PAЗДЕЛ IV. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВА III. ПЕРВЫЙ ВЕК РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Плавт
Театр быстро прививался в Риме. Кроме старых «римских игр», около
220 г. были учреждены «плебейские игры», вскоре обогащенные театральными
представлениями; к ним присоединились с 212 г. «Аполлоновы игры», а
с 194 г. игры в честь Великой матери богов. Увеличившийся спрос привлекал
в Рим драматические и актерские таланты, народилась специализация в
отдельных отраслях драмы. К числу поэтов, ограничивших себя комедийным
жанром, принадлежит и первый римский автор, от которого дошли цельные
произведения, Плавт (умер около 184 г.).
Тит Макк (или, как его называли в более позднее время, — Макций),
по прозвищу Плавт («плосконогий»), был уроженцем Умбрии, области к северо-востоку
от Лациума. Биографические сведения о нем скудны и мало достоверны.
Он был профессиональным работником сцены, и возможно, что имя Макк,
обозначавшее одну из масок ателланы (стр. 283), также представляет собой
прозвище. Время литературной деятельности Плавта относится к концу III
и началу II в. до н. э.; точно известны только две даты постановок его
комедий — в 200 и 191 гг. Плодовитый и популярный у римской публики
драматург, Плавт оставил большое количество комедий, к которому впоследствии
лримешалось много неподлинных пьес, ставившихся на
сцене под его именем. Римский ученый I в. до н. э., Варрон, выделил
из них 21 комедию, как бесспорное наследие Плавта. Эти комедии дошли
до нас — 20 цельных произведений (с отдельными лакунами) и одна пьеса
в фрагментарном состоянии. Плавт работал в области «паллиаты», комедии
с греческим сюжетом, переделывая для римской сцены греческие пьесы,
главным образом произведения мастеров «новой» комедии, Менандра, Филемона
и Дифила. Комедии Плавта представляют поэтому интерес не только с точки
зрения римской литературы; они расширяют наши сведения и о самой новоаттической
комедии.
Воспроизводя обычные сюжеты «новой» комедии и ее маски, пьесы Плавта
разнообразны по построению и тону. Это зависит как от различий в греческих
оригиналах, отражающих индивидуальные особенности своих авторов, так
и от характера изменений, вносившихся римским поэтом. Плавт должен был
приспособлять пьесы к мировоззрению, к культурному и эстетическому уровню
посетителей публичных игр Рима. Римский городской плебс, втягивающийся
в новые формы хозяйственной жизни, но во многом еще консервативный,
неприхотливый в своих развлечениях и зачастую предпочитавший состязания
кулачных бойцов игре актеров, — основная масса зрителей Плавта. Направление
переработки греческих подлинников состоит у него в том, что, исходя
из «новой» комедии, римский драматург ослабляет ее серьезную сторону,
вводит элементы буффонады и фарса, приближает свои пьесы к более примитивным
«низовым» формам комической игры, — но степень этого приближения бывает
весьма различна.
Разнообразие форм и стилей сразу же заметно в прологах Плавта. Эти
непосредственные обращения к публике служат для разных целей: они сообщают,
в случае надобности, сюжетные предпосылки пьесы, заглавие оригинала
и имя его автора и почти всегда содержат просьбу о благосклонности и
внимании. Некоторые прологи выдержаны в серьезных тонах. В прологе к
комедии «Канат» развиваются, например, мысли, соответствующие повороту
в религиозных и моральных представлениях римских масс (стр. 287) и направленные
против старинного религиозного формализма. В других комедиях мы находим
прологи шутовского типа: исполнитель (своего рода «конферансье») балагурит
с публикой, расхваливает пьесу, пересыпает изложение сюжета остротами,
основанными на непрерывном нарушении сценической иллюзии. Прологи Плавта
перекликаются в этом отношении с «парабасами» древнеаттической комедии.
Примером пьесы с значительным количеством буффонных моментов может
служить «Псевдол» («Раб-обманщик»), поставленный в 191 г. Комедия эта
принадлежит к типу комедий интриги, богато представленному в репертуаре
Плавта. Сюжет — освобождение девушки от власти сводника (стр. 203);
интригу ведет главный герой, раб с «выразительным» греко-латинским именем
«Псевдол» (Pseudolus; pseudos — по-гречески «ложь», dolus — по-латыни
«хитрость»). Псевдол, однако, не простой хитрец и обманщик; он «поэт»
своих выдумок, гений изобретательности. Образ изворотливого раба Плавт
рисует с большой любовью и делает центральной фигурой многих комедий
(«Вакхиды», «Эпидик», «Привидение» и др.), но наиболее совершенное воплощение
этот образ получает в «Псевдоле».
Действие происходит в Афинах и развертывается перед двумя домами;
один принадлежит состоятельному афинянину Симону, другой — своднику
Баллиону. Сын Симона, Калидор, получил письмо от своей подружки Феникии,
рабыни сводника, с сообщением, что она запродана македонскому воину.
