СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
И. И. Дмитриев (1760-1838)
Иван Иванович Дмитриев вошел в историю русской литературы
как поэт-сентименталист. Он был земляком и приятелем Карамзина, печатался в
его «Московском журнале». Однако в отличие от Карамзина, Дмитриев, особенно
в начале творчества, оказался более связан с традициями классицизма, с одой
и сатирическими жанрами.
Дмитриев родился в 1760 г. в Симбирской губернии.
Учился он, как и Карамзин, в частных пансионах. Затем был на военной службе,
где и начал писать свои первые стихи. В дальнейшем Дмитриев занимал высокие
государственные посты: при Павле I был назначен товарищем
министра в департаменте уделов и обер-прокурором Сената, при Александре I
— министром юстиции. Он прожил долгую жизнь, был хорошо знаком с Жуковским, Батюшковым,
Пушкиным, но его собственная поэтическая деятельность фактически завершилась
в первое десятилетие XIX в. Как поэт-сентименталист,
Дмитриев чувствовал себя единомышленником и соратником Карамзина. Эту близость
он подчеркнул даже в названии одного из своих сборников, озаглавив его, вслед
за Карамзиным, «И мои безделки» (1795). Безделками оба поэта называли произведения,
отличавшиеся и по форме и по содержанию от монументальных классицистических
произведений. На одном из первых мест стояли у Дмитриева песни. В 1796 г. он
издал «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен»,
куда включил ряд своих произведений. Среди них особенно популярной оказалась
песня «Стонет сизый голубочек», напечатанная впервые в карамзинском «Московском
журнале». В следующем году стихотворение было положено на музыку Ф. М. Дубянским
и вскоре сделалось популярным романсом. По этому поводу Карамзин писал Дмитриеву:
«Голубок твой ожил в Петербурге! Ты знаешь, как я люблю его».
[1]
Образы голубка и голубки Дмитриев взял из народного
творчества, но переосмыслил их в духе сентиментальных традиций. Страстному,
верному голубку противопоставлена легкомысленная голубка, покинувшая своего
«друга». Песня изобилует глаголами, раскрывающими всю гамму скорбных чувств
влюбленного голубка: «стонет», «тоскует», «ждет», «сохнет», «вздыхает», а также
ласково-уменьшительными существительными, которые придают стихотворению оттенок
некоторой сентиментальной слащавости: «голубочек», «дружочек», «пшеничка». Широкую
известность получила другая «песня» Дмитриева «Видел славный я дворец//Нашей
матушки-царицы» с типичным для сентиментальной литературы противопоставлением
«дворца» и «шалаша», в котором поэт чувствует себя счастливее земных владык:
Эрмитаж мой — огород,
Скипетр — посох, а Лизета —
Моя слава, мой народ
И всего блаженство света. [2]
Отношение Дмитриева к классицизму неоднозначно.
В сатире «Чужой толк», которую Белинский считал лучшим его произведением, он
остроумно высмеял шаблонные выражения и штампы торжественной оды: «зари багряны
персты,//И райский крин, и Феб, и небеса отверсты», «пою», «Чалмоносна Порта»
(С. 114, 116) и многое другое. Вместе с тем поэт подчеркивал, что он «имел в
виду не все, а некоторые только оды» и что «читатели... должны быть уверены,
что произведения Хераскова, Державина, Петрова не в числе оных» (С. 427). Эта
оговорка не случайна, поскольку и сам Дмитриев вслед за названными им авторами
отдал дань одической поэзии. И если как поэт-сентименталист он тяготел к Карамзину,
то как поэт-одописец выбрал себе в наставники Державина, с которым также был
в приятельских отношениях и поэзию которого высоко ценил. Свое неизменное восхищение
певцом «Фелицы» Дмитриев выразил в послании «К Г. Р. Державину». Под непосредственным
влиянием Державина написаны оды «Освобождение Москвы», «Размышления по случаю
грома», «Гимн богу», «Смерть князя Потемкина», а также ряд анакреонтических
и шутливых стихотворений. Однако в поэзии Дмитриева ода претерпевает интересную
трансформацию. Объектами восхваления становятся в ней не высокопоставленные
лица — цари, полководцы, а явления природы, герои, события далекого прошлого.
