«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
Когда войска Батыя вторглись на Русскую землю и
подступили к первому из лежавших на их пути русских городов — к Рязани, — город
этот представлял собою величественное зрелище. Старая Рязань была расположена
на высоком правом берегу Оки, несколько ниже устья Прони, невдалеке от нынешнего
города Спасска. Обращенная к реке сторона Рязани, имевшая в длину почти километр,
была видна издали. Вокруг города были насыпаны земляные валы, остатки которых
еще и сейчас достигают полутора километров в длину. Высота их ко времени нашествия
Батыя была больше семи метров. Они были дополнены деревянной крепостной стеной,
шедшей по их верху и состоявшей из плотно приставленных друг к другу бревенчатых
срубов, наполненных землей. Перед валом со стеной находился глубокий ров. Со
стороны Оки город имел и естественную защиту — крутизну высокого обрывистого
берега. За этими мощными оборонительными сооружениями виднелись два белых высоких
каменных храма — Успенский и, по-видимому, Борисоглебский, стоявших над обрывом
берега на двух противоположных концах города. Они были сложены из плитчатых
кирпичей почти квадратной формы. Снаружи стены их были украшены белокаменной
резьбой и скульптурой. Внутри они были расписаны фресковой живописью, полы храмов
были выложены плитами, покрытыми поливой. Кроме этих каменных храмов, в Рязани
было и немало деревянных. Высокие храмы были тесно окружены многочисленными
деревянными избами жителей. Невеликие по объему (несколько больше обычной шестиметровой
деревенской избы), дома эти имели тесовые крыши, полы из колотых досок и глинобитные
печи посередине, топившиеся по-черному. Некоторые из домов были полуземляночного
характера [1].
Привыкшие к далеким торговым
путешествиям на Восток по Оке и Волге и на Юг к Черному морю по Дону, жители
Рязани отличались энергией и предприимчивостью, а пограничное положение Рязанского
княжества и постоянные войны со степными народами воспитали в них привычку держать
оружие в руках. Враждебные Рязани летописи соседних княжеств отмечают в обычаях
рязанцев «буюю речь» и «непокорство». Своя, местная рязанская литература называет
их «удальцами», «резвецами», «узорочием и воспитанием рязанским».
Археологические исследования отмечают у рязанцев
высокое развитие грамотности (об этом свидетельствуют и многочисленные надписи
на бытовых предметах, и остатки от переплетов книг) [2] и исключительное
владение ремеслами, особенно ювелирными. В тесных и дымных рязанских избах работали
златокузнецы, косторезы, эмальеры, резчики по камню, создававшие и то самое
«узорочие», о котором говорит «Повесть о разорении Рязани Батыем». Здесь и мерцание
тончайшей золотой проволоки — скани, сочетающейся с яркостью красок многоцветных
эмалей, и игра драгоценных камней, вставленных в высокую оправу, позволявшую
свету проникать в камень снизу и освещать его изнутри. Особенно славятся золотые
рязанские бармы, случайно найденные в 1882 г. крестьянином, пахавшим землю на
городище Рязани. Эти бармы (по мнению некоторых, женское украшение) — несомненно
местного производства: за это говорят и русские надписи, даже надписи греческие,
но с характерными для русских ошибками. Вот что пишет Б. А. Рыбаков, исследователь
древнерусского ремесла, об одной из находок на городище Старой Рязани: «Верхом
совершенства ювелирной техники следует считать оправу с крестовидной прорезью
из Старой Рязани. Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил
целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки
в четыре-пять витков, припаянных только одним концом к пластинке. Спиральные
завитки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять
тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику.
На пространстве в 0,25 кв. см рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10
золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых
самоцветов» [3].
История Рязанского княжества
до его разорения ордами Батыя наполнена братоубийственными раздорами рязанских
князей между собой и с их северными соседями — князьями владимирскими. Впервые
в летописи Рязань упоминается в многозначительном известии под 1096 г. в связи
с движением к ней знаменитого в истории княжеских усобиц Олега Гориславича,
не принятого перед тем смольнянами. Родоначальником рязанских князей явился
Ярослав Святославич Черниговский — младший брат этого Олега Гориславича. Следовательно,
беспокойная и буйная линия рязанских князей пошла от черниговских Святославичей.
