РАЗДЕЛ I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
1. Гомеровский эпос
6) Гомеровский вопрос
Пока песенное творчество не отрывалось от исполнения, и прозвучавшая
песня бесследно исчезала, поэтическая индивидуальность аэда-импровизатора
терялась в общем потоке коллективного эпического творчества. На рапсодической
стадии эпоса, при исполнении более или менее закрепленного текста, уже
может встать вопрос об «авторстве» в отношении данного текста, о поэте,
давшем определенное художественное оформление героических сказаний.
На первых порах, однако, имя поэта не вызывает к себе особого интереса
и легко забывается. Эпические поэмы часто остаются безыменными, несмотря
на наличие письменно зафиксированного текста: таковы, например, старофранцузская
«Песнь о Роланде» или немецкая «Песнь о Нибелунгах».
«Илиада» и «Одиссея» связаны в античной традиции с определенным именем
поэта, с Гомером. Точных сведений о предполагаемом авторе «Илиады» и «Одиссеи» античность
не имела: Гомер был легендарной фигурой, в биографии» которой все оставалось
спорным. Известно античное двустишие. о «семи городах», приписывавших
себе честь быть родиной Гомера. В действительности этих городов было
больше, чем семь, так как в разных вариантах предания имена «семи городов»
перечисляются по-разному. Не менее спорным было время жизни Гомера:
античные ученые давали различные датировки, начиная с XII и кончая VII
вв. до н. э. То, что рассказывается о его жизни, фантастично: таинственное
внебрачное рождение от бога, личное знакомство с мифическими персонажами
эпоса, странствие по тем городам, которые считали Гомера своим гражданином,
украденные у Гомера рукописи произведений, относительно авторства которых
существовали споры, — все это типичные домыслы биографов, пытавшихся
чем-либо заполнить жизнеописание Гомера при отсутствии сколько-нибудь
прочного предания. Самое имя «Гомер», вполне мыслимое мак греческое
собственное имя, нередко истолковывалось и в древности и в Новое время,
как имя нарицательное; так, источники сообщают, что у малоазиатских
греков слово «гомер» обозначало слепца. Предание рассказывает о слепоте
Гомера, и в античном искусстве он всегда изображается слепым стариком.
Имя Гомера имело почти собирательный характер для эпической поэзии.
Гомеру приписывались, кроме «Илиады» и «Одиссеи», многие другие поэмы,
входившие в репертуар рапсодов; под именем Гомера дошел до нас сборник
эпических гимнов и мелких стихотворений. В V в. до н. э., с зарождением
исторической критики, начинают на основании различных соображений отделять
«подлинного» Гомера от неподлинного. В результате этой критики за Гомером
признаются лишь «Илиада» и «Одиссея», а также «Маргит», не дошедшая
до нас пародийная поэма о герое-дурачке. В более позднее время отдельные
античные ученые высказывали мысль, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат
разным авторам, и Гомеру они приписывали только «Илиаду». Преобладало,
однако, противоположное мнение, связывавшее имя Гомера с обеими поэмами;
различие в стиле между патетической «Илиадой» и более спокойной «Одиссеей»
объясняли тем, что Гомер составил «Илиаду» в молодости, а «Одиссею»
на склоне лет. Ни у кого не возникало сомнения в том, что каждая из
поэм является плодом творчества индивидуального поэта; спор шел лишь
о личном тожестве творца «Илиады» с творцом «Одиссеи». Не возникало
также сомнения в историческом. существовании Гомера и в том, что он
является автором по крайней мере «Илиады».