Так, почти одновременно с Карамзиным Дмитриев решил воспеть великую русскую
реку Волгу, на берегах которой прошло детство обоих поэтов. Но в отличие от
Карамзина, Дмитриев написал свое стихотворение не свободно рифмующимся стихом,
а ломоносовскими десятистишными строфами с канонической для них рифмовкой. Сохранен
и выспренний одический стиль. Даже воспоминания детства облечены в архаические
формы. Обращаясь к Волге, поэт восклицает:
Когда я руки простирал
К тебе из отческие кущи,
Взирая на суда бегущи
На быстрых белых парусах! (С. 87).
Эти стихи впоследствии высмеет Пушкин в оде графу
Хвостову.
На основе похвальной оды Дмитриев создает и первые
образцы исторической баллады. Примером этому может послужить стихотворение «Ермак»,
которое Белинский назвал «прекрасным произведением». Собственно одическое начало,
т. е. «хвала», идущая от автора, сдвинуто здесь в конец стихотворения, а на
первом месте сцена из далекого прошлого, представленная разговором двух шаманов
(служители культа у сибирских народов) о подвигах и победах Ермака.
Исторические экскурсы были одной из составных частей
похвальной оды. Ломоносов в одах, посвященных Елизавете Петровне, вспоминал
о реформах Петра I, Державин, воспевая Екатерину И,
сравнивал ее царствование с временами бироновщины. У Дмитриева историческое
начало становится главным, основным, определяющим жанр стихотворения, вследствие
чего ода трансформируется в историческую балладу. На берегу Иртыша ведут беседу
старый и молодой шаманы, Они вспоминают о поединке Ермака с братом Кучума —
Мегмет-Кулом, о бегстве и гибели самого Кучума, о падении Сибирского ханства:
О сильна, древняя держава!
О матерь нескольких племен!
Прошла твоя, исчезла слава!
Сибирь! и ты познала плен (С. 79).
В «Ермаке» ощущается и влияние предромантической
литературы. Дмитриев стремится передать «местный колорит» Сибири в описании
экзотической одежды шаманов:
С булатных шлемов их висят
Со всех сторон хвосты змеины
И веют крылия совины;
Одежда из звериных кож;
Вся грудь обвешена ремнями,
Железом ржавым и кремнями... (С. 78).
Кроме исторической, Дмитриеву принадлежит также
бытовая, шутливая баллада под названием «Отставной вахмистр». Сюжетом для нее
послужила реальная история из жизни бедного дворянина Сызранского уезда — Прохора
Николаевича Патрикеева. После двадцатилетней военной службы Патрикеев вернулся
в свое поместье, но не нашел там жены, которая за притоносодержательство была
арестована и выслана. Дмитриев с мягким юмором описывает неказистую внешность
своего «витязя», въезжающего в деревню «на старом рыжаке», «в изодранном колете,//С
котомкой в тороках» (С. 275). Живо переданы чувства престарелого воина: радость
возвращения, предвкушение встречи с женой («Узнает ли Груняша? — Когда мы расставались,//Я
был еще румян!» (С. 276), тревога при виде заброшенного дома («Заныло веще сердце,//И
дрожь его взяла» (С. 277). Трогательно описана встреча со старым слугой Терентьичем,
самоотверженно охранявшим барский дом. Стремясь быть верным реальным фактам,
автор сообщает далее, что «несчастный муж, поплакав, // Женился на другой»,
а затем «в округе // Он земским был судьей» (С. 278).
Жанровое своеобразие «Отставного вахмистра» не соответствовало
поэтике ни классицистической, ни сентиментальной литературы. Бытовой сюжет передается
здесь в комических и вместе с тем глубоко сочувственных интонациях. Видимо,
поэтому баллада Дмитриева в одном из изданий была опубликована под названием
«Карикатура», в особом понимании этого слова как шутливо-грустное описание истинного
события. Показательно, что «Отставного вахмистра» вспоминал в повести «Станционный
смотритель» Пушкин, сравнив Самсона Вырина с «усердным Терентьичем», «живописно»
отирающим слезы «своею полою».
[3] Эта параллель глубоко знаменательна: Пушкин почувствовал внутреннее
родство своей повести с «прекрасной», по его словам, балладой Дмитриева.