В сущности, это было то же черниговское «Ольгово хороброе гнездо» — с его бесконечными
раздорами, а вместе с тем и смелыми походами на половцев, нежеланием подчинить
свою политику общерусской идее и, с другой стороны, отчаянным сопротивлением
«Половецкому полю» на самом опасном участке русского пограничья.
Нашествие Батыя застигло
Рязанское княжество в тот момент, когда, казалось бы, приумолкли усобицы рязанских
князей, когда сгладились и отношения Рязани с соседним Владимирским княжеством.
На Рязанском столе сидел Юрий Ингоревич, шесть лет пробывший в заключении во
'Владимире при Всеволоде Юрьевиче, но уже давно отпущенный его сыном Юрием Всеволодовичем.
Он был чист от обвинений в интригах против своих же младших рязанских князей
и ничем не нарушил за последние годы добрых отношений с соседним Владимирским
княжеством.
Но ни владимирские, ни
черниговские князья не пришли ему на помощь, когда войска Батыя вошли в пределы
Рязанского княжества. Батый встретил разрозненное сопротивление русских княжеств.
Положение на Руси было почти то же, что и при авторе «Слова о полку Игореве»,
с тем только различием, что теперь последствия разъединения оказались во сто
крат тяжелее. Сильнейший князь Северо-Восточной Руси — Юрий Всеволодович Владимирский,
сын того самого великого князя владимирского Всеволода, обращаясь к которому
за помощью автор «Слова о полку Игореве» писал, что он может «Волгу веслы раскропити,
а Дон шеломы выльяти», — не внял мольбам рязанских князей, не пошел им на помощь.
Восточные народы, объединенные
под властью Батыя и известные в древнерусских памятниках под названием «татари»,
страшной лавиной прошли по Руси, и не к кому было уже обращаться с укорами и
призывами к прекращению усобиц. Эти призывы вновь раздались позже, и тогда вновь
зазвучала публицистическая лирика «Слова» в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом
побоище». Теперь же на разоренной Рязанщине создалось произведение, в котором
упреки князьям за их «недоумение» были умерены похвалой им и всему прошлому
Рязанской земли, а публицистическая направленность повествования смешалась с
плачем о погибших. Но никогда до того ни одно произведение не было исполнено
такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и
преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно,
немалой рязанской литературы. Созданное на пепелище, оно сохранило тем не менее
тот великолепный «пошиб» и точность стилистического чекана, по которым опознается
не только личная одаренность автора, но и принадлежность его к целой школе мастерства.
От рязанской литературы
сохранился один-единственный памятник — это своеобразный свод, составленный
и разновременно пополнявшийся при церкви Николы в небольшом рязанском городе
Заразске. Здесь, в составе этого свода, многократно переписывавшегося в течение
столетий и расходившегося по всей Руси во множестве списков, дошла до нас и
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно
из лучших произведений древнерусской литературы. Эту «Повесть о разорении Рязани
Батыем» читали, переписывали и редактировали в течение по крайней мере четырех
веков, и все в составе этого свода. Вместе с ним она претерпевала все изменения;
в его составе, очевидно, приобрела и свою окончательную форму, в которой она
известна нам по спискам XVI
и XVII
вв., в двух своих основных редакциях. Вот содержание этого цикла.
В 6733, иначе в 1225,
году при великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском, и при великом князе
Ярославе Новгородском, и сыне его Александре Невском, и при Рязанском великом
князе Юрии Ингоревиче был принесен из знаменитого города Корсуни (Херсонеса)
чудотворный образ Николы в Рязанскую землю к благоверному князю Федору Юрьевичу
Рязанскому. Этим кратким сообщением начинается первая повесть заразского «свода»,
рассказывающая о том, как совершилось это перенесение. Топографически точно
сообщается в ней затем о том, где стояла в Корсуни эта икона: посреди града,
близ церкви Якова, в которой когда-то крестился князь Владимир I Святославич, сзади алтаря, в большой «красной» палате, где
пировали греческие цари Василий и Константин Порфирогенит, выдавшие за Владимира
свою сестру Анну. Повесть сообщает попутно подробности крещения Владимира: его
крестил епископ Анастасий Корсунский и попы Анны; перед крещением Владимир ослеп
и вновь прозрел при крещении. Затем повесть переходит непосредственно к теме
«перенесения» иконы Николы. Ее перенес «служитель» иконы корсунянин Евстафий,
под воздействием являвшегося ему во сне самого Николы. Три раза являлся во сне
Никола Евстафию с требованием взять свою жену, сына, одного из клириков и вместе
с иконою двинуться в далекий путь на Рязанскую землю. В последний, третий раз
Никола явился Евстафию, «утыкая его в ребра». Но Евстафий все же не решается
идти в незнакомую страну и только после того, как Никола послал на него слепоту
и «болезнь главную» (головы), он дает обещание отправиться и тотчас же выздоравливает.
