РАЗДЕЛ II. АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ДРАМЫ
2. Комедия
5) Средняя комедия
Устранение политического момента и ослабление роли хора привели к
тому, что аттическая комедия пошла в IV в. по путям, наме ченным у Эпихарма.
Античные ученые называли ее «средней» комедией. Комедийная продукция
этого времени весьма велика. Древние насчитывали 57 авторов, из которых
самыми известными были Антифан и Алексид, и 607 пьес «средней» комедии,
но ни одна из них не сохранилась полностью. До нас дошло лишь большое
количество заглавий и ряд фрагментов. Этот материал позволяет сделать
вывод, что в «средней» комедии большое место занимали пародийно-мифологические
темы, причем пародировались не только самые мифы, но и трагедии, в которых
эти мифы разрабатывались. Самым популярным трагическим писателем был
в это время Эврипид, и его трагедии чаще всего пародировались (например
«Медея», «Вакханки»). Другая категория заглавий свидетельствует о бытовой
тематике и о разработке типических масок: «Живописец», «Флейтистка»,
«Поэтесса», «Врач», «Парасит» и т. п. Героями комедии часто оказываются
иноземцы: «Лидиец», «Беотянка». Характерная для «древней» комедии грубость
насмешки здесь смягчалась. Это не значит, однако, что в комедии перестали
выводиться живые современники; старый обычай сохранился, но только выводимые
фигуры принадлежат уже к другой среде, к другой сфере городских «знаменитостей».
Это — гетеры, моты, повара. Еда и любовь, исконные мотивы карнавальной
обрядовой игры, продолжают оставаться характерными для «средней» комедии,
но только в новом, более близком к быту оформлении. За счет уменьшения
карнавальной беспорядочности и шутовского, «клоунского» момента вырастало
более строгое и законченное драматическое действие, часто основанное
на любовной интриге. «Средняя» комедия составляет переходный этап к
«новой» аттической комедии, комедии характеров и комедии интриги, развившейся
в» конце IV в., к началу эллинистического периода.
|