Исходя из положения о единоличном авторе (или двух авторах) гомеровского
эпоса, античная критика считала себя, однако, вправе поставить другой
вопрос: сохранились ли поэмы в своем первоначальном виде? Античные филологи,
издавая и комментируя Гомера, замечали в поэмах многочисленные сюжетные
неувязки, противоречия, повторения, стилистический разнобой. Относить
эти недостатки насчет автора, Гомера, решались очень немногие. В представлении
древних Гомер всегда оставался величайшим поэтом, «Илиада» и «Одиссея»
— недосягаемыми образцами эпоса. Причину недостатков усматривали поэтому
в дурной сохранности гомеровского текста, пострадавшего от произвольных
вставок. Ученые издатели считали своим долгом очищать текст поэм, устраняя
или по крайней мере — отмечая подозрительные места. Там поступал, например, знаменитый издатель
и комментатор Гомера Аристарх (около 217 — 145). Другое направление
в античной критике предложило более радикальное решение вопроса. Были
сведения, что Писистрат, вводя на панафинейском празднестве рапсодическое
исполнение гомеровских поэм (стр. 44), позаботился и об установлении
некоторого официального текста. С редакционной работой, проделанной
при Писистрате, связывали, например, несколько вставок в гомеровские
поэмы, относящихся к прославлению Афин. С другой стороны, античные ученые
замечали, что гомеровские герои не пользуются письменностью, что от
эпохи Троянской войны не сохранилось письменных памятников. В связи
с этими наблюдениями предание о писистратовской редакции «Илиады» и
«Одиссеи» получило новую форму: Гомер не пользовался письмом, и произведения
его сохранились лишь устно, в памяти певцов, в виде отдельных песен;
при Писистрате эти разрозненные песни были собраны воедино. С этой точки
зрения текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный
в устах самого Гомера, он распылился и подвергся искажениям со стороны
рапсодов; наконец, писистратовская редакция восстановила утраченную
целостность, не имея уже возможности устранить противоречия между отдельными
песнями, накопившиеся в период их устной передачи. Высказывалось также
предположение, что писистратовские редакторы включили в текст и такие
песни Гомера, которые к составу поэм не относились, что, например, 10-я
книга «Илиады» (стр. 34) представляет собой самостоятельное произведение.
Эти радикальные гипотезы находили, однако, немного сторонников и известны
нам, к сожалению, лишь отрывочно.
Сомнения в первоначальной целостности поэм вообще не возникало. Признавая
гомеровский эпос образцом и нормой художественного творчества, предметом
«подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов, античность не могла
отказаться от представления об изначальном совершенстве, а стало быть
и законченност» каждой из поэм. На этой же позиции стояли теоретики
эпохи Возрождения вплоть до XVI в.
В эпоху классицизма XVII в. развилось отрицательное отношение к поэмам
Гомера (ср. стр. 5), и литературная критика отыскивала. в них всевозможные
недостатки, главным образом с точки зрения невыполнения устанавливавшихся
классицизмом «правил» эпической композиции. В «Илиаде» замечали отсутствие
«единого плана», «единого героя», повторения и противоречия. Уже тогда
аббат д`Обиньяк доказывал, что «Илиада» не является единым целым и представляет
собой механическое соединение самостоятельных». не связанных между собой
песен об осаде Трои, что единого Гомера не существовало, а было много
«гомеров», т. е. слепых певцов, исполнявших эти песни. Идеи д`Обиньяка
не имели успеха у современников: к проблемам «устного» творчества поэтика
классицизма относилась пренебрежительно.
Первая строго научная постановка «гомеровского вопроса» принадлежит
Фридриху-Августу Вольфу, выпустившему в 1795 г. «Введение к Гомеру»
(Prolegomena ad Homerum). Вольф писал уже в обстановке повышенного интереса
к народной поэзии, развившегося в Англии и в Германии в эпоху Просвещения.
Враждебное классицизму направление в литературе и эстетике устанавливало глубокую, принципиальную разницу между «естественным» народным и «искусственным»
книжным эпосом; поэмы Гомера относили к первой категории. Немецкий поэт
и критик Гердер (1744 — 1803) считал Гомера «народным поэтом», импровизатором,
песни которого впоследствии были записаны из уст позднейших певцов.