Путь на Рязань «правит»
Евстафию сам Никола. Он запрещает Евстафию идти обычным путем, напрямик через
землю половцев, и указывает ему другой, безопасный путь — вокруг Европы. Евстафий
отправляется в устье Днепра, где, очевидно, находилась крупная морская гавань,
садится там на корабль и плывет в море Варяжское и прибывает в город Кесь или,
по другим вариантам повести, в Ригу. И Рига, и Кесь (ныне Цесис, старый Венден)
были известны в Древней Руси как крупные центры русской торговли с Прибалтикой:
через Ригу шел торговый путь на Полоцк, через Кесь — на Псков. Отсюда, из Кеси
или Риги, Евстафий добирается уже «сухим путем» до Новгорода, где и пребывает
много дней. Новгород так понравился жене Евстафия, что она пожелала остаться
в нем навсегда и скрылась от мужа. Но Никола и здесь проявляет настойчивость:
пораженная внезапной болезнью, она выздоравливает только после горячей молитвы
Евстафия к Николе и вновь двигается в путь за своим мужем.
После столь длительного
путешествия Евстафий с иконой и семьей достигает наконец Рязанской земли и здесь,
уже у цели, впадает в новое сомнение: куда идти и где «обрести в ней покой».
Но Никола и на этот раз устраивает все к лучшему. Он является во сне рязанскому
князю Федору и велит ему идти навстречу образу, обещая «царствие небесное» ему,
его жене и сыну. Князь Федор, который не был женат и не имел детей, впал в недоумение:
«аз бо ни браку сочетася, ни плода чрева имех», но послушно идет и торжественно
встречает образ. Отец Федора князь Юрий, услышав о происшедшем, идет в область
к своему сыну вместе с епископом рязанским Ефросином и строит храм во имя Николы
Корсунского. Немного лет спустя Федор Юрьевич вступает в брак, взяв себе супругу
из царского рода именем Евпраксию, которая и родит ему сына Ивана Постника.
Существует несколько объяснений
этой части первой повести. Древнейшее принадлежит автору одной из переработок
нашего «свода» первой половины XVII в.: «О таковых же преславных чюдесах и
знамении и прехождении от места на место, от страны во страну и от града во
град в божественном писании в различных повестях много о святых иконах повествуют...»
(список Библиотеки АН СССР. № 38.4.40). Давая затем едва ли не самый полный
список всех повестей на тот же сюжет — перенесение святынь с места на место,
— автор этой переработки свода рязанских повестей рассматривает свою повесть
как пример традиционного жизненного положения: так, по его мнению, всегда бывает
перед «казнию божиею».
Как пример традиционного,
«ходячего» сюжета, на этот раз уже без всякой связи с историей, с действительностью,
рассматривали эту повесть и представители компаративистской школы в литературоведении.
Однако в этой повести о «чудесном» перенесении
иконы больше жизненной правды, чем это может показаться с первого взгляда. В
форму «чуда» в ней облечено жизненно реальное, историческое содержание. И далеко
не случайными оказываются в ней многие детали.
