Тема 20. Система персонажей и авторская позиция
I. Cловари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.
“Герой коллективный. Группа главных персонажей, которые трактуются
в произведении равноценно и представляют обычно определенную общественную
среду” (S. 47).
2) Чернец Л.В. Система персонажей // Русская словесность. 1994.
№ 1. (Материалы к словарю).
“Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется
через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру <...>
Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы,
часть целого...” (с. 54).
3) Тамарченко Н.Д. Система персонажей // Литературоведческие
термины: Материалы к словарю.
“С. п. — художественно целенаправленная соотнесенность всех
«ведущих» героев и всех так называемых «второстепенных» действующих
лиц в литературном произведении. Через С. п. выражается единое авторское
представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом
и историей, а также о типах человека — в связи с различиями рас, национальностей,
сословий, профессий, темпераментов, характеров, социальных ролей, психологических
установок и идеологических позиций” (с. 36).
II. Учебники, учебные пособия
1) Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). [1928]. М., 1996.
“Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший
случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и
врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может
быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями
с остальными лицами”.
2) Farino J. Введение в литературоведение. Ч. 1. (4.1. Состав
персонажей).
“Основные персонажи «Братьев Карамазовых» Достоевского даются в такой
конфигурации, что все они могут считаться одной личностью (четыре брата
и отец). <...> можно <...> в трех братьях — Иване, Алеше
и Дмитрии — видеть три аспекта человеческой личности: интеллектуальное
начало (разум, логику) в Иване, веру в Алеше и чувственное начало в
Дмитрии. <...> В данной системе персонажей особое «срединное»
положение занимает Дмитрий. Он являет собой безрефлективное воплощение
страстей...” (S. 110).
3) Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение:
Книга для учителя. ( VI. Литературное произведение. Композиция. Персонажи
в композиции).
“Второстепенные персонажи нередко являют собой искусно организованную
систему «зеркал», отражающих основные душевные стихии, запечатленные
в центральных героях. Те душевные начала, которые в этих характерах
слиты в органически нераздельное и многогранное целое, персонажи второго
ряда иногда укрупняют до размеров гипертрофированной и односторонней
страсти или идеи. В таком укрупнении карикатурно искажается то душевное
начало, которое в главном герое было уравновешено и застраховано от
искажения переплетением многих влечений или противоборством страстей.
В итоге возникают пародийные или карикатурные персонажи-двойники” (с.
130).
“В больших жанровых формах (прежде всего в романе) композиция может
быть организована вокруг одного или нескольких крупно очерченных персонажей
<...> Реже встречается в истории романа тип построения, исключающего
господство центрального персонажа и выдвигающего в центр внимания несколько
героев, одинаково важных для воплощения авторской мысли” (с. 131-133).
III. Специальные исследования
1) Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности.
“Автор — носитель напряженно-активного единства завершенного целого,
целого героя и целого произведения, трансгредиентного каждому отдельному
моменту его. <...> Сознание автора есть сознание сознания, т.
е. объемлющее сознание героя и его мир сознание, объемлющее и завершающее
это сознание героя моментами, принципиально трансгредиентными ему самому,
которые, будучи имманентными, сделали бы фальшивыми это сознание. Автор
не только видит и знает то, что видит и знает каждый герой в отдельности
и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое,
что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом
избытке видения и знания автора по отношению к каждому
герою и находятся все моменты завершения целого — как героев, так и
совместного события их жизни, т. е. целого произведения” (с. 14). “Жизнь
героя переживается автором в совершенно иных ценностных категориях,
чем он переживает свою собственную жизнь и жизнь других людей вместе
с ним — действительных участников в едином открытом этическом событии
бытия, — осмысливается в совершенно ином ценностном контексте” (с. 16).
“Автор не может и не должен определиться для нас как лицо, ибо мы в
нем, мы вживаемся в его активное видение; и лишь по окончании
художественного созерцания, то есть когда автор перестает активно руководить
нашим видением, мы объективируем нашу пережитую под его руководством
активность (наша активность есть его активность) в некое лицо, в индивидуальный
лик автора, который мы часто охотно помещаем в созданный им мир героев”
(с. 180).
2) Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора
// Страницы истории русской литературы. С. 199-207.
“Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях.
Прежде всего оно означает писателя — реально существовавшего человека.
В других случаях оно обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность,
выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется
для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров
и родов. Было бы целесообразно закрепить за словом «автор» в терминологическом
смысле, при рассмотрении внутренней структуры произведения — второе
из перечисленных значений (автор как носитель концепции всего произведения)”
(с. 59).
3) Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа “Идиот” //
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи
и исследования о русских классиках.
“Целесообразность охватывает собою не только чисто формальный, но
и предметно-смысловой состав произведения. <...> Концепция действующих
лиц, их внутренняя организованность и соотношение между собою, каждая
сцена, эпизод, каждая деталь их действенно-динамических отношений, каждое
их слово и поступок, каждая частность их теоретических суждений и разговоров
— все обусловлено каждый раз некоторой единой, общей для всего произведения
идейно-психологической темой автора” (с. 25).
4) Гинзбург Л. О литературном герое.
“Вообще к персонажам первого плана и к персонажам второстепенным,
эпизодическим издавна применялись разные методы. В изображении второстепенных
лиц писатель обычно традиционнее; он отстает от самого себя” (с. 71).
5) Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении
// Лотман Ю.М. Избр. Статьи: B 3 т. Т. 1.
“Наиболее очевидным результатом линейного развертывания циклических
текстов является появление персонажей-двойников. <...> В одной
из комедий Шекспира мы имеем дело с квадратом: два героя-близнеца, слуги
которых также близнецы («Комедия ошибок»). <...> Очевидно, что
мы имеем здесь дело со случаем, когда четыре персонажа в линейном тексте
при обратном переводе его в циклическую систему должны «свернуться»
в одно лицо: отождествление близнецов, с одной стороны, и пары комического
и «благородного» двойников, c другой, естественно к этому приведет”
(с. 226-227).
“По сути дела само появление различных персонажей есть результат
того же самого процесса. Нетрудно заметить, что персонажи делятся на
подвижных, свободных относительно сюжетного пространства, могущих менять
свое место в структуре художественного мира и пересекать границу — основной
топологический признак этого пространства, и на неподвижных, являющихся,
собственно, функцией этого пространства” (с. 229).
ВОПРОСЫ
1. Какие трактовки понятия “система персонажей”, с Вашей точки зрения,
акцентируют организованное автором распределение сюжетных
функций и какие — разделение между изображенными лицами определенного
единого комплекса душевных свойств? Представляется ли Вам более
обоснованным один из этих подходов или они, на Ваш взгляд, взаимодополнительны?
В каком случае рассматривается вопрос о разновидностях или типах системы
персонажей и насколько актуален этот вопрос? Что нового вносит в решение
этой проблемы работа Ю.М. Лотмана?
3. Чем отличаются трактовки “автора” как носителя единства художественного
произведения у Б.О. Кормана и М.М. Бахтина? Как связаны эти трактовки
с вопросом о системе персонажей и о ее роли в произведении?
|