РАЗДЕЛ III.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ
ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА IV. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА
Если эллинистическая литература в целом представляет собой груду развалин,
то проза является при этом наиболее пострадавшим ее участком. Сохранились
единичные произведения и главным образом такие, которые не ставили себе
художественных задач, как например некоторые послания философа Эпикура
или исторический труд Полибия (около 201 — 120 гг.). Фрагменты художественных
произведений незначительны как по числу, так и по объему, а папирусы в
этой области тоже не принесли еще сколько-нибудь значительных дополнений.
Эллинистическая проза известна лишь по античным сообщениям и пересказам
и по тем отражениям, которые она получила в Риме и у позднейших греческих
писателей. Тем не менее нам необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать
ее на основании имеющихся отрывочных данных, так как она прибавляет к
общей картине эллинистической литературы ряд существенных и многозначительных
черт, предвещающих будущие пути развития. То новое, что рождалось в эллинистическом
обществе, легче находило литературное выражение в более свободных формах
прозы, чем в обремененных многовековой традицией и в известной мере закостеневших
стиховых жанрах древней Греции.
Красноречие, пышно расцветшее в Афинах IV в., утрачивает теперь свое
былое значение. Падение роли полиса отразилось здесь непосредственно.
Политическое красноречие большего стиля отзвучало вместе с последними
этапами борьбы за полисную независимость. В эллинистических монархиях
не было открытой политической борьбы, а призрачная автономия общин с их
мелкими очередными вопросами не сулила политическому оратору ни значительных
успехов, при равнодушии широких слоев граждан к общественным делам, ни
резонанса за пределами общины. Судебное красноречие также вошло в более
узкие рамки с тех пор, как судебный процесс потерял свое значение орудия
политической борьбы. Оставалось только «торжественное» эпидиктическое
красноречие. Оно нашло для себя почву и в монархиях; на основе разработанного
Исократом энкомия (стр. 180) здесь развился специфический жанр панегирической
«царской речи», похвалы в честь монарха-бога, на которого переносится
мифологическая схема «спасителя», побеждающего силы тьмы. Такие энкомии
получал уже Александр Македонский, а по его следам эллинистические цари,
затем римские и византийские императоры, наконец европейские монархи вплоть
до XIX в. (ср., например, оды Ломоносова в честь императрицы Елизаветы).
Для подлинного красноречия в эллинистическом обществе места не было, и
при отсутствии живого содержания ораторы гонялись главным образом за формальными
эффектами. Особенно отличались в этом отношении ораторы Малой Азии, и
все их направление получило впоследствии от противников кличку азианского.
В азианском красноречии древние различали два стиля, «нарядный» и «напыщенный». Характерным признаком
первого служит отход от периодической речи, культивировавшейся в школе
Исократа, и искание слуховых эффектов в искусном расположении коротеньких
фразовых единиц на манер Горгия, но теперь почти целиком ритмизованных;
речь становилась совсем похожей на пение. Представители «напыщенного»
стиля стремились к взволнованной патетике и высокопарным метафорам; получался
своего рода прозаический дифирамб. Здесь нашел свое выражение присущий
эллинизму уклон к торжественной позе. Для обоих ответвлений азианизма
в равной мере характерны орнаментальная перегруженность речи и стремление
максимально повысить действенность каждой части фразы. Азианизм возникает
еще в период расцвета эллинистической литературы, в III в. Начинающийся
со II в. застой создает в противовес азианизму подражательную ориентацию
на классиков аттической прозы — аттикизм; крайние сторонники этого течения
ставили своими стилистическими образцами даже не Демосфена и Исократа,
а ранних прозаиков Лисия и Фукидида. Но это была мертвая подражательность.
Живые традиции аттического красноречия сохранялись только на Родосе, в
единственной крупной демократической республике эллинистического времени.
Родосская школа занимала среднюю позицию между азианизмом и аттикизмом.