Почему же, в самом деле,
так настойчиво гнал Никола своего служителя со своею иконою из Корсуни, почему
выбрал он для нового места своего пребывания именно Рязань? Гнал Евстафия, конечно,
не Никола, — гнали половцы, пришедшие в движение после Калкской битвы, вспугнутые
движением монголо-татарских орд, наполнившие причерноморские степи и отрезавшие
Корсунь от севера. Вспомним, что путешествие Евстафия относится к «третьему
лету после Калкского побоища» и что Никола «запрещает» Евстафию идти через опасные
половецкие степи. Не случайно также для нового, более безопасного местопребывания
«покровителя» торговли Николы была выбрана Рязань. Связи Рязани с Северным Кавказом
и черноморским побережьем прослеживаются с давних пор. Задолго до возникновения
самой Рязани здесь уже существовали связи с Северным Причерноморьем. В 1926
г. близ города Старая Рязань В. А. Городцов нашел бронзовую монету боспорского
царя Савромата IV. Еще несколько монет, говорящих о тех же связях
с Северным Причерноморьем, были найдены другим археологом — А. В. Федоровым.
Через Северное Причерноморье проникли, очевидно, на территорию будущей Рязани
и римские мечи [4]. Наконец, каменное зодчество самой
Рязани неоднократно заставляло предполагать те же связи с Кавказом. Когда тесные
связи Рязани с Причерноморьем определились вхождением Тмуторокани (район нынешней
Тамани), Чернигова и Муромо-Рязанской земли в единое владение Святослава Ярославича,
мы видим и обратное явление: именно к этому времени, по-видимому, относятся
многочисленные остатки керамики рязанского типа, найденные В. А. Городцовым
на Кубани и в пределах древнего Тмутороканского княжества [5]. Впрочем, в первой половине XIII
в. эти древние связи настолько ослабли, что Евстафий мог сослаться на свое незнание
Рязанской земли.
Заключительная часть первой
повести, объясняющая исполнение пророчества Николы князю Федору и раскрывающая
происхождение названия Заразска, вводит читателя непосредственно в обстановку
«Батыевой рати».
В 6745 (1237) году рязанский
князь Федор Юрьевич был убит на реке Воронеже Батыем. Узнав о смерти своего
мужа, княгиня Евпраксия бросилась с сыном из «превысокого своего храма» (в некоторых
списках — терема) «на среду земли» и «заразилась» (ударилась) до смерти. «И
от сея вины зовется великий чудотворец Николае — Заразский, яко благоверная
княгиня Еупраксея и с сыном со князем Иваном сама себя заразиша». От этого якобы
и место, где «заразилась» Евпраксия, стало называться Заразским. Перед нами,
следовательно, типичное для средневековой литературы объяснение названия города.
На самом деле название Заразска (ныне Зарайска) вряд ли может быть так объясняемо
и скорее должно производиться от находящихся близ него «зараз» — оврагов.
На этом заканчивается
первая повесть — о перенесении иконы Николы из Корсуни на Рязань. За нею в наиболее
ранней редакции свода следует родословие «служителей» иконы, начиная с первого
— Евстафия, перенесшего икону из Корсуни, и кончая девятым (1560 г.) или одиннадцатым
(1614 г.) поколением. В некоторых из этих родословий имеется и приписка: «Сии
написа Еустафей вторый Еустафьев сын Корсунскова на память последнему роду своему»,
несомненно относящаяся только к этой первой повести свода.
Вторая повесть рязанского
свода — о разорении Рязани Батыем — и наиболее значительна по размерам, и наиболее
ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть — одно
из лучших произведений древней русской литературы.
«В лето 6745» (1237 г.)
пришли безбожные татары «за грехи наши» на Русскую землю. Это повторение даты
и сообщения о появлении татар, а затем и последующего рассказа о гибели Федора,
Евпраксии и их сына ясно показывает, что перед нами не продолжение первой повести,
а новый рассказ, самостоятельное произведение, лишь внешним переходом (напоминающим,
что нашествие это произошло «во второе на десят лето по принесении из Корсуни
чюдотворнаго Николина образа») соединенное с первым.
Явившись на пограничную
со степью реку Воронеж, Батый прислал к рязанским князьям «послов бездельных»
с требованьем уплатить «во всем десятину».