Этим идеям, высказывавшимся ведущими писателями и мыслителями эпохи,
Вольф пытался дать исторически документированное обоснование. Он приводит
три аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских
поэм: 1) сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое
он относит к VII — VI вв. до н. э.; 2) античные сообщения о первой записи
поэм при Писистрате; 3) отдельные вставки и противоречия в поэмах. Невозможность
создания больших поэм в бесписьменное время[1] и ненужность их в эпоху,
когда требовались лишь краткие застольные песни в честь богов и героев,
приводят Вольфа к убеждению, что «Илиада» и «Одиссея» не что иное, как
собрание отдельных песен. Песни эти сохранились в памяти рапсодов и
были записаны лишь при Писистрате; тогда же была проведена некоторая
редакционная работа по их объединению. Вольф не отрицает единства и
целостности поэм, но считает, что это единство лежит уже в самом материале,
в мифе, и не требует поэтому предположения о едином авторе поэм. Тем
не менее Вольф допускает, что большинство отдельных песен, вошедших
в поэмы, принадлежит одному певцу, которого он называет Гомером; позднейшие
певцы составили ряд других песен, которые сохранялись в рапсодическом
предании вместе с подлинным Гомером и были объединены с ним при Писистрате.
Это последнее предположение Вольфа является компромиссом, уступкой традиции
и не вытекает из его основных доводов. Уже в 1796 г. известный немецкий
романтик Фр. Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал из
них последовательный вывод: художественная целостность поэм связана
не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего
народа». Другими словами: гомеровский эпос является результатом коллективного
творчества народных поэтов.
После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса»
разделились на два лагеря — «вольфианцев», или «аналитиков», считавших,
что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами, и «унитариев»,
защитников «единого» Гомера.
В дальнейшем развитии науки один из основных доводов, выдвигавшихся
Вольфом в пользу его теории, был признан совершенно ошибочным, а именно
— его взгляд на позднее развитие греческой письменности. Открытия в
области греческих надписей, показали, что письменность была отлично
известна грекам задолго до VII — VI вв. и уже в VIII в. была в широком
употреблении. Эпоха создания «Илиады» и «Одиссеи» не может рассматриваться
как бесписьменное время. С другой стороны, было выяснено, что сообщения
о писистратовской редакции представляют собой в значительной мере домыслы
поздно античных ученых и не дают основания видеть в работе над текстом,
проведенной при Писистрате, первую запись гомеровских поэм. Центр тяжести
«гомеровского вопроса» перешел на третий аргумент Вольфа, им самим менее всего разработанный, на противоречия
и неувязки между отдельными частями поэм. Вскрывая эти противоречия,
вольфианцы пытались выделить в «Илиаде» и «Одиссее» их составные части
и нарисовать картину возникновения гомеровского эпоса.
В 30-х гг. XIX в. среди вольфианцев оформилось два направления. Одно
из них видело в гомеровских поэмах только механическое объединение независимых
друг от друга эпических стихотворений на темы из сказаний троянского
цикла. Эта мысль нашла наиболее яркое выражение в «песенной теории»
Лахмана (1837), который считал «Илиаду» состоящей из 18 самостоятельных
песен малого размера. Ни одна из этих песен не является законченным
целым, многие не имеют ни начала ни конца, но Лахмана это обстоятельство
не смущало: он полагал, что народные сказания имеют общеизвестный твердый
и устойчивый сюжет и что народный певец может начать с любого момента
движения сюжета и любым моментом кончить. Другой разновидностью этого
же направления является так наз. «теория компиляции», усматривавшая
в гомеровских поэмах объединение не песен, а единиц большего размера,
«малых эпосов». Там, по Кирхгоффу (1859), «Одиссея» является «обработкой»
четырех самостоятельных поэм — поэмы о путешествии Телемаха, двух поэм
о странствиях Одиссея и, наконец, поэмы о возвращении Одиссея на родину.
«Малый эпос» представляется с этой точки зрения посредствующим звеном
между песней и большой поэмой.