Искусство красноречия поддерживалось потребностями школы, так как
реторическое обучение составляло одну из важнейших сторон в системе
античного образования; представитель общественной верхушки по-прежнему
должен был уметь выступить на суде, произнести речь на торжестве или
в каком-нибудь собрании Но самое красноречие по существу вырождалось
при этом в школьную декламацию, зачастую на фантастические, оторванные
от жизни темы. Учащиеся упражнялись в составлении речей, которые должен
был бы произнести мифологический герой в той или иной ситуации или которые
надлежало бы произнести на суде по поводу совершенно невероятного юридического
казуса, разрешавшегося к тому же по столь же невероятным, нарочито выдуманным
для данного случая законам. К реторическому преподаванию эллинистического
времени восходят многие типы упражнений, укрепившихся и в позднейшей
школьной практике, вроде пересказа басен, переложения стихов в прозу,
рассуждении на отвлеченные темы, с тем лишь отличием от позднейшего
обучения, что в античности основной упор делался не на письменную, а
на устную речь. В рассматриваемый период окончательно определяется состав
реторики, как дисциплины. Реторическая теория складывается из пяти разделов.
Первый трактует о «нахождении» материала для речи, указывая типичные
мысли, точки зрения, «общие места», которыми надлежит пользоваться в
разных жанрах речей. Второй — о «расположении» найденного материала
в целях наибольшего впечатления на слушателя. Третий — учение о стиле.
Здесь разбирались вопросы достоинств и недостатков стиля, способы «украшения»
речи тропами и фигурами, излагалось учение о трех основных стилях, «высоком»,
«среднем» и «низком» Четвертый раздел составляли мнемонические правила
для запоминания подготовленной речи, а пятый был посвящен способу ораторского
произнесения речи; очень характерно для античного красноречия, что этот
последний раздел был озаглавлен тем же термином, который потреблялся
для актерского исполнения роли С наибольшей подробностью были разработаны
первый раздел, имевший общеобразовательное значение, и третий — о стиле.
Некоторые части античной стилистической теории, например классификация
тропов и фигур, сохранили известное значение до настоящего времени и,
при всей своей формалистичности, еще не заменены чем-либо более совершенным.
С уменьшением удельного веса красноречия важнейшей областью художественной
прозы оказывалась историография. Историографическая продукция эллинистического
времени чрезвычайно велика; основная масса и здесь падает на III в. Небывалое
расширение границ известного грекам мира, походы Александра Македонского,
поразившие современников широтой замыслов и баснословными успехами, длительная
и сложная борьба между его преемниками, — все это представляло привлекательный
материал для исторического повествования. Цари и полководцы стали к тому
же сами заботиться о том, чтобы их деятельность была зафиксирована в исторических
трудах. Александр возил с собой целый штат писателей; так же поступил
и Ганнибал, отправляясь в поход против Рима. Благоприятствовал развитию
историографии и ученый интерес к старине. Появляются труды как по всеобщей
истории, так и по истории отдельных. народов и местностей, географические
и культурно-исторические описания различных стран, биографии деятелей.
Однако в идеологии эллинистического общества уже не было предпосылок для
глубокого. проникновения в смысл исторических событий, и оно к этому вовсе
не стремилось. Единственные авторы, которые пытаются осмыслить. исторический
процесс, это — упомянутый уже Полибий и крупнейший философ позднего эллинизма
Посидоний (около 135 — 51 гг.), но и тот и другой принадлежат времени
римского господства в Греции и живут в политической атмосфере римской
республики.