Рязанский князь Юрий Ингоревич
созывает на совещание князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают
участие живые и мертвые, поскольку многих из созываемых, по «Повести», Юрием
князей фактически к 1237 г. уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228
г., Всеволод Пронский — отец Кир Михаила Пронского, упоминаемого в дальнейшем,
— умер еще раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского
(последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). Родственные
отношения всех этих князей эпически сближены, все они сделаны братьями. В последующей
затем битве все эти князья гибнут, хотя об Олеге Красном (на самом деле не брате,
а племяннике Юрия) известно, что он пробыл в плену у Батыя до 1252 г. и умер
в 1258 г. Это соединение всех рязанских князей — живых и мертвых — в единое
братское войско, затем гибнущее в битве с татарами, вызывает на память эпические
предания о гибели богатырей на Калках, записанные в поздних летописях XV-XVI вв. Там также были соединены «храбры» разных времен и разных
князей (Добрыня — современник Владимира I и Александр Попович — современник Липицкой битвы 1212 г.).
И здесь и там перед нами, следовательно, результат общего им обоим эпического
осмысления Батыева погрома как общей круговой чаши смерти для всех русских «храбров».
Это эпическое предание о гибели рязанских князей
в битве с Батыем проникло и в летопись, с тою только разницей, что летопись
не называет имен рязанских князей. По рассказу летописи, рязанские князья послали
гордый ответ Батыю: «олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть»
[6]. И собираются на реку Воронеж на битву с Батыем. Предварительно
они посылают к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу с мольбою о помощи
и, получив отказ, выходят одни и гибнут в неравном бою. Это предание летописи,
почти дословно повторенное в «Повести», разбивается, однако, местным заразским
преданием о гибели Федора, его жены и сына, отчасти повторяющим уже рассказ
первой «Повести», но дополненным некоторыми подробностями, очевидно фольклорного
происхождения.
В «Повести о разорении
Рязани Батыем» князья предварительно посылают к Батыю сына князя Юрия — Федора
с дарами и молением великим не воевать Рязанской земли. Во время переговоров
с Федором Юрьевичем Батый, по наущению своего приближенного, рассказавшего ему
о красоте жены русского князя, требует от последнего, чтобы тот выдал ее ему
на ложе. Князь, усмехнувшись, ответил: «Не полезно бо есть нам християном тебе,
нечестивому царю, давати жены своя на блуд. Аще нас преодолевши, то и женами
нашими владети начнеши». Последняя фраза этого ответа перефразирует приведенные
выше слова, сказанные, по летописи, рязанскими князьями Батыю. Батый приказал
убить Федора Юрьевича, а тело его бросить на растерзание зверям и птицам. Затем
снова, почти в тех же выражениях, что и в первой «Повести», говорится о трагической
гибели Евпраксии, не захотевшей пережить мужа.
В некоторых редакциях
«Повести» в этом рассказе, в свою очередь, встречаются вставки о «пестуне» князя
Федора — Апонице, сохранившем тело князя, не давшем его на растерзание зверям
и птицам и уведомившем Евпраксию о смерти мужа. В основе этой вставки можно
подозревать местное предание, связанное с деревней Апоничищи недалеко от Заразска.
В дальнейшем повествование
возвращается к прерванному рассказу о гибели рязанских князей-братьев. Этот
рассказ изобилует народно-песенными мотивами и не вызывает никаких сомнений
в своем эпическом происхождении. «Удальцы и резвецы» рязанские бьются «храбро
и мужественно»; сражаясь, пересаживаются с коней на кони, хватают татарское
оружие, когда притупляется свое, бьются «един с тысящею, а два с тмою (с 10
000)». Рязанские воины на всем протяжении «Повести» называются то «удальцы и
резвецы, узорочие и воспитание рязанское», то «узорочье нарочитое», то «богатьство
резанское» и т. д. Князь ласково обращается к своей дружине: «братие моя милая,
дружина ласкова, узорочье и воспитание резанское». Призыв Юрия Ингоревича к
своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской
Руси: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти» (ср. обращение
к своей дружине Игоря Святославича Новгород-Северского: «Луцежь бы потяту быти,
неже полонену быти» в «Слове о полку Игореве»).
Еще одна вставка разрывает
ткань повествования о битве рязанских князей: это рассказ о мученической кончине
Олега Красного, по-разному соединенный с основным рассказом в различных редакциях
«Повести».