Карамзин в своем творчестве принципиально отказался
от сатиры. «Расположение души моей... — писал он, — совсем противно сатирическому
и бранному духу». [4] В поэзии Дмитриева,
напротив, сатирические жанры занимают основное место, и здесь опять он оказывается
больше связан с классицистической традицией. «Главный элемент его таланта, —
указывал Белинский, — есть остроумие, посему «Чужой толк» есть лучшее его произведение,
«Басни» его прекрасны... В «Сказках» же Дмитриев не имел себе соперника». [5]
Термин «сказка» в поэзии XVIII в. имел особое значение. Это был точный перевод французского
слова conte. Так назывались во французской поэзии стихотворные
сюжетные произведения, написанные чаще всего разностопным, басенным стихом,
шутливого, сатирического и даже вольнодумного содержания. От басни сказка отличалась
большими размерами и отсутствием прямолинейной назидательности. Дмитриев написал
семь сказок. Лучшей из них считается «Модная жена». Ее образы перекликаются
с героями сатирических журналов Новикова: развратная барынька, обманывающая
своего мужа, принимающая в его отсутствие предприимчивого любовника. Каждый
из героев наделен четкой социальной и психологической характеристикой. Старый
муж Пролаз «в течение полвека//Все полз да полз, да бил челом» и наконец «дополз
до степени известна человека» (С. 112), т. е. получил генеральский чин
и стал ездить «шестеркою в карете». Разбогатев, он женился на молоденькой девушке,
расположение которой ему приходится оплачивать дорогими подарками. Его. жена
Премила, пустая, развратная модница, разоряет мужа своими бесконечными капризами.
Ее любовник Миловзор — светский шалопай, болтун, «дамский угодник». Вся сказка
в целом представляет как бы маленькую пьеску, в которой каждому образу присуща
своя речевая характеристика. Немногословна угодливая речь Пролаза: «Изволь,
изволь, я рад со всей моей душою // Услуживать тебе, мой свет!» (С. 173). В
словах Премилы слышатся отголоски модного жаргона щеголих, высмеянный в свое
время Новиковым: «..нет, слишком дорога! А ужасть как мила!.. Ах мой жизненочек!
как тешишь ты жену!» (С. 173). Реплики Миловзора насмешливы и циничны. В целом
«Модная жена» Дмитриева — сатирическая картина нравов высшего дворянского общества
конца XVIII в.
Дмитриев известен также как баснописец. Всего им
было написано 80 басен. Сюжеты многих из них заимствованы у Лафонтена и Флориана.
До Дмитриева самым плодовитым русским баснописцем был Сумароков, который как
поэт-классицист считал басни низким жанром и поэтому писал их нарочито огрубленным
языком. Подобно Карамзину, Дмитриев избегает низкого «штиля» и пишет свои басни
легким, изящным слогом. «Притчи» Сумарокова имели четкую социальную направленность
против дворян, «подьячих», церковников. У Дмитриева встречаются такие басни
(«Лисица-проповедник», «История», «Часовая стрелка»), но их мало. В большей
же части его басен осуждаются не социальные пороки, а общечеловеческие заблуждения
— легкомыслие («Ласточка и птички», «Два голубя»), самодовольство («Лестница»),
недальновидность («Человек и конь»). Басенная мораль выдержана у Дмитриева в
типично сентиментальных представлениях: чтобы быть счастливым, нужно дорожить
не вещественными, а духовными ценностями, так как самые надежные радости приносят
не богатство и знатность, а дружба и любовь. Так, в басне «Два голубя» первый
голубь жил в своем гнезде и не желал большего. Второй — пресытился однообразием
такой жизни и решил облететь весь свет. Затея эта кончилась печально: он едва
не сделался добычей Сокола, чудом избежал сетей и еле живой вернулся домой.
В басне «Три путешественника» осуждается жадность. Три путника нашли мешок с
червонцами. Каждый из них, желая завладеть богатством, задумал устранить соперников.
Два заговорщика убили третьего претендента, но тот успел отравить краюху хлеба,
которую и съели его убийцы. Находка не досталась никому.
Как соратник Карамзина, Дмитриев способствовал
сближению литературы с жизнью. «...В стихотворениях Дмитриева..., — писал Белинский,
— русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью,
словом — с жизнью и действительностью: ибо в нежно-вздыхательной сентиментальности
все же больше жизни и натуры, чем в книжном педантизме». [6]
[1] Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. Спб., 1866. С. 42.
[2] Дмитриев И. И. Полн. собр. стихов. Л., 1967. С. 130.
Далее ссылки на это издание приводятся в тексте.
[3] Пушкин А. С.Полн. собр. соч.
Т. 6. С. 142.
[4] Вестник Европы. 1802. Ч. 1. № 5.
С. 66.
[5] Белинский В. Г. Полн. собр.
соч. Т. 1. С. 60.
[6] Белинский В. Г. Полн. собр.
соч. Т. 7. С. 123,
|