Тема 30. Структура лирического произведения: мир и событие
I. Учебники, учебные пособия
1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. С. 230-232.
“Фабульные мотивы редки в лирической поэзии. Гораздо чаще фигурируют
статические мотивы, развертывающиеся в эмоциональные ряды. Если в стихотворении
говорится о каком-нибудь действии, поступке героя, событии, то мотив
этого действия не вплетается в причинно-временную цепь и лишен фабульной
напряженности, требующей фабульного разрешения. Действия и события фигурируют
в лирике так же, как явления природы, не образуя фабульной ситуации”.
“Лирическое стихотворение типично этой неподвижностью темы, даваемой
в различных вариациях, вводимой все в новые и новые ассоциации.
Развитие темы идет не путем смены основных мотивов, а путем нанизывания
на эти основные мотивы побочных, путем подбора этих вторичных мотивов
к одной и той же основной теме”.
“Типично трехчастное построение лирических стихотворений, где в первой
части дается тема, во второй она или развивается путем боковых мотивов,
или оттеняется путем противопоставления, третья же часть дает как бы
эмоциональное заключение в форме сентенции или сравнения («pointe»)”.
2) Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk.
“Возникающая благодаря взаимодействию и постепенно развертывающаяся
субстанция лирических стихотворений называется на языке литературной
науки лирическим событием” (с. 251).
3) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций.
“Лирика — несюжетный жанр. Лирика передает чувства поэта; элементы
рассказа, действия, сюжета растворены здесь в эмоциональном переживании”.
“...события, факты являются в лирическом стихотворении только поводом
для переживаний поэта, и они целиком растворены в этих переживаниях”.
“...погружение поэта в свои эмоциональные переживания, в лирическое
состояние позволяет сократить сюжет до минимума, даже, в сущности, его
полностью исключить, — имеется только ситуация, в которой зарождаются
такие-то мысли, такие-то чувства” (с. 375).
4) Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. (Ч. 1. <Раздел:>
Проблема поэтического сюжета).
“Поэтические сюжеты отличаются значительно большей степенью обобщенности,
чем сюжеты прозы. Поэтический сюжет претендует быть не повествованием
об одном каком-либо событии, рядовом в числе многих, а рассказом о Событии
— главном и единственном, о сущности лирического мира. В этом смысле
поэзия ближе к мифу, чем к роману” (с. 103-104).
“...поэтический сюжет подразумевает предельную обобщенность, сведение
коллизии к некоторому набору элементарных моделей, свойственных данному
художественному мышлению. В дальнейшем сюжет стихотворения может конкретизироваться,
сознательно сближаясь с наиболее непосредственными житейскими ситуациями.
Но эти ситуации берутся в подтверждение или в опровержение какой-нибудь
исходной лирической модели, но никогда не вне соотношения с ней”. “Другое
отличительное свойство поэтического сюжета — наличие в нем некоторого
ритма, повторяемостей, параллелизмов. В определенных случаях с основанием
говорят о «рифмах ситуаций»” (с. 105-106).
II. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. (Третья гл., II. Лирическая
поэзия).
“Содержанием лирического произведения не может быть развитие объективного
действия в его взаимосвязях, расширяющихся до полноты мира. Содержанием
здесь является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации
и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит
себя до сознания душа с ее субъективным суждением, с ее радостями, изумлением,
болью и чувством” (с. 494).
“В пределах такой обособленности оказывается, с одной стороны, всеобщее
как таковое, высоты и глубины человеческих верований, представлений
и познаний: существенное содержание религии, искусства и даже научной
мысли, коль скоро последняя приспосабливается еще к форме представления
и входит в чувство. <...> Во-вторых, к сфере всеобщего
внутри себя присоединяется затем сторона обособления, которая
в одном случае так может переплетаться и сливаться с субстанциальностью,
что какая-нибудь отдельная ситуация, чувство, представление и т. д.
будут постигаться в глубочайшем своем существе и тем самым высказываться
субстанциальным способом. <...> В другом же случае связь может
достигаться таким образом, что некое множество особенных черт, состояний,
настроений, происшествий и пр. ставится в ряд как действительное подтверждение
широты взглядов и высказываний, словно живая нить пронизывая собою всеобщее”
(с. 495).
“Содержание, предметы здесь совершенно случайны, речь идет только
о субъективном восприятии и изображении <...> лирическое стихотворение
обретает единство, совершенно отличное от эпоса, — внутреннюю жизнь
настроения или рефлексии, предающуюся самой себе, отражающуюся во внешнем
мире, описывающую, изображающую себя или же занятую каким-либо другим
предметом и в этом субъективном интересе обретающую право начинать и
обрывать почти везде, где угодно” (с. 496).
2) Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений [1921]
// Жирмунский В.М. Теория стиха.
“Элемент тематизма присущ всякой человеческой речи как таковой. Каждое
слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развернуто в
художественный мотив. Каждое предложение, которым нечто высказывается,
есть зародыш развития поэтического сюжета” (с. 434).