Молодой человек не имеет возможности достать сумму в 20 мин, за которую
продается Феникия. Между тем воин уже оставил 15 мин в задаток; не позже
следующего дня ожидается его посланец с остальными деньгами и с печатью
воина в качестве удостоверения личности пославшего. Все это мы узнаем
из диалога Калидора с его рабом Псевдолом. Первая сцена, содержащая
экспозицию, рисует обе эти фигуры: слезливый, беспомощный Калидор, быстро
переходящий от отчаяния к надежде и столь же быстро впадающий в прежнее
отчаяние, представляет собой игрушку в руках спокойного, самоуверенного,
иронического Псевдола. Вырвав у хозяйского сынка его тайну и вдоволь
насмеявшись над его беспомощной влюбленностью, Псевдол обещает Калидору
свою поддержку. Пародируя римские правовые формы, он дает торжественное
обещание добыть в течение дня необходимые двадцать мин. Мало того, Псевдол
хочет действовать в открытую и предупредить возможные жертвы своей ловкости
о готовящейся интриге; он издает «указ»: «Меня сегодня бойтесь и не
верьте мне!»
За диалогом следует большая речитативная партия с музыкальным сопровождением.
«Изверг» комедии, сводник Баллион, потрясая плетью, производит смотр
живому инвентарю своего дома, рабам и разодетым гетерам. Баллион, имя
которого стало затем у римлян нарицательным для обозначения гнусной
личности, — воплощение низости и животной грубости. Он празднует в этот
день свое рождение и приказывает гетерам, чтобы их поклонники навезли
ему запас провизии на год, угрожая в противном случае всяческими мучениями.
Не движется действие вперед и в следующей сцене. Попытки Калидора
усовестить Баллиона вызывают со стороны последнего только насмешку.
Не производит никакого впечатления на сводника и публичное «поругание»,
которому его, по италийскому обычаю (стр. 281), подвергают Калидор и
Псевдол. Мы видим, таким образом, что Плавт свободно перемешивает черты
римского быта с греческим. Сцена эта в известной мере дублирует первую
и вторично дает экспозицию, отличающуюся притом в отдельных деталях
от экспозиции первой сцены.
Псевдол вступает в роль «полководца», собирающегося штурмовать «город»
Баллиона. Он отправляет Калидора с поручением найти еще какого-нибудь
ловкого помощника. Зачем этот помощник нужен, неясно, так как Псевдол,
оставшись один на сцене, вынужден признаться в том, что плана у него
никакого нет.
Положение осложняется тем, что Симона уже нельзя надуть: он прослышал
о намерениях сына и остерегается проделок Псевдола. Как часто бывает
в «новой» комедии, перед зрителем выступают два «старика», строгий Симон
и либеральный Каллифон, напоминающий Симону об увлечениях его собственной
юности: сын пошел в отца. Превосходство Псевдола над окружающими обнаруживается
в этой сцене с особенной силой. Разыгрывая верного и честного раба,
он спокойно во всем признается, рекомендует хозяину держаться настороже,
но заверяет, что Симон собственноручно, а не кто-либо другой, передаст
ему те деньги, о которых идет речь. Еще более обнаглев, он берегся предварительно
перехитрить сводника и увести от него подругу Калидора. Изумленный Симон
обещает двадцать мин в награду за такую ловкость, а Каллифон, любуясь
Псевдолом, откладывает даже предполагаемую поездку, для того чтобы присутствовать
при развязке этого дела.
Возбудив любопытство зрителей, драматург доводит игру с ними до того,
что недвусмысленно намекает на неразрешимость поставленной задачи. Псевдол
обращается к зрителям: «вы подозреваете, что я обещаю такие подвиги
только для того, чтобы вас позабавить, а пьеса пока что будет сыграна...
Я еще не знаю, как я выполню свое обещание, но это произойдет». Псевдол
покидает сцену с тем, чтобы во время антракта «выстроить в военный порядок
свои уловки».
После антракта — взволнованно-торжествующая ария Псевдола. План есть!
Плавт любит в этих случаях вкладывать в уста рабов пародию на высокий
трагический стиль. Ария полна «военных» метафор, архаических слов; Псевдол
распространяется о своем «роде», «согражданах», о «славе», ожидающей
его. В чем состоит план, мы все же не узнаем... На сцене появляется
новое лицо, посланец македонского воина Гарпаг («разбойник»), и нужно
изменить задуманный «план». Псевдол на высоте своей роли. Ему не стоит
ни малейшего труда одурачить тяжкодумного посланца, выдав себя за раба
сводника. Сообразительности Гарпага хватает только на то, чтобы не вручить
денег незнакомому человеку, но печать воина он отдает. Сцена проведена
с таким юмором, что зритель, привыкший к роли «случая» (стр. 204), охотно
прощает подмену обещанного «плана» ловким использованием случайной встречи.
Псевдол со своей стороны готов разыграть «хвастуна», заверить, что «план»
у него действительно был, и «пофилософствовать» насчет мощи богини Случая.
В выспренне-пародийном стиле он возвещает Калидору о своем успехе. В
этой обстановке уже действительно нужен помощник, который сумел бы выдать
себя за Гарпага. Один из приятелей Калидора берется доставить подходящего
человека и пять мин. Необходимый промежуток заполнен комическими сценами,
не имеющими отношения к действию пьесы; перед зрителями проходит мальчик,
жалующийся на тяготы жизни в доме сводника, затем характерная фигура
«повара», нанятого Баллионом для праздничного обеда. Действие развивается
теперь быстро. Сводник предупрежден отцом Калидора о кознях, грозящих
ему со стороны Псевдола, но достойный партнер Псевдола, лже-Гарпаг,
не вызывает у него подозрений и уводит Феникию к Калидору. Баллион чувствует
себя настолько уверенным, что обязуется выплатить Симону двадцать мин
и подарить рабыню, если бы план Псевдола удался, как вдруг возвращается
настоящий Гарпаг. Баллион и Симон сначала принимают его за подставное
лицо, подосланное Псевдолом, но вскоре убеждаются в том, что Псевдол
выполнил свое обещание. Сводник должен вернуть воину его задаток и заплатить
двадцать мин Симону. В конце пьесы сцены карнавального типа. Псевдол,
пьяный вдребезги, едва держащийся на ногах, отплясывает непристойный
танец, со смаком рассказывая о веселом пире и любовных радостях Калидора
и Феникии. Повстречавшись с Симоном, он взыскивает с него обещанные
двадцать мин и с возгласом «горе побежденным» ведет старика на пирушку
к сыну.