Героизм сопротивления
не останавливает полчищ Батыя. Храбрые рязанцы все пали на поле брани. Батыево
войско подступило к самой Рязани. Рязань защищают простые горожане. Мужество
осажденных подчеркивается тем, что «Батыево же войско пременяшеся, а гражане
непременно бьяхуся». «Дым и земля и пепел» остались после прохода полчищ Батыя.
Страшный разгром показан описанием разоренной Рязани и поля битвы, где «на земле
пусте, на траве ковыле снегом и ледом померзоша», терзаемые зверями и птицами,
лежали «многие князи местные и бояре и воеводы и крепкие многие удальцы и резвецы,
узорочье и воспитание резанское». Образ общей смертной чаши много раз как рефрен
настойчиво повторяется в «Повести». О смертной чаше, испить которую пришел перед
битвой черед князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши
доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчеркивается равенство
всех: «и не оста в граде ни един живых, — говорится о Рязани, — вси равно умроша,
и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ни стонюща, ни плачуща. И ни отцу и
матери о чадех, или чадом о отци и матери, ни брату о брате, ни ближнему роду,
но вси вкупе мертвы лежаша».
Один из эпизодов «Повести»
целиком обязан своим происхождением народному эпосу. Он составлен в той же стилистической
манере, что и весь остальной текст «Повести», и сливается с нею в органическое
целое. Рязанец «неистовый Еупатий», «исполин силою», во время прихода Батыя
случайно оказался в Чернигове вместе со своим князем Ингварем Ингоревичем. Услышав
о приходе Батыя, Евпатий «с малою дружиною» вернулся в Рязань «и увиде град
разорен, государи побиты, и множество народа лежаше, одни побиени и посечени,
а ини позжены, ини в реце истоплены», «распалися в серце своем», собрал небольшую
дружину из тех, «которых бог соблюде», и погнался вслед за Батыем, «хотяше пити
смертную чашу с своими государьми равно». Нагнав Батыя в Суздальской земле,
Евпатий внезапно напал на его станы и начал сечь татар без милости. Когда тупился
меч в руках у Евпатия, он брал татарский. Смятенные татары стояли, «аки пьяни»,
думая, что восстали мертвые. Едва смогли татары поймать из рати Евпатия пять
человек, «изнемогших от ран». По-былинному спрашивает их Батый: «Коея веры есте
и коея земля и что мне много зла творите?», и по-былинному отвечают ему рязанцы:
«Веры християнския есве, храбри семи великаго князя Юрья Ингоревича Резанского,
а от полку Еупатиева Коловрата. Посланы от князя Ингваря Ингоревича Резанского
тебя, силна царя, почтити и честно проводити, и честь тоби воздати. Да не подиви,
царю, не успевати наливати чаш на великую силу рать татарскую». Царь же подивися
ответу их мудрому».
Шурин Батыя — Хостоврул
— похвалился Евпатия «жива пред царя привести». Евпатий рассек Хостоврула «на
полы до седла и начаша сечи силу татарскую и многих тут нарочитых богатырей
батыевых побил, ових на полы пресекая, а иных до седла крояше». Убить Евпатия
татарам удалось лишь из стенобитных орудий — «сточисленных пороков». Тело Евпатия
принесли Батыю, который тотчас послал «по мурзы, и по князи, и по санчакбеи,
и начаша дивитися храбрости и крепости и мужеству резанского господства». «Мы
со многими цари во многих землях на многих бранех бывали, — говорят татары,
— а таких удальцов и резвецов не видали, ни отци наши возвестиша нам. Сии бо
люди крылати и не имеюще смерти». Выдав тело Евпатия остаткам его дружины, Батый
так о нем отзывается: «Аще бы у меня такий служил, — держал бых его против сердца
своего».
Заключается «Повесть»
подробным рассказом о похоронах павших князей приехавшим из Чернигова князем
Ингварем Ингоревичем. Плач Ингваря Ингоревича по павшим занимает немалое место
в последней части этой второй повести. Затем следует похвала рязанским князьям
и сообщение о вокняжении Ингваря Ингоревича и об обновлении им Рязанской земли.
За этой второй повестью
в некоторых рукописях следует поздний рассказ о чуде от иконы Николы Заразского,
происшедшем в Коломне, куда икона была перенесена в 1513 г. из-за набега на
«рязанские украины» «крымских людей». Этот рассказ известен в двух вариантах,
интересен двумя-тремя историческими деталями, но в литературном отношении ничем
не замечателен.