Второе направление представлено «теорией первоначального ядра», созданной
Германном (1832). Согласно этой теории «Илиада» и «Одиссея» возникли
не как соединение самостоятельных произведений, а как расширение некоего
«ядра», заключавшего в себе уже все основные моменты сюжета поэм. В
основе «Илиады» лежит «пра-Илиада», в основе «Одиссеи» — «пра-Одиссея»,
и та и другая — небольшие эпосы. Позднейшие поэты расширяли и дополняли
эти эпосы введением нового материала; иногда возникали параллельные
редакции одного и того же эпизода. В результате ряда последовательных
«расширений» «Илиада» и «Одиссея» разрослись к VI в. до тех размеров,
в которых они и поныне нам известны. Противоречия внутри эпоса создались
в процессе «расширения» их разными авторами, но наличие основного «ядра»
в каждой из поэм обеспечило сохранение известных элементов единства.
В противоположность всем этим теориям унитарии выдвигали на первый
план моменты единства и художественной цельности обеих поэм, а частные
противоречия объясняли позднейшими вставками и искажениями. К числу
решительных унитариев принадлежал Гегель (1770 — 1831). По мнению Гегеля,
гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую
целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид. Представление
об отсутствии единства и простом объединении различных рапсодий, составленных
в сходном тоне, является антихудожественным и варварским представлением».
Гомера Гегель считал исторической личностью.
Проблема происхождения гомеровских поэм остается нерешенной и по настоящее
время. Современное состояние «гомеровского вопроса» можно свести к следующим
положениям.
а) Несомненно, что в материале «Илиады» и «Одиссеи» имеются наслоения
различного времени, от «микенской» эпохи вплоть до VIII — VII вв. до
н. э. То обстоятельство, что гомеровский эпос сохранил. ряд воспоминаний
о времени, письменных источников о котором. у позднейших греков не было,
свидетельствует о непрерывности устного эпического предания. Песни о
«микенском» времени передавались из поколения в поколение, переделывались,
дополнялись новым материалом, переплетались между собой. Многовековая
история греческих героических сказаний, их странствия и переход из европейской
Греции на малоазийское побережье, эпическое творчество эолян и ионян,
— все это отложилось напластованиями в сюжетном материале и стиле эпоса
и в картине гомеровского общества. Однако эти напластования не лежат
в поэмах сплошными массами; обычно они находятся в пестром смешении.
б) Столь же несомненны элементы единства, связывающие каждую из поэм
в художественное целое. Единство это обнаруживается как в построении
сюжета, так и в обрисовке действующих лиц. Если бы «Илиада» была циклом
песен о Троянском походе или о подвигах Ахилла, она содержала бы последовательное
изложение всего сказания о Трое или об Ахилле и заканчивалась бы, если
не пожаром Трои, то, по крайней мере, гибелью Ахилла. Между тем «Илиада»
ограничена рамками «гнева Ахилла», т. е. одного эпизода, сюжета небольшой
длительности, и в пределах этого эпизода развертывает обширное действие.
Песенным циклам такая композиционная манера не свойственна. Когда, с
погребением Патрокла и Гектора, все последствия «гнева» исчерпаны, поэма
заканчивается. Целостность «Илиады» достигается подчинением хода действия
двум моментам: «гнев Ахилла» дает возможность выдвинуть ряд других фигур
как ахейских, так и троянских, действующих в его отсутствие, и вместе
с тем создать из Ахилла центральную фигуру поэмы; с другой стороны,
«решение Зевса» объясняет неуспех ахейцев и разнообразит действие введением
олимпийского плана. Еще резче выражены моменты единства в «Одиссее»,
где оно обусловлено целостностью сюжета о «возвращении мужа», и даже
такая сравнительно обособленная часть поэмы, как поездка Телемаха, не
имеет характера самостоятельного целого. Метод развертывания обширного
действия в рамках короткого эпизода применен и в «Одиссее»: поэма начинается
в тот момент, когда возвращение Одиссея уже близко, и все предшествующие
события, скитания Одиссея, вложены в уста самому герою, как его рассказ
на пиру у феаков, в соответствии с традиционной формой повести о сказочных
землях (ср. стр. 38). Образы» действующих лиц в обеих поэмах последовательно
выдержаны на всем протяжении действия и постепенно раскрываются в его
ходе; так, образ Ахилла, данный в 1-й книге «Илиады», все время усложняется,
обогащаясь новыми чертами в книгах 9, 16 и 24.