Никакой пересказ не в состоянии дать представление о фейерверке веселья
в этой увлекательной комедии. К неистощимому остроумию присоединяется
обилие выразительных средств; богатство словесной игры, поставленной
на службу комическому эффекту, не поддается передаче на другом языке.
И вместе с тем анализ «Псевдола» обнаруживает ряд неувязок в ведении
сюжета.
Мы уже отмечали повтор экспозиции, преждевременную просьбу Псевдола
об отыскании помощника. Намеченные мотивы остаются без последствия;
так, Каллифон, присутствия которого мы ожидали бы в конце пьесы, больше
не появляется. Многие сцены, включая и блестящую арию Баллиона при первом
его выходе, не двигают действия вперед. Некоторые исследователи видят
в этом результат «контаминации» и вставок, привнесенных Плавтом к ходу
действия греческого оригинала. Для нас сейчас интереснее другая сторона
вопроса. Плавт зачастую больше дорожит эффектностью и комической силой
отдельной сцены, отдельного мотива, чем их местом в композиции целого.
Веселая сцена, интересный мотив, подача яркого образа становятся самоцелью.
Строгая архитектоника пьес редко встречается у Плавта, он обычно отступает
от нее в сторону более свободного сцепления частей.
Свободная композиция, нанизывающая отдельные сцены, может быть проиллюстрирована
комедией «Стих» (200 г.). Согласно античному сообщению, комедия эта
представляет собой переделку одной из двух пьес Менандра, озаглавленных
«Братья»(не смешивать с одноименной пьесой, легшей в основу «Братьев»
Теренция; стр. 209, 311 сл.). В начале «Стиха» мы действительно находим
типично менандровские мотивы и образы. Две сестры вышли замуж за двух
братьев. Мужья давно уехали поправлять свои пошатнувшиеся дела и не
дают о себе никаких сведений; верные жены терпеливо ожидают их возвращения,
не взирая на то, что отец побуждает обеих вступить в новый брак. Для
старика в браке важна денежная сторона Молодые женщины выступают носительницами
взгляда на брак, как на личный союз, не зависящий от имущественных условий.
Мужья возвращаются с большими богатствами, но в сценах, развертывающихся
вокруг этого события, жены не принимают уже никакого участия. Дело должно
завершиться семейным празднеством, однако последний акт изображает другое,
параллельное празднество, разгульную пирушку рабов, по имени одного
из которых пьеса получила свое название. Связной интриги комедия не
имеет, это — ряд сцен, объединенных общей темой возвращения мужей. Есть
все основания думать, что Плавт значительно отошел от своего оригинала.
Механическое объединение двух интриг наблюдается ив «Хвастливом воине»
(около 204 г.), одной из самых известных комедий Плавта. Заглавная маска
получила в ней такое же классическое воплощение, как маски «сводника»
или «раба» в «Псевдоле». Зарисовка фигуры воина дается в первой сцене:
в пурпурной хламиде и в шлеме с перьями, с щитом, вычищенным до блеска,
и огромным мечом, с пышными локонами, в сопровождении военной свиты
выходит Пиргополиник («Башнеградопобедитель»). Ограниченный и чванный,
он с удовольствием слушает карикатурно-преувеличенные небылицы о своих
подвигах, сочиняемые для него параситом Артотрогом («Хлебогрызом»),
но всего приятнее действуют на него рассказы о неотразимом впечатлении,
которое он производит будто бы на женщин. «Ужасное несчастие красивым
быть», — говорит он о самом себе. Образ Пиргополиника вошел в мировую
литературу.
Начиная с XVI в., он неоднократно воспроизводился европейскими писателями
и послужил одним из источников шекспировского Фальстафа.
Сюжет комедии — освобождение Филокомасии, любовницы молодого афинянина
Плевсикла, попавшей во власть Пиргополиника. Первая часть действия основана
на мотиве потайного хода, соединяющего дом Пиргополиника с соседним
домом, в котором остановился приехавший за Филокомасией Плевсикл. Потайной
ход нередко встречается в сказках, и одна из сказок «Тысячи и одной
ночи» являет значительное сходство с этой частью «Хвастливого воина».