“В произведении словесного искусства мы можем, конечно, как и в практической
речи, и в большей степени, чем в практической речи, говорить о построении
самого содержания, о тематической композиции. Повторения, контрасты,
параллелизмы, периодичность, кольцевое или ступенчатое строение могут
быть рассматриваемы как приемы чисто сюжетной композиции, без всякого
отношения к словесному материалу. В художественной прозе мы нередко
довольствуемся таким рассмотрением. В поэзии, однако, и в особенности
в поэзии лирической, одновременно с тематическим построением организуется,
подчиняясь общему композиционному заданию, и самый словесный материал”
(с. 436).
3) Мукаржовский Я. Лирика [1935] // Мукаржовский Я.
Структуральная поэтика. С. 251-253.
“Так называемая субъективность лирики является следствием иного
обращения с темой (содержанием), чем то, какое мы обнаруживаем в эпике.
<...> В лирике временнóй последовательности нет.
Время лирики — настоящее время, но отнюдь не актуальное настоящее <...>
это время без признаков его течения <...> (praesens гномический).
В силу неподвижности времени из эпики ближе всего к лирике стоят так
называемые описательные пассажи (изображение) <...> Поскольку
мотивы лирического стихотворения не связаны во времени, лирические темы
внутренне значительно менее спаяны, чем эпические; нередко ради опыта
можно перегруппировать строфы и даже отдельные строки лирического стихотворения
без ущерба для его смысла. Следствием <...> является то, что отдельные
мотивы <...> вступают в непосредственный контакт с творческим
субъектом (поэтом), угадываемым за произведением; отсюда ощущение субъективности
лирики как черты, отличающей ее от эпики. Поэтому также лирическая тема
производит впечатление постоянного возврата к началу. <...> создается
впечатление взаимной смысловой синонимичности следующих друг за другом
отдельных мотивов...“ “Cинонимичность бывает характерной особенностью
лирики и в языковом плане” (с. 251-252).
4) Сильман Т.И. Семантическая структура лирического стихотворения
// Сильман Т.И. Заметки о лирике. С. 5-45.
“Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром ее семантической
структуры является момент постижения лирическим героем <...> того
или иного явления или события, составляющего определенную веху в поэтической
биографии.
Лирическое стихотворение — как тематически, так и в своем построении
— отражает при этом особое, предельно напряженное состояние лирического
героя, которое мы назовем «состоянием лирической концентрации» и которое
уже в силу своей природы, «по заданию», не может быть длительным” (с.
6).
“Изображая краткий, но напряженно-существенный, весьма содержательный
момент душевной жизни человека, лирическое стихотворение вместе с тем
обычно дает хотя бы в минимальной степени доступное пониманию изображение
этого момента, нечто напоминающее экспозицию и, далее, разработку намеченной
темы, какие-то конкретные подробности, которыми по мере развития лирического
сюжета обрастает абстрактное лирическое «я»” (с. 7).
“...попавшие в стихотворение скупо отмеренные эмпирические факты и
подробности возникают и излагаются не столько в своей естественной последовательности
(принцип традиционного эпического повествования), сколько «излучаются»
в порядке воспоминания, суммирующего обобщения, предположения или пожелания,
наконец, непосредственного вúдения все тем же переживающим субъектом.
Сюжет, таким образом, развертывается не своим естественным путем, не
первично, а отраженно, через переживания героя, который, с точки зрения
перспективы изображения, находится в некоей пространственно-временной
точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической
концентрации.
Назовем эту точку сюжетного развития стихотворения «основной точкой
отсчета». <...> поэт <...> изображая различные события,
предметы, различных людей в настоящем, прошедшем и будущем со своей
формально не сдвигаемой, фиксированной точки зрения, проявляет стремление
каждый раз после изображения тех или иных фактов или явлений возвращаться
к «себе», т. е. к «теперь», к «здесь», к своему собственному «я», к
однажды намеченной им для данного стихотворения точке отсчета.
Поэтому, хотя «точка отсчета» для каждого поэта и для каждого стихотворения
глубоко индивидуальна, общий принцип подвижного соотношения между различными
пространственно-временными планами и фиксированной точкой отсчета все
же может считаться для лирики постоянным” (с. 8-9).
ВОПРОСЫ
1. Какие варианты ответа на вопрос о существовании лирического события,
о его природе и возможности его развертывания в сюжет Вы находите в
предложенных здесь выписках из справочной и учебной литературы?
2. Сопоставьте суждения разных исследователей о взаимосвязи между
природой объекта изображения (события, ситуации, темы) в лирическом
стихотворении и характерными для него способами развертывания художественного
целого. Выделите и в этом случае основные варианты решения общей научной
проблемы.
3. Сравните мнения Б.В. Томашевского и Т.И. Сильман о типической структуре
лирического стихотворения. Чем Вы объясняете различия трактовок и какая
из них представляется Вам более обоснованной и продуктивной (приведите
аргументы)?
|