно толпе, то хотел я представить Это ученье тебе
в сладкозвучных стихах пиэрийских, Как бы приправив его поэзии сладостным
медом.
Но в действительности поэма Лукреция отнюдь не является только философским
трактатом, переложенным в стихи и «приправленным» поэзией. Это — подлинное
художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением
мира новую страницу в античной литературе и исполненное высокого пафоса.
Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный
борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического
миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним
предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы
Лукреция. Предметом своего изложения он берет не этику «наслаждения»
и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную
часть системы, направленную 'против веры в божественное управление миром
и в загробную жизнь. Как мы знаем (стр. 193), учение Эпикура формально
не является атеистическим. Боги существуют, но ведут блаженную жизнь
в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому
процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения
принимает Лукреций. О политических событиях своего времени Лукреций
никогда не упоминает, предпочитая уноситься 'мыслью в прошлое, особенно
в эпоху второй Пунической войны, прославленной поэтическим дарованием
Энния. Ничем не выражает он также своего отношения к актуальной политической
борьбе. Этот эпикурейский индифферентизм коренится, однако, в глубокой
неудовлетворенности настоящим. Лукреций говорит о современности только
в общих выражениях, но по мрачности тона они не уступают уже известным
нам, хотя и несколько более поздним зарисовкам Саллюстия. Алчность,
борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и
бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества
в изображении Лукреция. Просветительская философия Эпикура, материалистичная
в истолковании природы, оставалась глубоко идеалистичной по отношению
к общественным явлениям. Источник социального зла Лукреций усматривает
в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется
ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной
жизни души. Согласно Эпикуру, люди гоняются за богатством, почестями
и прочими мнимыми благами из-за боязни лишений, а боязнь лишений есть
не что иное, как смягченная форма страха перед смертью. Преодоление
этого страха на основе материалистического объяснения природы должно
устранить источник ненужных стремлений и мелких страстей и открыть перед
людьми перспективу безмятежной жизни.
Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг, и каждая
открывается особым вступлением. Наиболее развернуто вступление первой
книги, имеющее характер введения к поэме в целом. Для прочности поэтических
традиций в античной литературе чрезвычайно показателен тот факт, что
поэт, ставящий себе целью опровергнуть 'представления о божественном
управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения
к божеству в начале произведения. В качестве божества-покровителя поэмы
о природе Лукреций избрал Венеру, которую он прославляет с большим воодушевлением,
как зиждительную силу мира; выбор этот тем более был уместен, что Венера
являлась фамильным божеством адресата поэмы Меммия. Но немедленно же
после этого обращения поэт возвещает об антирелигиозной установке своего
произведения.
Безобразно влачилась
Жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом,пока
Эпикур не раскрыл всех тайн природы.
Так в свою очередь днесь религия нашей пятою
Попрана, нас же самих победа возносит до неба.
Религия — источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений;
она — мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого
света, возженного учением Эпикура.
Лукреций последовательно развертывает механистическую картину мира,
разработанную античной материалистической мыслью. С гордым пафосом познанной
закономерности природы он устанавливает основной принцип исследования:
Из ничего не творится ничто.
Материя извечна и не разрушима. По естественным законам, без всякого
участия богов, одни предметы сменяются другими в вечном обращении природы.
Словом, не гибнет ничто, что как будто совсем погибает, Так как природа
всегда порождает одно из другого И ничему не дает без смерти другого
родиться.
Бесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное
пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо
материи и пустоты, в природе нет.
Во второй книге разъясняется, каким образом из вечного движения первичных
тел, атомов, возникает многообразие мира и его постоянное обновление.
Каждая вещь, доступная нашему восприятию, представляет собой сочетание
разнородных атомов, но сочетания эти не вечны: вечны только первичные
тела. Рождается и гибнет бесконечное количество миров, среди которых
наша земля и наше небо составляют лишь единицу в бесчисленном множестве.
И уже наблюдаются признаки постарения нашего мира, земля начинает истощаться:
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом
Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы.
Если же с прошлым начнет настоящее сравнивать время,
То постоянно тогда восхваляет родителей долю.
И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые лозы,
Век, злополучный, клянет и на время он сетует горько
И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный,
В древности жизнь проводил беззаботно, довольствуясь малым,
Хоть и земельный надел был в то время значительно меньше,
Не понимая, что все дряхлеет и мало помалу,
Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу.
Излагая учение о множественности миров и их неизбежной гибели, Лукреций
подчеркивает новизну этих мыслей по сравнению с общепринятыми представлениями.
Действительно, для обыденного античного сознания и даже для ряда философских
теорий небесные светила были высшими существами божественного порядка,
и приравнивание их к смертным созданиям являлось революционной идеей.
Но Лукрецяй, по-видимому, даже не сознает всей революционности этого
учения, как удара по привычному антропоцентризму, по взгляду на человека,
как на центр мироздания.