И там и здесь мотив потайного хода осложнен мотивом мнимого двойника,
выдумкой, будто в соседнем доме живет сестра героини, совершенно сходная
с ней наружностью. Но в то время как в сказке выдумка эта служит для
обмана того лица, во власти которого героиня находится, у Плавта жертвой
хитрости становится раб, стерегущий Филокомасию и заметивший ее было
в соседнем доме. Для самого Пиргополиника приуготована другая интрига,
она составляет вторую часть комедии. С помощью ловких гетер в воина
вселяют уверенность, что в него страстно влюбилась молодая жена соседа
(в действительности — старого холостяка) и что она готова развестись
с опостылевшим ей старым мужем. Пиргополиник спешит отделаться от наложницы,
присутствие которой в доме стало неудобным, и отпускает Филокомасию,
разыгрывающую сцену горестного прощания. В подарок ей отдается Палестрион,
бывший раб Плевсикла; он случайно находился в руках Пиргополиника и
был душою всех интриг. Воин отправляется затем в дом соседа на свидание
с мнимой поклонницей, но возвращается оттуда жестоко избитым; античный
обычай предоставлял оскорбленному мужу право на еще более жестокую кару,
и лишь ценой унижений Пиргополигнику удается избегнуть ее.
Первая интрига с потайным ходом совершенно не нужна для второй, использующей
любовные слабости воина, и составляет самостоятельный эпизод. Источником
«Хвастливого воина» названа в прологе греческая комедия «Хвастун» без
указания автора. Объединил ли обе интриги Плавт в порядке «контаминации»
двух пьес или нашел это объединение уже в «Хвастуне», неизвестно. Являясь
по существу веселым фарсом, комедия имеет, однако, и своего «резонера».
Сосед воина Периплектомен, веселый и общительный старик, избегающий
семейных оков и покровительствующий проделкам молодежи, является носителем
эллинистических взглядов на искусство жизни. Для римской публики эта
фигура представляла во всяком случае интерес новизны.
В более серьезных, порой даже благочестиво-моралистических тонах проведена
тема освобождения девушки и посрамления сводника в «Канате», обработке
одной из комедий Дифила. Построение этой пьесы имеет много точек соприкосновения
с поздними трагедиями Эврипида. Действие перенесено в далекую Кирену,
греческую колонию на севере Африки. Здесь живет благородный старик,
афинский изгнанник. Однажды буря заносит сюда двух девушек, и они ищут
спасения в соседнем святилище Венеры от своего хозяина, сводника, который
вез их в Сицилию для продажи. За них вступаются и почтенная жрица святилища,
и старый афинянин, и поспешивший в погоню за сводником юноша, влюбленный
в одну из девушек. Между тем один из рабов выуживает из моря чемодан,
в котором находятся опознавательные знаки этой девушки. О праве собственности
на чемодан возникает спор, напоминающий аналогичную сцену из «Третейского
суда» Менандра, и старик, приглашенный в судьи, узнает в девушке свою
некогда похищенную дочь. Как афинская гражданка, она выходит замуж за
юношу.
На мотиве двойника, служащего источником всяческих смешений и недоразумений,
построены «Менехмы» («Близнецы»). Подобно многим другим пьесам «новой»
комедии «Менехмы» имеют сюжет, восходящий к сказке. Это — сказка о двух
братьях; брат отправляется искать исчезнувшего брата и освобождает его
от чар злой ведьмы. В новоаттической комедии все элементы чудесного,
конечно, устранены. Осталось лишь поразительное сходство двух братьев-близнецов.
Даже имена у них одинаковы: после пропажи одного из них, Менехма, второй
был переименован и назван Менехмом, по имени первого. Ведьма получила
свое бытовое воплощение в образе сварливой жены, одной из тех «жен с
приданым», которые нередко изображаются в «новой» комедии. Они стремятся
к господству над мужьями, а мужья ищут отдохновения в общении с гетерами.
Действие «Менехмов» происходит в тот день, когда второй Менехм после
многолетних поисков добрался до города, в котором проживает первый,
некогда пропавший. Веселая и динамичная, пьеса эта нанизывает в быстром
темпе цепь комических ситуаций, основанных на неразличимости обоих братьев,
и в эту цепь втягиваются одна за другой обычные маски комедийного инвентаря,
гетера и парасит, раб, повар и врач, жена и старик-тесть, пока, наконец,
встреча обоих Менехмов не приводит к заключительному узнанию. Из отдельных
масок подробнее всего разработана фигура обжорливого парасита, но и
она не выходит за пределы типических карикатурных черт. «Менехмы» переработаны
Шекспиром в «Комедию ошибок»; Шекспир усложнил и самый сюжет и психологическую
сторону комедии.
К числу изменений, внесенных Шекспиром, принадлежит и введение второй
пары двойников: к неразличимым близнецам-героям присоединились столь
же похожие друг на друга близнецы-рабы. Это удвоение подсказано другой
комедией Плавта, основанной, как и. «Менехмы», на мотиве двойника, но
совершенно отличной по стилю и построению. «Амфитрион» — комедия с мифологическим
сюжетом. Согласно мифу, Геракл был сыном Алкмены от Зевса, который являлся
к ней под видом ее мужа Амфитриона. У Плавта рядом с Юпитером (Зевсом)
— Амфитрионом мы находим Меркурия (Гермеса), принимающего облик Сосии,
раба Амфитриона. В прологе к «Амфитриону» пьеса охарактеризована как
«трагикомедия», смешение трагедии и комедии. Мотивируется это, с точки
зрения античной литературной теории (стр. 201), тем, что в действии
участвуют как боги и цари, так и рабы; но в действительности смешение
идет дальше, так как различие в составе действующих лиц отражается на
всей структуре драмы, и фигура раба остается единственной комической
маской. Шутовские сцены чередуются с серьезными, даже патетическими.