в) Наряду с наличием ведущего художественного замысла, и в «Илиаде»
и в «Одиссее» можно установить ряд неувязок, противоречий в движении
сюжета, не доведенных до конца мотивов и т. л. Эти противоречия эпоса,
по крайней мере в значительной своей части, проистекают из разнородности
объединенного в поэмах материала, не всегда приведенного в полное соответствие
с основным ходом действия. Самое стремление к концентрации действия
приводит иногда к невыдержанности ситуаций. Так, сцены 3-й книги
«Илиады» (единоборство Париса с Менелаем, смотр со стены) были бы
гораздо уместнее в начале осады Трои, чем на десятый год войны, к которому
приурочено действие «Илиады». В гомеровском повествовании часто удается
обнаружить остатки более ранних стадий сюжета, не устраненные последующей
переработкой; сказочные материалы, лежащие в основе «Одиссеи», подверглись,
например, значительной переделке в целях смягчения .грубо-чудесных моментов,
но от прежней формы сюжета сохранились следы, ощущаемые в контексте
нынешней «Одиссеи» как «противоречия».
г) Малая песня была предшественницей большой поэмы, но взгляд, на
поэму, как на механическое объединение песен, выдвинутый «песенной теорией»,
является ошибочным. Песенная теория не только не может объяснить художественную
целостность гомеровских поэм, она противоречит всем наблюдениям над
эпической песней у тех народов, где эта песня дошла до нас в записях
или сохраняется в быту. Песня всегда имеет законченный сюжет, который
она доводит до развязки. Представление Лахмана, будто певец может оборвать
свою песню на любом моменте развития сюжета, не отвечает действительности.
Различие между «большим» эпосом и «малой» песней не в степени законченности
сюжета, а в степени его развернутости, в характере повествования. В
эпосе создается, по сравнению с песней, новый тип (распространенного
повествования, с усложненным действием, с введением гораздо большего
количества фигур, с подробным описанием обстановки и раскрытием душевных
переживаний героев в их размышлениях и речах. «Гнев Ахилла» мог бы служить
сюжетом песни, но повествование «Илиады» в целом и в большинстве эпизодов
относится уже не к песенному, а к «распространенному» стилю. В поэме
гомеровского типа эпическое творчество поднимается на более высокую
ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического
объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет
собой творческую переработку этого материала в соответствии с более
высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами.
д) Расхождение между ведущим художественным замыслом и материалом,
собранным в гомеровских поэмах, допускает различные объяснения. Расхождение
это могло явиться в результате того, что малого размера «пра-Илиада»
и «пра-Одиссея», заключавшие в себе уже весь основной замысел, подверглись
впоследствии различным переработкам и расширениям (теория «ядра»). В
противоположность этому унитарная гипотеза предполагает, что художественный
замысел поэм в их нынешней форме является уже последней стадией в истории
их сложения, т. е. что каждая из поэм имеет своего «творца», который
перерабатывал старинный материал, подчиняя его своему замыслу, но не
в силах был уничтожить все следы разнородности использованного им материала.
Очень распространено также мнение, что «Илиада» и «Одиссея», уже в качестве
больших поэм, были дополнены рядом новых эпизодов. Конкретная история
сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.[2]
[1]Вольф представляет себе емкость репертуара древних певцов гораздо
меньшей, чем она на самом деле бывает в бесписьменных обществах: певцы
запоминают большие массы текста, размером в десятки тысяч стихов.
[2]Автор настоящей книги является по своим личным взглядам на «гомеровский
вопрос» сторонником унитарной гипотезы; унитарная точка зрения проведена
им во вступительных статьях и комментариях к новому изданию «Илиады»
в переводе Гнедича и «Одиссеи» в переводе Жуковского (Academia, 1935).
|