ПРЕДКЛАССИЦИЗМ
Феофан Прокопович (1681-1736)
В своей преобразовательной деятельности Петр I иногда пробовал опираться
и на духовенство, учитывая его влияние на народные массы. Реформы оказали
влияние на некоторых служителей церкви. Одним из них был сын киевского
торговца, талантливый проповедник, общественный деятель и писатель Феофан
Прокопович. В личности и творчестве Феофана ярко отразился переходный
период начала XVIII в. С писателями Древней Руси его сближает принадлежность
к духовному сословию. После окончания Киево-могилянской академии он
постригся в монахи, а позже был посвящен в архиепископы. Как служитель
церкви, он сочинял и произносил проповеди и добился в этой области больших
успехов.
Но по образу мыслей Феофан был далек от мистицизма и ортодоксальности.
Его ум отличался критическим складом, его натура требовала не
веры, а доказательств. Замечательно стихотворение Феофана на латинском
языке, в котором он укоряет римского папу за преследования Галилея.
Свободно владея древними языками, он читает в подлиннике античных авторов.
Наряду с богословием интересуется точными науками — физикой, арифметикой,
геометрией, которые он преподавал в Киевской академии. Со свойственной
ему проницательностью Прокопович быстро понял и оценил значение реформ
Петра, с которым он был лично знаком. Феофан полностью разделял мысли
царя о необходимости распространения образования. В споре светской власти
с церковной он безоговорочно вставал на сторону правительства, вызывая
бурю негодования со стороны духовенства. В 1718 г. Петр поручил ему
написать устав, названный «Духовным регламентом», согласно которому
церковь должна была управляться специальной коллегией — Синодом. После
смерти Петра, особенно в царствование Петра II, подняла голову церковная
реакция. Над Феофаном нависла серьезная угроза расправы. Но ему удалось
сплотить вокруг себя небольшое число единомышленников — Татищева, Хрущева,
молодого Кантемира — в так называемую «Ученую дружину». Члены «дружины»
вошли в доверие к новой императрице Анне Иоанновне, и положение Феофана
снова упрочилось.
В творчестве Прокоповича видное место занимают проповеди. Этому традиционному
церковному жанру он сумел придать новое звучание. Проповедь в Древней
Руси преследовала главным образом религиозные цели. Феофан подчинил
ее злободневным политическим задачам. Многие из его речей посвящены
военным победам Петра, в том числе Полтавской битве. Он прославляет
не только Петра, но и его жену Екатерину, сопровождавшую в 1711 г. мужа
в Прутском походе. В своих речах Феофан говорит о пользе просвещения,
о необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием
Феофана в его проповедях стали рассуждения, доказательства, а в ряде
случаев и остроумное сатирическое слово. Интересны его доводы в «Слове
похвальном о флоте российском». «Мы точию вкратце рассудим, — пишет
он, — как собственно российскому государству нуждный и полезный есть
морской флот. А во-первых, понеже не к единому морю прилежит пределами
своими сия монархия, то как не бесчестно ей не иметь флота? Не сыщем
ни единой в свете деревни, которая над рекою или езером положена и не
имела бы лодок. А толь славной и сильной монархии... не иметь бы кораблей...
было бы то бесчестно и укорительно. Стоим над водою и смотрим, как гости
к нам приходят и отходят, а сами того не умеем. Слово в слово так, как
в стихотворских фабулах некий Танталь, стоит в воде да жаждет».[1]
Прокопович известен и как драматург. Он написал пьесу «Владимир» в
1705 г. для школьного театра в Киево-могилянской академии. Содержанием
для нее послужило принятие в 988 г. киевским князем Владимиром христианства.
Конфликт драмы представлен борьбой Владимира с защитниками старой веры
— языческими жрецами Жериволом, Куроядом и Пияром. Таким образом, основой
пьесы служит не библейское, как это было принято раньше, а историческое
событие, хотя еще и связанное с религией. Исторический сюжет пьесы «Владимир»
не мешает ей оставаться остро злободневным произведением. Это происходит
потому, что с христианством Прокопович связывает распространение просвещения,
а с язычеством — торжество невежества, консерватизм. Борьба Владимира
с жрецами прозрачно намекала на конфликт между Петром I и реакционным
духовенством. Превосходство христианства над язычеством особенно ярко
показано в третьем акте, где происходит диспут между греческим философом,
защищающим христианство, и жрецом Жериволом. На все доводы своего оппонента
Жеривол отвечает грубой бранью. После этого спора Владимир еще более
убеждается в правильности принятого им решения. Завершается пьеса полным
посрамлением жрецов и низвержением языческих кумиров.
Жанр своей пьесы Прокопович определил термином «трагедокомедия». В
трактате «О поэтическом искусстве» он писал о ней: «Из этих двух родов
(трагедии и комедии. —П. О.) составляется третий, смешанный род, называемый
трагикомедией, или, как Плавт предпочитает называть его в «Амфитрионе»,
— трагедокомедией, так как именно в нем остроумное и смешное смешивалось
с серьезным и грустным и ничтожные лица — с выдающимися» (С. 432). «Серьезная»
тема представлена в пьесе Феофана образом Владимира, в душе которого
происходит мучительная борьба между старыми привычками и принятым решением.