Люди в этой комедии обмануты богами. Пока обман распространяется на
раба Сосию или даже на Амфитриона, он трактуется в комическом плане;
зато с совершенной серьезностью подан образ главной жертвы, кроткой
и любящей Алкмены. Она — идеальная «жена», совершенно непохожая на обычных
жен комедии. Заподозренная мужем, она отводит его обвинения с достоинством
оскорбленной невинности. Развязка семейной драмы наступает лишь тогда,
когда у Алкмены рождаются близнецы — один сын от Юпитера, другой от
Амфитриона. Юпитер, который держит в своих руках все нити интриги, появляется,
как в трагедиях, в своем божественном величии и разъясняет истинное
положение вещей, после чего нарушенное согласие между супругами немедленно
восстанавливается. Сюжет «Амфитриона» был впоследствии использован Мольером
и немецким поэтом Клейстом.
Мы уже указывали (стр. 201), что такая тенденция к замене смешного
трогательным, к созданию образов, вызывающих сочувствие зрителя, была
свойственна «новой» комедии. Плавт не уделял большого внимания пьесам
этой категории, но соответствующая разновидность представлена все же
и у него.
Теме «подкинутого и найденного ребенка», проходящей в различных сочетаниях
через многие комедии Плавта, целиком посвящена «Шкатулка», переделка
«Сотрапезниц» Менандра» Состоятельный гражданин после смерти своей жены
вступил в брак с женщиной, которую он в молодости соблазнил и покинул.
Родители разыскивают внебрачную дочь, в свое время подкинутую, и находят
ее благодаря шкатулке с игрушками, оставленными при ней. Девушка была
воспитана сводней, но обаятельна в своей душевной чистоте; повинуясь
свободному чувству, она отдалась пылко влюбленному в нее юноше, за которого
сватают дочь ее отца от первой законной жены. Признанная родителями,
она выходит за него замуж. Комедия, сокращенная и переделанная, по-видимому,
уже самим Плавтом, дошла к тому же в сильно испорченном состоянии, и
тем не менее сквозь латинскую обработку и дурную сохранность текста
видны черты мировоззрения и искусства Менандра, тонкая индивидуализирующая
характеристика отдельных фигур, показ глубокого чувства, гуманное отношение
к гетерам, жертвам нищеты и общественного презрения. По полному отсутствию
забавных сцен эта пьеса стоит у Плавта одиноко; неизвестно, к сожалению,
каков был ее успех на римской сцене. Тема «Шкатулки» не раз повторялась
в литературе Нового времени, вплоть до «Без вины виноватых» А. Н. Островского.
Значительно отличается от обычного типа и другая «трогательная» комедия
Плавта «Пленник и». Из нее совершенно устранен любовный момент (ср.
стр. 203). Движущие силы этой пьесы — отцовское чувство, дружба, самопожертвование.
Богатый старик Гегион, у которого некогда был похищен младший сын, озабочен
судьбой старшего сына, попавшего в плен к неприятелю. Он систематически
скупает пленных врагов, надеясь найти такого пленника, которого удастся
выменять на сына. Наконец в его руки попадает знатный молодой человек
Филократ с рабом Тиндаром. Зрителям уже из пролога известно, что Тиндар
— пропавший сын Гегиона, и рабовладельческие предрассудки не будут покороблены,
когда раб окажется человеком благородных качеств. Гегион мягко обращается
с этими пленниками, предполагая отослать раба на родину для переговоров
об обмене. Молодые люди, однако, успели обменяться ролями, и отпускается
не Тиндар, а Филократ. Вследствие неловкости одного из пленников обман
раскрыт; смелое самопожертвование верного Тиндара сталкивается с злобной
мстительностью Гегиона, и взбешенный старик, тревожась мыслью о горькой
судьбе своих детей, обрекает незнакомого сына на мучительную работу
в каменоломнях. Филократ не забыл о своем рабе; он возвращается, привезя
с собой не только сына Региона, находившегося в плену, но и того белого
раба, который когда-то продал его отцу похищенного Тиндара. «Несчастно-счастливый»
Гегион обрел своих сыновей. Пьеса на тему о пленниках могла представлять
актуальный интерес в период непрерывных войн; все же в эту «трогательную»
комедию введен и буффонный элемент, носителем которого сделана фигура
парасита Эргасила.
Имеются шутовские сцены ив комедии «Кубышка» («Клад»), наиболее серьезной
комедии плавтовского репертуара не принадлежащей, однако, к разряду
«трогательных» пьес. Фольклорное представление о вреде, который могут
принести человеку неожиданно свалившиеся на него богатства, послужило
здесь основой для создания психологически разработанного образа. Бедный,
честный старик Эвклион нашел в своем очаге клад золота, зарытый дедом,
и находка эта вывела его из душевного равновесия. Он не спит ночами,
по целым дням не выходит из дому, в каждом человеке подозревает грабителя
и боится малейшего расхода, чтобы не подумали, будто он разбогател.
За дочь Эвклиона сватается между тем богатый немолодой уже сосед Мегадор:
он боится капризов и мотовства жен с большим приданым и философствует
в духе античных утопистов на тему о том, что браки богачей с бедными
девушками полезны для прочности семьи и смягчения общественных противоречий.
Приготовления к свадьбе требуют присутствия посторонних людей, и Эвклион
спешит запрятать свой клад вне дома. Его выслеживает ловкий раб, принадлежащий
племяннику Мегадора Ликониду, и выкрадывает кубышку. Эвклиону неизвестно,
что его дочь с минуты на минуту должна родить: во время ночного празднества
ее изнасиловал какой-то юноша. Ликонид и есть тот молодой человек, который
совершил насилие над дочерью Эвклиона: он знает свою жертву и обеспокоен
сватовством своего дяди. В то время как обезумевший Эвклион мечется
по сцене и ищет похитителя своего клада, к нему является Ликонид с признанием.