У эллинистических историков господствует либо учено-антикварный уклон,
либо стремление к увлекательному изложению. Задача художественного повествования
— изобразить власть Тихи в ходе событий, в возвышении и падении знаменитых
людей, потрясти ужасными или чувствительными сценами, поразить воображение
достопримечательностями далеких стран. Реторическая историография, созданная
школой Исократа, старалась заинтересовать читателя искусством стиля, описаниями,
речами, морализирующими афоризмами; другое направление тяготело больше
в сторону поэтических приемов повествования, ставя во главу угла наглядность
и драматизм рассказа, изукрашенного многочисленными деталями. И в том
и в другом случае историческая правдивость отступала перед художественными
заданиями, и известная доля вымысла считалась вполне дозволенной. Само
собой разумеется, что действительность искажалась и в угоду политическим
целям, для прославления одних деятелей и очернения других. Эта историографическая
практика была санкционирована и теоретиками художественной литературы;
они определяли историю как жанр, смежный с эпидиктическим красноречием
и с поэзией, как «поэтическое произведение в прозе». Новеллистический
элемент, изгнанный из истории Фукидидом, возвращается в нее, но уже не
в наивной фольклорной форме, а в виде драматически напряженной повести
в одеянии нового реторического стиля.
В античности повествовательная проза впервые получила литературное развитие
на историческом или полуисторическом материале (как то: родословные, путешествия, новеллы об исторических лицах), и
все это составляло «историю». Псевдо-«история» становится оболочкой для
новых видов повествовательной прозы, развивающейся в IV в. (например «Киропедия»
Ксенофонта), а затем и в эллинистическое время. Эта область очень мало
известна, и мы укажем лишь некоторые более отчетливо выделяющиеся жанры.
Таково, например, псевдопутешествие, фантастический рассказ о чудесных
странах на краю света. С фольклорной формой этого жанра мы уже встречались;
она лежит в основе странствий Одиссея. В эллинистической литературе мнимое
путешествие становится оболочкой для утопии, картины идеального общества.
Если проект идеального государства у Платона представляет собой, по словам
Маркса, «афинскую идеализацию египетского кастового строя»,[1] то Эвгемер
рассказывает в своей «Священной записи» (начало III в.) о кастовом строе
острова Панхеи, на который автор якобы попал во время плавания по Индийскому
океану. В Панхее три касты: 1) жрецы вместе с представителями искусства
и техники, 2) земледельцы, 3) воины и пастухи. Господство принадлежит
касте жрецов, которая уравнительно распределяет между населением продукты
труда земледельцев и пастухов, забирая на каждого из своих членов двойную
долю продукта. Однако утопия не является для Эвгемера самоцелью. Важнейшая
достопримечательность Панхеи — «священная запись» на золотой колонне,
составленная некогда царем острова Зевсом. Эвгемер развертывает в повествовательной
форме теорию о происхождении религии и мифологии. Он полагает, что традиционные
боги — великие люди прошлого, цари, творцы цивилизации; они провозглашали
себя богами и вводили культ самих себя, для того чтобы люди охотнее следовали
их заветам. В обстановке начавшегося обоготворения эллинистических царей
теория Эвгемера была в достаточной;. мере актуальной. Она шла навстречу
как рационализму образованного общества, так и монархической пропаганде,
рисовавшей царей «благодетелями человечества». Далеко отходит от обычного
типа античной утопии Ямбул, эллинистический писатель неизвестного времени,
автор путешествия на «острова солнца». В его обществе нет ни каст, ни
царей, ни жрецов, ни семьи, ни собственности, ни государства, ни общественного
разделения труда. Все трудятся, попеременно выполняя всяческие полезные
общественные работы. Ямбул рисует, таким; образом, коллектив первобытно-коммунистического
типа, но с высокой духовной культурой. В описаниях диковинной природы
островов сказочное перемешивается со смутными сведениями об экваториальных
странах и с наивными попытками естественного объяснения, чудес. Несмотря
на явную фантастичность рассказов, находились легковерные люди, которые
принимали их всерьез; благодаря этому утопии Эвгемера и Ямбула дошли до
нас в пересказе историка Диодора (I в. до н. э.).
Взгляды Эвгемера на богов вызывали интерес и в более позднее время,
и христианские писатели нередко ссылались на них, полемизируя против античной
религии.