Соблазны, искушающие Владимира, персонифицируются в образах трех бесов
— беса плоти, беса хулы и беса мира. Носителем комедийного начала выступают
жрецы, имена которых подчеркивают их низменные, плотские страсти — обжорство
и пьянство. Они жадны, корыстолюбивы и держатся за языческую веру только
потому, что она позволяет им поедать приносимые богам жертвы. Чревоугодие
Жеривола изображено в пьесе в гиперболических размерах. Он способен
за один день съесть целого быка. Даже во сне Жеривол продолжает двигать
челюстями, продолжая любимое занятие. Точно такие же упреки в жадности,
пьянстве и разврате Прокопович адресовал в своих проповедях современному
ему духовенству. Пьеса Прокоповича во многом связана с традициями барокко.
В ней представлены два начала — трагическое и комическое, соединять
которые в одном произведении поэтика классицизма категорически запрещала.
Кроме «высоких» и «низких», в произведении Феофана объединены также
реальные и фантастические образы. Так, рядом со жрецами и князем Владимиром
появляются призрак Ярополка, бесы, а также «прелесть», т. е. соблазн
«со многими другинями». В драматическое действие вводится музыкальное
начало, в котором наличествуют те же самые контрасты: песенкам Жеривола
и Курояда противопоставлен хор ангелов, в котором участвует апостол
Андрей.
Третий раздел художественного творчества Прокоповича представлен лирическими
стихотворными произведениями. Они написаны силлабическими стихами и
отличаются разнообразием тематики. К серьезным героическим жанрам относится
«Епиникион», или, как поясняет это слово сам Феофан, «песнь победная».
Этот панегирический жанр предшествовал в России классицистической оде.
«Епиникион» Феофана посвящен победе русского войска в Полтавской битве.
К «Епиникиону» примыкает по своей военной тематике стихотворение «За
могилою рябою», где описан один из эпизодов Прутского похода Петра I,
в котором участвовал и сам автор. Оно отличается легкими и довольно
ритмичными для того времени стихами и даже вошло впоследствии в песенники
XVIII в.: «За могилою Рябою/ /Над рекою Прутовою/ /Было войско в страшном
бою» (С. 214). В стихотворении «Плачет пастушок во долгом ненастьи»
автор говорит в аллегорической форме о тяжелом времени, которое довелось
ему пережить после смерти Петра I. Он уподобляет себя пастуху, застигнутому
ненастьем, стадо которого поредело, а надежды на «красные» дни все еще
не предвидится. В конце этого пятилетнего периода Феофан прочитал рукописную
сатиру Антиоха Кантемира «К уму своему». В ее авторе он сразу же почувствовал
своего единомышленника. Он пишет силлабическими октавами послание под
названием «Феофан архиепископ Новгородский к автору сатиры». Прокопович
спешит поздравить в этом стихотворении неизвестного поэта и советует
ему не бояться высмеянных им врагов: «Плюнь на их грозы! Ты блажен трикраты»
(С. 217).
Переходный характер деятельности Феофана проявился и в его теоретических
произведениях. Это прежде всего относится к курсу лекций на латинском
языке, читавшемуся им в 1705 г. для студентов Киевской академии и названному
«De arte poetica» («О поэтическом искусстве»), В своих взглядах Феофан
опирается на античных писателей, почитаемых классицистами, — на Горация,
Аристотеля, а также на французского теоретика XVI в., предшественника
классицистов — Ю. Ц. Скалигера. Он цитирует Гомера, Вергилия, Овидия,
Пиндара, Катулла и других античных писателей. В самом творчестве важное
место отводится правилам, выведенным из «образцовых сочинений». Наряду
с правилами настоятельно рекомендуется «подражание образцам». Невозможно
стать хорошим поэтом, утверждает Феофан, «если у нас не будет руководителей,
то есть отличных и прославленных в поэтическом искусстве авторов, идя
по стопам которых мы достигнем одинаковой с ними цели». (С. 381). Самыми
серьезными и авторитетными произведениями Феофан считал эпопею и трагедию.
В драматических произведениях, по его словам, должно быть обязательно
пять действий. Это число позднее узаконят классицисты. Уже явно намечается
тенденция к установлению единства действия и времени. «В трагедии, —
пишет Прокопович, — не должно представить в действии целую жизнь...
но только одно действие, которое произошло или могло произойти в течение
двух или, по крайней мере, трех дней» (С. 435). Тем самым художественная
и теоретическая деятельность Феофана Прокоповича прокладывала путь русскому
классицизму.
[1] Феофан Прокопович. Соч. М.; Л.: АН СССР,
1961. С. 107. Далее все ссылки на это издание приводятся в тексте.
|