Завязывается комический диалог: Ликонид истолковывает потрясенное состояние
Эвклиона как результат своего проступка, а Эвклион воспринимает объяснения
Ликонида как признание в краже кубышки с золотом. «Не твоя она, ты знал
ведь: трогать и не надо бы». — «Раз, однако, тронул, лучше пусть уж
и останется у меня». Конец комедии в рукописях не сохранен: она обрывается
на сцене, в которой Ликонид обнаруживает кубышку у своего раба. То,
чего нет в нашем тексте, дополняется античным пересказом. Ликонид вступил
в брак с дочерью Эвклиона, а старик, получив свою кубышку обратно, подарил
ее дочери и зятю. «У меня не было покою ни ночью, ни днем», — говорится
в одном фрагменте, — «теперь я буду спать». Конец этот вполне соответствует
фольклорному представлению: освободившись от бремени клада, человек
восстанавливает утраченное равновесие. Скупость представлена, таким
образом, не как постоянная черта характера, а как нечто преходящее,
своего рода психоз. В пьесе имеются, однако, отдельные штрихи, противоречащие
этой концепции и превращающие скупость Эвклиона в наследственное патологическое
явление. Очень возможно, что эти штрихи, локализованные в прологе пьесы
и в шутовском диалоге рабов, представляют собой дополнение, внесенное
самим Плавтом и искажающее замысел автора комедии. Кто бы ни был, однако,
автором этих черт, превращающих образ скупого в «характер», именно им
принадлежала блестящая литературная будущность. «Кубышка» послужила
основой для знаменитой комедии Мольера «Скупой» и тем самым косвенно
для классических изображений скупости в русской литературе, у Пушкина
и Гоголя. Все же античный Эвклион в корне отличен от своих преемников
уже в силу одного того, что он ни в какой мере не является стяжателем,
героем накопления.[1]
Суждение о литературном облике Плавта неизбежно связано с вопросом
об отношении его пьес к их греческим оригиналам. Поскольку ни одного
оригинала не сохранилось, ответ на этот вопрос представляет большие
трудности и может быть дан только в самой общей форме на основании тех
сведений, которые мы имеем о новоаттической комедии.
Обращает на себя внимание прежде всего выбор оригиналов. Интересно,
что те комедии Менандра, которые нам известны хотя бы отрывочно и которые
принадлежали к числу наиболее прославленных в античности произведений
этого поэта, как например «Третейский суд» или «Отрезанная коса», не
переделывались ни Плавтом, ни другими римскими поэтами. Морально-философская
проблематика, критика привычной семейной морали, необычная трактовка
традиционного типажа, отсутствие ярко-комических моментов, — все эти
особенности лучших комедий Менандра делали их по-видимому, мало привлекательными
для римской театральной публики. Плавт, во всяком случае, избегает острых
проблем и не рискует оказаться в оппозиции к моральным и особенно религиозным
представлениям своих зрителей. Достигнуть этого можно было двумя путями
— либо совершенным устранением проблемных пьес из репертуара, либо соответствующей
переделкой, и можно думать, что Плавт пользовался как тем, так и другим
методом.
Несмотря на наличие отдельных «трогательных» пьес, театр Плавта в
целом имеет установку на смешное, на карикатуру, буффонаду, фарс. Это
проявляется и в разработке типажа. Греческая комедия умела варьировать
свой типаж, сообщать ему индивидуальные оттенки. Плавт предпочитает
яркие и густые краски. Традиционные маски «жадных» гетер (очень ярко
в комедии «Вакхиды») и «сварливых» жен были комически острее и мировоззренчески
ближе римской публике, чем «трогательные» варианты этих образов в пьесах
с гуманной тенденцией. Излюбленная фигура Плавта, (раб, представляет
собой самую динамичную маску комедии, наименее стесненную в своих поступках,
словах и жестах требованиями степенности и пристойности, предъявлявшимися
к свободным. Раб — не только носитель интриги, но и средоточие буффонного
элемента. Он потешает зрителей шутовством и пародией на высокий стиль,
«философствованием» и божбой, беготней по сцене и неистовыми телодвижениями,
наконец тем, что на него сыплются или каждую минуту могут посыпаться
побои. С высоты более строгих эстетических требований позднейшая римская критика (например Гораций) упрекала
Плавта в карикатурности и невыдержанности образов. Цель Плавта — непрерывно
возбуждать смех каждой сценой, фразой, жестом.
В античном театре различались комедия «подвижная» (motoria), возбужденная,
требовавшая большого напряжения сил актера, и «стоячая» (stataria),
более спокойная. Характерными для подвижной комедии были роли «бегущего»
раба, парасита, сводника, гневного старика. У Плавта решительно преобладает
«подвижной», динамический тип. Плавт ориентируется при этом на более
ранние и «низовые» формы комедии.
Музыкально-лирический элемент, свойственный древне-греческой драме,
был почти изжит в «новой» комедии. Роль хора свелась к интермедиям в
промежутках между действиями; арии актеров, хотя и не исчезли совершенно,
однако, судя по фрагментам, почти не встречались у лучших авторов. Римские
переделки возвращают комедии ее утраченную музыкально-лирическую сторону,
но не в виде хоровых партий, составляющих редкое исключение, а в форме
арий («кантиков») актеров, их монодий (стр. 154), дуэтов и терцетов.