Стремление к естественному истолкованию мифов породило и другой вид
повествования, историзованную мифологическую хронику, в которой сказочные
мотивировки и чудеса заменялись Национальным ходом событий. Такие сказания
как Троянская война или поход аргонавтов перерабатывались в псевдоисторические повести,
будто бы основанные на древних документах. Каноническая форма мифа, например
гомеровская, объявлялась при этом «более поздней» и искаженной. Большое
внимание уделялось в хрониках героиням мифа и любовным мотивам. В то время
как традиционные мифы греческой религии подвергались систематической рационализации,
низовые религиозные течения создают почву для расцвета ареталогии, рассказа
о «мощи» и чудесных деяниях какого-нибудь бога-«целителя» и его пророков.[2]
Это тот вид повествования, из которого впоследствии вышла «евангельская»
и «житийная» литература христианства. В ареталогиях греческие элементы
скрещивались с восточными, особенно с египетскими и индусскими. Образованное
эллинистическое общество относилось к этому жанру с презрением и насмешкой,
и самый термин приобрел значение «небылицы», но в эпоху упадка эллинизма
ареталогия стала получать широкое распространение.
В перечисленных видах повествовательной прозы не находит еще достаточного
выражения одна из основных тенденций эллинистического времени — повышенный
интерес к интимным переживаниям частной жизни, к любовной тематике, к
картинам быта. Из старых жанров для этой цели могла быть использована
лишь новелла, историческая и бытовая. Действительно, новелла, которая
в течение веков оставалась «низовой» и попадала в серьезную литературу
лишь эпизодически, как один из элементов исторического предания, теперь
становится самостоятельным литературным жанром. Как и в ареталогии, в
эллинистических новеллах заметны многообразные связи с повествовательным
искусством Востока. В позднейшей литературе мы находим многочисленные
следы эллинистических новелл. Одна из самых известных — новелла об Антиохе,
сыне царя Селевка. Царевич был влюблен в свою мачеху Стратонику. Сознавая
преступность своей любви, он старался превозмочь ее и начал чахнуть. Знаменитый
врач Эрасистрат догадался о скрытой причине недуга. Чтобы определить,
в кого царевич был влюблен, он заставил всех домашних по очереди заходить
в комнату больного, и, когда зашла Стратоника, волнение Антиоха обнаружило
предмет его страсти. Эрасистрат сообщил царю, «что сын его безнадежно
влюблен в замужнюю женщину, и назвал при этом свою собственную жену. Селевк
стал просить его не губить юношу, уступить ему жену, и прибавил, что он
сам охотно отказался .бы от своей жены для спасения сына. Тогда врач открыл
ему истину, и Селевк отдал сыну жену и царство. Эта новелла о «благородных»
чувствах оформлена как исторический рассказ; бытовые персонажи предпочитались
для комической новеллы, в которой действовали глупые мужья, сварливые
или неверные жены, хитрые любовники, плуты и т. п.
Огромный успех выпал на долю сборника любовных новелл, составленного
Аристидом из Милета (вероятно, в конце II в. до н. э.); название этого,
до нас не дошедшего, сборника «Милетские рассказы» стало нарицательным
именем для всего жанра.
Новелла, короткая и динамичная, не давала достаточного простора для
описания субъективных переживаний героев. Очень знаменательно поэтому,
что около 100г. до н. э. античная художественная теория начинает фиксировать наличие нового вида повествования, в котором
«вместе с событиями познаются речи и настроения действующих лиц». Специального
названия жанр не получает, но противополагается прочим как «повествование
(«история») о лицах», в отличие от «повествования о вещах». По словам
Цицерона, этому виду повествования свойственна «развлекательность», что
и достигается «переменчивостью событий и разнообразием настроений, серьезностью
и легкомыслием, надеждой и страхом, подозрением и тоской, лицемерием,
заблуждением и состраданием, поворотами судьбы неожиданными несчастьями
и внезапной радостью, благополучным исходом дела». Оставшийся безыменным
в античности, жанр этот получил название в Средние века; это — роман.