В чем же замысел этой
второй, лучшей в своде, «Повести о разорении Рязани Батыем»? В том ли только,
чтобы сохранить для памяти потомства горькие события Батыева нашествия на Рязань?
Конечно, нет; в ней мало летописного, в ней не так уж выявлена и фактическая
сторона событий, а с другой стороны, вся она подчинена лирическому настроению,
ее рассказ полон внутреннего пафоса.
Талантливые наблюдения В. Л. Комаровича, выделившего
в составе поздних русских летописей остатки летописного свода Ингваря Ингоревича
[7], — того самого рязанского князя, своеобразным прославлением
которого заканчивается и эта «Повесть о разорении Рязани», —позволяют нам вскрыть
в ней сейчас уже почти переставшую восприниматься публицистическую ноту, на
которой в конечном счете держится и все лирическое напряжение «Повести». Характеризуя
выявленные им остатки рязанского свода Ингваря Ингоревича, В. Л. Комарович писал:
«этот свод в целом имел одну разительную черту: он был сплошной обвинительной
речью патриота-народолюбца против прямых, как казалось ему, виновников бедствия,
против русских князей» [8]. Эта особенность
резко выступает и в том рассказе летописца Ингваря Ингоревича о Калкской битве,
который сохранился в Новгородской летописи. Летописец подчеркивает в этом рассказе
«недоумение», то есть неразумие русских князей, противопоставивших татарам несогласованные
действия русских дружин. Киевский князь Мстислав даже на поле брани действовал
несогласованно и не помог другим русским князьям, оказавшимся в критическом
положении, когда их покинули союзные им половцы: «Мьстислав же, кыевьскый князь,
видя се зло, не движеся с места никамо же» (Новгородская первая летопись, стр.
63). «И тако за грехы наша бог въложи недоумение в нас, и погыбе много бещисла
людий; и бысть въпль и плачь и печяль по городом и по селом» (там же). Еще более
решителен летописец Ингваря Ингоревича в осуждении Юрия Всеволодовича Владимирского
за отказ в помощи рязанским князьям при нашествии Батыя: «Юрьи же сам не поиде,
ни послуша князий рязаньскых молбы, но сам хоте особь брань створити. Но уже
бяше божию гневу не противитися, яко речено бысть древле Исусу Наугину богомь;
егда веде я на землю обетованую, тогда рече: аз послю на ня преже вас недоумение,
и грозу, и страх, и трепет. Тако же и преже сих отъя господь от нас силу, а
недоумение и грозу, и страх, и трепет вложил в нас за грехы наша» (там же, стр.
74-75).
Последняя из приведенных
выдержек из свода Ингваря Ингоревича, читающаяся сейчас в составе Синодального
списка Новгородской первой летописи, буквально повторяется в «Повести о разорении
Рязани Батыем» — в одной из основных ее редакций в сокращении, а в другой полностью.
Публицистическая направленность
«Повести о разорении Рязани» была ясна русским читателям постоянно. Эту обличительную
сторону «Повести» особенно подчеркнул автор переработки ее для Хронографа в
особом риторическом предисловии к «Повести». Эту же обличительную сторону «Повести»
развивает и автор одной из ее переработок начала XVII в.; рассказывая об отказе Юрия Владимирского помочь рязанским
князьям, автор добавляет от себя: «Все то дьяволу гордость влагающи в них, яко
же и до ныне. Не пред многими бо леты преж сего пришествия поганых бишася братия
великие князи между собою о власти, и много крови пролияша» (список Библиотеки
АН СССР. № 38.4.40). Братоубийственные раздоры рязанских князей были в памяти
автора еще в XVII в., он сравнивал их со «смутой» своего времени. Несколько
ниже, обобщая свое общее впечатление от «Повести», этот же автор пишет: «Яко
же преже речено бысть, тако и ныне тоже творится. О злых властех мздоимных и
неправду творящих, и насилующих, и о казни божий... Тако и ныне последнему роду
Новому Израилю (то есть русскому народу. — Д. Л.) беды наводит, или глад,
или мор, или рать, или огнь, за неустроение сущих властей» (там же).