Комедия Плавта строится как чередование диалога с речитативом и арией
и является своего рода опереттой. Кантики Плавта, многообразные .по
своей метрической, а стало быть и музыкальной структуре, представляют
известное сходство с формами эллинистической монодрамы (стр. 211). Вполне
возможно, что сочетание комедийной игры с мимическим музыкальным монологом
имело уже свои образцы в каких-либо «низовых» разновидностях греческой
комедии; в римской комедии оно становится театральным принципом, в соответствии
с которым перерабатываются греческие пьесы иной структуры. Плавт мастерски
владеет самыми сложными лирическими формами и делает их средством выражения
самых различных чувств и настроений. Любовные излияния в форме монологов
и дуэтов, серенада, огорчения влюбленного юноши и жалобы обманутой женщины,
супружеские сцены и перебранки рабов, раздражение и ужас, отчаяние и
ликование, томление одиночества и разгул пиров, — все это облекается
в форму кантика. Характерно, что кантики нередко содержат философический
элемент, рассуждения и наставления. Музыкальная сторона (мы сказали
бы теперь «романсная» форма) смягчала для римской аудитории новизну
и необычность размышлений и чувств, с которыми выступали на сцене действующие
лица греческих пьес. Охотно выбирается форма арии и для пародии на трагический
стиль, для тех военных метафору в которых нередко изъясняется у Плавта
раб — стратег комедийной интриги (один из лучших примеров — ария раба
Хрисала в комедии «Вакхиды», пародирующая трагическую монодию на тему
о гибели Трои). Во многих случаях кантик представляет собой самостоятельное
целое, вставную арию, не движущую действия вперед.
Возвращением к более архаическим формам комедии является и та свободная,
нанизывающая композиция, на которую уже приходилось указывать при разборе
отдельных пьес. Самостоятельность частей в ущерб строгому сюжетному
сцеплению еще более увеличивается вследствие применения контаминации
как средства усиления комизма. Контаминация может выразиться и в объединении
различных интриг, слиянии двух пьес воедино, и в перенесении какой-либо
сцены из одной пьесы в другую. При отсутствии сведений об оригиналах
наличие контаминации в отдельных пьесах Плавта не поддается точному
установлению; самый факт засвидетельствован более поздним римским комедиографом
Теренцием, который, прибегая к методу контаминации в своих пьесах, оправдывает
этот прием ссылкой на поэтическую практику Невия и Плавта.
Стройность и последовательность действия подлинников страдали также
и оттого, что некоторые черты греческого быта были непонятны и чужды
римлянам. В Афинах допускался, например, брак с единокровной сестрой,
происходившей от другой матери. Для греческой комедии не было редкостью,
что девушка, по которой изнывает юный герой, оказывалась внебрачной
дочерью его отца, и это не служило препятствием к соединению влюбленных.
У римлян подобный брак вызвал бы негодование. Римскому поэту приходилось
зачеркивать целые эпизоды, снимать отдельные роли, создавая пробелы
в построении драмы или заполняя их посторонним материалом, и это в свою
очередь толкало к контаминации.
Действие комедий происходит в Греции, чаще всего в Афинах, но Плавт
свободно заменяет черты греческого быта римскими. У него постоянно фигурируют
римские термины для магистратов, государственных учреждений, правовых
понятии, римские религиозные представления, местные географические и
топографические названия. Романизация эта больше касается, однако, отдельных
подробностей, чем общего бытового рисунка, который остается греческим.
Введение римских черт имеет двоякую функцию; оно приближает пьесу к
привычным представлениям зрителей, но может, вместе с тем, служить и
непосредственно комическим целям, как одно из тех сознательных нарушений
сценической иллюзии, с которыми мы уже не раз встречались при разборе
отдельных комедий.
Значительно отличается комедия Плавта от нов о аттической способом
ведения диалога. Диалог Плавта имеет буффонный характер: он полон острот,
каламбуров, гипербол, не чуждается грубой шутки. Чрезвычайно красочный
по богатству и гибкости языка, диалог этот блещет мастерством словесной
игры, буффонным словотворчеством и всевозможными звуковыми фигурами.
Среди комических ресурсов Плавта словесный комизм занимает одно из первых
мест. Такая роль слова, как самостоятельного возбудителя комического
впечатления, снова сближает Плавта с более ранними этапами комедии;
Менандр шел иным путем, стремясь воспроизвести естественность и непринужденность
обыденной речи. Плавт черпает языковой материал отовсюду, начиная от
архаически торжественных сакральных и правовых формул и языка высокой
поэзии и кончая профессиональными говорами и словарем улицы. Римская
критика отмечала несравненное языковое мастерство Плавта. Варрон, отдавая
предпочтение последующим поэтам в отношении ведения сюжета и изображения
характеров, считал комедии Плавта непревзойденными с точки зрения словесной
стороны. Картиннее выразился учитель Варрона, римский ученый конца II
в. до н. э., Элий Стилон: «если бы Музы пожелали говорить по-латыни,
они говорили бы языком Плавта».
Все изменения, вносимые Плавтом в его оригиналы, ведут, таким образом,
в одном направлении. Плавт перерабатывает произведения
Менандра и его современников в стиле более архаического массового.