Эллинистическая эпоха создала роман, в первую очередь любовный роман в
псевдоисторической оболочке, по схеме влюбленных или супругов, разлученных
и гонимых капризом «случая», но ищущих и в конечном итоге находящих друг
друга (ср. стр. 149 о «Елене» Эврипида). Поскольку, однако, все полностью
сохранившиеся романы принадлежат более позднему времени, мы будем рассматривать
жанр романа при изложении греческой литературы римского периода.
Философский диалог культивируется главным образом в школе Аристотеля.
Эпикурейцы и стоики предпочитают связное деловое изложение, не слишком
заботясь о красоте слога. Следы старых традиций «дидактической» литературы
сохраняются в том, что трактат нередко получает форму «послания», адресованного
какому-нибудь лицу. Наиболее продуктивными в создании новых жанров философской
прозы оказываются киники, отрицатели основных устоев и привычных ценностей
античного общества. Обращаясь со своей проповедью преимущественно к низам,
они искали общедоступных форм изложения. Киники создают диатрибу («беседу»),
популярную лекцию на философские, главным образом моральные, темы. В живой,
образной, не лишенной театральности форме, пересыпая свои рассуждения
поговорками, анекдотами, цитатами из поэтов, ежеминутно вступая в диалог
с воображаемым оппонентом, лектор вел беседу о «самодовлении» или «свободе
от аффектов», о «богатстве и бедности», «корыстолюбии» или «превратностях
судьбы». Диатриба была рассчитана на устную подачу, отличалась простотой
и грубоватостью, но не гнушалась и модных приемов реторики. Мастером жанра
считался Бион Борисфенит (Борисфен — греческое наименование Днепра), первый
греческий писатель, родившийся на территории СССР (начало III в. до н.
э.); он не ограничивался устными беседами и издавал свои произведения.
Даже противники, язвившие над тем, что Бион «облек философию в пестрое
одеяние гетеры», признавали силу и остроумие его диатриб. Жанр диатрибы
впоследствии лег в основу христианской проповеди. Моралисты-киники прибегали
и к чисто художественным формам, даже стиховым (ямбография, пародия) для
осмеяния того, что им казалось пороком и ложным мнением; творчество их
имело резко выраженный сатирический уклон. Некоторые излюбленные образы
киников прочно вошли в последующую литературу Европы, например фигура
последнего ассирийского царя Сарданапала, как представителя пышного и
изнеженного образа жизни. Своеобразную форму сатиры создал .киник Менипп
из Гадар (начало III в.), по происхождению сириец. Он составлял философско-сатирические
диалоги с фантастическим повествовательным обрамлением, вроде полета на небо или нисхождения
в преисподнюю, изображал «рождение» ненавистного киникам Эпикура, сочинял
иронические «послания богов». Показ ничтожества земных благ, сатира на
религию, полемика с враждебными философскими школами — таково содержание
творчества Мениппа, поскольку оно поддается определению по ничтожным обрывкам
и отражениям у более поздних писателей. Проза перемежалась у Мениппа со
стихами; сочетание это часто встречается и в фольклоре европейских. народов
и у восточных сказителей, но для античной литературы, строго отделявшей
поэтические жанры от прозаических, оно казалось непривычным и получило
наименование «мениппова» жанра. Всю совокупность философских жанров, созданных
киниками, античная художественная теория относила к разряду «серьезно-смешного»,
т. е. объединяющего оба эти элемента. Эта область литературы получила
дальнейшее развитие у римских сатириков и у позднегреческого «Вольтера
античности» — Лукиана.
[1] К. Маркс. Капитал, т. I. Собр. соч., т. XVII, 1937, стр. 405.
[2] Aratalogia — провозвещение «доблести»
(arete, стр. 66), т. е. мощи, чудотворной силы.
|