Третья книга содержит учение о душе и духе. Лукреций различает «душу»,
как центр жизни, и «дух» («ум»), местопребывание сознания, но указывает
на их теснейшую взаимосвязь. Античный материализм признает душу и дух
реальностями и старается вскрыть их материальную природу как частей
человеческого тела. Они рождаются вместе с нашим телом и вместе с ним
умирают. Опровержение религиозных представлений о загробной жизни —
чрезвычайно существенный момент для Лукреция, и поэт останавливается
на нем с большой подробностью, как бы желая подавить ожидаемое сопротивление
читателя огромным количеством разнообразных аргументов. В заключительной
части третьей книги автор подходит к центральному пункту всего учения:
если душа умирает вместе с телом и никаких ощущений после смерти уже
не будет, то смерть не имеет к нам никакого отношения; пока мы живы,
нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. Страх перед смертью вызван
грубыми суевериями, непониманием законов природы, неуменьем использовать
жизнь и уйти от нее наподобие гостя, насытившегося пиршеством. Запас
вещества, составляющего наше тело и душу, нужен для грядущих поколений,
и сознание того, что на фоне вечной жизни природы отдельные предметы
неизбежно являются преходящими, составляет первую предпосылку для достижения
философской «безмятежности».
Четвертая книга дает объяснение ощущений и восприятии, исходя из учения
об атомах, которые отделяются от тел и проникают в наши органы чувств.
В конце книги разбирается вопрос о любви. Эпикуреизм вполне последовательно
осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления
о мнимых достоинствах любимой; Лукреций всецело следует учению своей
школы, внося, однако, элемент острой горечи в изображение бесплодных
томлений влюбленного.
Пятая книга посвящена происхождению нашего мира. В полемике с теориями
целесообразности мироздания подчеркиваются несовершенства, устраняющие
мысль об участии сознательных божественных сил в сотворении мира. Переходя
к процессу возникновения живых существ, Лукреций приписывает их создание
богатству жизненных семян в молодой земле. Земля сотворила многочисленные
породы животных, но далеко не все оказывались приспособленными к жизни
и к продолжению рода. Последний раздел книги — история культуры. Человеческая
культура молода и еще совершенствуется. Движущая сила ее развития —
«нужда», потребность; человек учится искусствам у природы, используя
при этом свои природные задатки. Так, естественные крики легли в основу
языка:
Все это людям нужда указала, и разум пытливый
Этому их научил в движенья вперед постепенном.
Лукреций рисует звероподобную жизнь «лесного племени землеродных людей»
и наступивший затем рост материальной культуры, развитие общественных
установлении — семьи, общины, царской власти, собственности, законов.
Но отношение эпикурейца к культуре — двойственное. Не создавая себе
никаких иллюзий об условиях жизни первобытных людей, он видит в культуре
не один только «прогресс». Алчность, честолюбие, властолюбие, все это
отрицательные стороны культуры. Если первобытные люди часто гибли от
недостатка пищи, то мы гибнем теперь от излишнего ее изобилия; первобытные
люди, бродя в одиночку, часто становились добычей диких зверей,
Но не губила зато под знаменами тысяч народа
Битва лишь за день одна.
Величайшей ошибкой человечества является, наконец, религия. Она возникла
под влиянием сновидений, ложно понятого наблюдения закономерностей природы
и страха перед ее непонятными явлениями.
Естественно-научное объяснение таких явлений, кажущихся непонятными
и страшными, дается в шестой книге. Здесь идет речь о громе, молнии
и других метеорологических процессах, о землетрясениях и извержениях
вулканов, о действии магнита, о редких явлениях природы, наконец, о
болезнях и эпидемиях; ярким описанием чумы в Афинах, основанным на сообщении
Фукидида (ср. стр. 173), заканчивается текст поэмы. Изложение натурфилософии
Эпикура доведено, по существу, до конца; не хватает только формального
заключения, которого автор, по-видимому, не успел написать.
Лукреций не был творцом тех идей, которые он с такой силой и страстностью
запечатлел в своем произведении. Он только излагал учение Эпикура, в
свою очередь переработавшего созданную Демокритом систему механистического
материализма. Как все приверженцы Эпикура, он почти боготворил своего
учителя, прославляя его во вступлениях к нескольким книгам своей поэмы.
«Эпикур... есть величайший греческий просветитель, и ему подобает похвала
Лукреция», замечает по этому поводу Маркс.[1]
Но судьба литературного наследия великих античных материалистов сложилась
таким образом, что от Демокрита не дошло ничего цельного, а от Эпикура
— очень мало; единственное более или менее полное изложение эпикурейской
физики сохранилось в поэме Лукреция, и она послужила важнейшим источником
для освоения наследия античного материализма в новой науке и философии
со времени Во3|рождения. Принцип ненарушимости законов природы, независимых
от каких-либо божественных сил, устранение телеологических толкований,
вечность и неразрушимость материи, атомистическая концепция, множественность
миров, единство физического и психического, выживание приспособленного,
принцип развития в истории культуры — все это лишь основные, наиболее,
значительные моменты наследия античной мысли, получившие выражение в
поэме «О природе».