театра. По вопросу о том, какой театральной традиции он в этих изменениях
следовал, мнения расходятся. Из глухих указаний римских ученых можно
заключить, что Плавт какими-то чертами напоминал им сицилийских комедиографов,
в частности Эпихарма; современные исследователи пытаются связать элементы
народного театра у Плавта с южноиталийскими играми флиаков, с осско-римской
ателланой, с «низовыми» формами эллинистической драмы. Сочетание «новой»
комедии с народным шутовским театром составляет своеобразие Плавта,
а может быть не одного Плавта, но и всей ранней римской комедии, которая
известна нам только по его пьесам.
Условия римской сцены исключали возможность непосредственной политической
или социальной сатиры в комедии; прямые политические намеки попадаются
у Плавта чрезвычайно редко. Комедия его выступала в чужеземном облачении,
и бытовая сторона ее воспринималась как пикантная картина легкомысленных
греческих нравов. Среда бездельничающих молодых кутил с их параситами
не была знакома римскому быту времени Плавта; с профессиональными воинами-наемниками
римляне встречались только у своих противников. Столь же далеко отстояло
от римской действительности поведение рабов комедии. В этом щекотливом
для рабовладельческого общества вопросе Плавт соблюдает особенную осторожность;
изображая свадьбу или пирушку рабов, он спешит оправдать эти вольности
ссылкой на отличие иноземных обычаев от римских. Когда впоследствии
создалась комедия с римской тематикой, фигура раба, «более умного, чем
господин», была устранена. И вместе с тем под оболочкой чужого быта
римский зритель наталкивался на темы, становившиеся для него все более
актуальными в связи с ростом богатств и распадом устоев патриархальной
семьи. Такие вопросы, как роскошь, имущественное положение женщин, приданое,
дебатировались в Риме и в иных случаях делались даже предметом попыток
законодательного нормирования. Эти же проблемы обсуждались в новоаттической
комедии. Ее ответы бывали порой слишком радикальны для римского массового
зрителя, но в осторожной трактовке, нейтрализованные греческим костюмом
и комической маской, они могли уже представить для него интерес. Осуждение,
жажды накопления, тирады против роскоши и жен-приданниц, отрицательное
изображение ростовщичества, возбуждавшего, по словам Маркса,[2] «народную
ненависть» — все это было вполне животрепещущим для Рима. Но просветительное
значение комедии Плавта этим не ограничивается. В осторожной и доступной
форме она приоткрывала мир более культурного жизненного обихода, более
сложных мыслей и чувств, создавала язык для выражения разнообразных
эмоций, в частности язык любви. Победители-римляне с пренебрежением
относились к греческим нравам, «вести себя по-гречески» (pergraecari)
означало «распутничать», но римляне признавали культурное превосходство
греков и искали у них ответов на вновь возникавшие культурные запросы.
Греческие фигуры были одновременно пригодны и для карнавально-фарсового
изображения и для того, чтобы быть носителями более утонченных форм
жизни.
Римские поэты не случайно обращались к греческому театру обыденной
жизни, к новоаттической комедии. Жанр этот оформился, однако, уже в
период распада полисной Греции, у преддверия эллинистического периода.
Его проблематика иногда оказывалась преждевременной для Рима конца III
и начала II вв.; римскому обществу было чуждо усталое, скептическое
восприятие действительности, которое бывает свойственно «новой» комедии,
смирение перед капризами случая, изображение частной жизни, как важнейшей
сферы проявления душевных качеств индивида. Тон греческих пьес расходился,
наконец, с эстетическими навыками массового зрителя, воспитанного на
шутовском, народном театре. Материал «новой» комедии требовал поэтому
отбора и переработки, приспособления к потребностям римской сцены. Было
бы односторонне видеть в ранней римской комедии одно только «огрубление»
греческих подлинников. Конечно, Плавт много «грубее» Менандра; он разрушает
стройную архитектонику, упрощает идеи и образы, резко усиливает буффонные
моменты. Но, наряду с этим, он вносит в свои пьесы такую струю жизнерадостной
энергии и оптимизма, на которую Менандр уже не был способен.
Плавт знал свою публику и знал сцену. Его пьесы представляли благодарный
материал для актеров и долго пользовались успехом. Они вновь получили
доступ к сцене в XV в, в «ученой» и придворной комедии итальянских гуманистов,
и стали затем основой для разнообразных переделок. Шекспир, Мольер,
Лессинг, датский комедиограф Гольберг, не говоря уже о многочисленных
второстепенных писателях, занимались обновлением или переводами комедий
Плавта. Из русских писателей Плавтом особенно интересовался А. Н. Островский,
в архиве которого был найден неопубликованный при жизни перевод комедии
«Ослы», плавтовской переделки одного из произведений малоизвестного
греческого поэта, Демофила.
[1] Маркс приводит цитату из Плииия Старшего, римского ученого I в.
н. э.: «От денег берет свое начало скупость... постепенно она разгорелась
неистовым образом; это уже не скупость, а жажда золота» (Плиний. Естественная
история, кн. 33, гл. 14). «Скупость, — прибавляет Маркс, — сохраняет
сокровище, не позволяя деньгам сделаться средством обращения, но жажда
золота сохраняет денежную душу сокровища, его постоянное стремление
к обращению» (К критике политической экономии. Соч., т. XII, ч. I, I933,
стр. 116 — 117).
[2] Капитал, т. III. Изд. 8-е, 1936, стр. 527.
|