Но Лукреций ие только философ, он — поэт, «свежий, смелый, поэтический
властитель мира», по выражению Маркса.[2]
Характер темы требовал строгого и точного стиля философской аргументации.
И, вместе с тем, произведение Лукреция отличается огромной силой поэтического
изображения. Эта сила проявляется не только тогда, когда автору по ходу
изложения нужны картины мощных явлений природы, но и в иллюстрациях,
которыми он сопровождает отвлеченные положения. Так, движение атомов
поясняется образом пылинок:
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая
Мечутся взад и вперед в. лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,
Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь.
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необъятной метутся.
Механика бесконечно малых тел получает чувственную конкретность в
образах видимого мира. А для того чтобы объяснить, почему совокупность
движущихся атомов представляется нам находящейся в покое, Лукреций дает
полные движения картины резвящихся стад или военных маневров, которые
представляются, однако, отдаленному наблюдателю одним оплошным неподвижным
пятном. Очень возможно, что те или иные положения античной атомистической
физики сами возникли на основе подобных чувственных образов, но, с другой
стороны, необходимость иллюстрировать отвлеченные принципы заставляет
Лукреция по-новому глядеть на мир, подмечать детали и, устраняя привычные
в античной поэзии мифологические ассоциации, давать природные явления
в новом художественном синтезе. Весеннее опьянение природы и буря на
море, движение облаков и порывы ветра, восход солнца и полет птиц, ярость
диких зверей и Неутешная скорбь телки о потерянном детеныше, колыхание
полога, натянутого над театральным помещением, и исступленные оргии
жрецов Кибелы — все это привлекает внимание Лукреция, и для всего этого
он находит яркие и свежие краски.
Рядом с остротой поэтического зрения — сила темперамента и глубина
чувства. Рассуждения Лукреция одушевлены горячей убежденностью в победе
разума над суевериями и проникнуты ликующим пафосом. Картины бесконечных
миров и вечного движения вещества создают атмосферу величественного
подъема:
...разбегаются страхи души, расступаются стены
Мира, и вижу я ход вещей в бесконечном пространстве.
* * *
Все это некий восторг поселяет в меня и священный
Ужас.
Уже античная критика отмечала «возвышенный» характер поэмы «О природе».
Это ее основной, но не единственный тон. Для Лукреция, как и для многих
других римских эпикурейцев конца республики, уход в «прочные светлые
храмы, воздвигнутые учением мудрецов», был бегством из остро ощущаемого
социального тупика. Мы найдем у него и горькую усмешку сатирика и скорбную,
иногда болезненную чувствительность. Философ безмятежности обнаруживает
склонность к тревожным, волнующим, даже мучительным образам и в конце
шестой книги, описывая «афинскую чуму, дает потрясающее изображение
человеческой немощи.
Как писатель, Лукреций стоял в стороне от новых течений в римской
поэзии. Архаист и поклонник Энния, он пишет в старинном стиле, с длинными
фразами, не чуждаясь ни «гомеризмов» в эпитетах и сравнениях, ни древнеримских
звуковых повторов. Архаизующий язык придаёт поэме известный характер
торжественности. Поэтическое изложение эпикурейской физики было нелегким
делом, и Лукреций нередко жалуется на «бедность родного языка», на отсутствие
в нем необходимых терминов для выражения философских понятий.
Несмотря на трудность содержания, художественные достоинства поэмы
«О природе» обеспечили ей в античности полное признание. Поэты следующего
поколения учились у Лукреция искусству сочетать художественное видение
мира с философской содержательностью; его часто цитировали, изучали,
составляли к нему комментарии. Даже христианские авторы, при всей своей
враждебности к «безбожному» учению Эпикура, пользовались материалами
Лукреция для полемики с античной религией и для естественнонаучных объяснений.
Знакомство с Лукрецием не прерывалось до каролингских времен и обеспечило
сохранность поэмы в рукописях IX в. В более позднее средневековье Лукреций
был забыт и заново «открыт» лишь в XV в. Гуманистов он интересовал по
преимуществу, как художник слова; антирелигиозная установка его вызывала
многочисленные нарекания со стороны представителей церкви, и вплоть
до XVIII в. изданиям поэмы предпосылалось предисловие, «апология», оправдывавшая
печатание атеистического произведения его литературной ценностью. Однако
уже с конца XVI в. развитие науки возобновило традицию античного материализма.
Лукрецием увлекался Джордано Бруно, вновь выдвинувший учение о бесконечности
вселенной и множественности миров.
Еще более повысился интерес к содержанию поэмы Лукреция с возрождением
атомизма в XVII в. (Бэкон, особенно Гассенди), а в эпоху материализма
XVIII в. Лукреций сделался одним из любимейших античных авторов.
[1] Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.
Соч., т. I, M., 1938, стр. 53.
[2] Работы по истории эпикурейской, стоической и скептической философии.
Соч., т. 1, М., 1938, стр. 462.
|