Однако публицистическая нота в «Повести о разорении Рязани» выявлена значительно
слабее, чем, скажем, в «Слове о полку Игореве». Автор «Слова о полку
Игореве» имел возможность обращаться к живым князьям — своим современникам,
он звал их к единению перед лицом наступающей опасности. Автор же «Повести
о разорении Рязани» обращается к мертвым князьям, уже испившим общую
«смертную чашу» и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою
за Русскую землю, преступления усобиц. И это различие особенно отчетливо
выступает в заключительной похвале роду рязанских князей.
Заключительная похвала
роду рязанских князей — наиболее своеобразная часть «Повести о разорении Рязани».
С точки зрения литературной отделки, тонкости литературного рисунка похвала
эта — своего рода образцовое произведение, «шедевр», какой средневековые ремесленники
обязаны были выполнить перед вступлением в цех для доказательства своего мастерства.
Ее сжатость, отточенность формулировок, ритм
синтаксических оборотов, напоминающий повторяемость орнаментальных мотивов,
позволяют сравнивать ее с произведениями столь развитого на Рязани ювелирного
искусства. Стилистическая выделка этой краткой похвалы доведена до медальонной
чеканности. Только при внимательном наблюдении можно заметить некоторые швы
и спайки, допущенные в этом поразительном по законченности групповом портрете
рязанских князей: «на пирование тщивы», но и «плоти угодие не творяще», «взором
грозны», но и «сердцем легкы...».
И вместе с тем, несмотря
на всю идеализированность и обобщенность этого группового портрета, мы узнаем
в нем все же именно рязанских князей. «К бояром ласковы», «до господарских потех
охочи», «на пирование тщивы» — так писать нельзя было, скажем, о князьях владимирских,
упорно и сурово боровшихся со своим боярством. Наоборот, беспокойные, своевольные
и «резвые» на походы, потехи, пиры (и скорые на кровопролитие — заметим в скобках),
рязанские князья как нельзя более подходили к этим чертам их характеристики.
Не случайно автор похвалы фантастически и неправильно возводит их происхождение
к Святославу Ольговичу Черниговскому. «Хороброе Ольгово гнездо» черниговских
князей имело много общих черт с гнездом князей рязанских.
Однако этот идеализированный
портрет мог создаться только в такую эпоху, когда ушла в прошлое и была смыта
кровью, пролитой за Родину, память о многих преступлениях одной из самых беспокойных,
воинственных и непокорных ветвей рода Владимира Святославича Киевского.
«На пирования тщивы!»
Мы знаем один такой пир рязанских князей. Он был совсем еще, казалось бы, недавно
— в 1218 г., — меньше чем за тридцать лет до Батыева нашествия. Рязанский князь
Глеб Владимирович и его брат Константин пригласили к себе князей — ближайших
родственников. Приехал родной брат Глеба и Константина Изяслав Владимирович,
приехали пять их двоюродных братьев со своими боярами и дворянами. Пир был летом,
устроен он был за городом, в большом шатре. В разгар веселого пира Глеб и Константин
обнажили мечи и вместе с заранее скрытыми у шатра половцами и воинами бросились
на братьев и перебили их всех. Рязанский летописец князя Ингваря Ингоревича,
описав этот пир, так обращается к этим самым рязанским князьям: «Что прия Каин
от бога, убив Авеля, брата своего... или вашь сродник оканьный Святопълк, избив
братью свою?» (Новгородская первая летопись, стр. 58). Вот, следовательно, и
еще одно высказывание о родстве рязанских князей, ничуть не более фантастическое,
чем возведение рода рязанских князей в похвале им к Владимиру «Святому».
Или вот еще пример нарочитого
смягчения автором похвалы всех и всяческих противоречий конкретной исторической
действительности. «К бояром ласковы», пишет автор похвалы, «и честь и славу
от всего мира приимаста». И у читателя сразу же возникает в памяти: не эту ли
самую «честь» приготовил некто из рязанских бояр для жены рязанского Федора
в ответ на его «ласку», «насочив» Батыю о ее красоте («телом-лепотою красна
бе зело»)? А ведь об этом рассказывается в той же самой «Повести о разорении
Рязани Батыем»!
Вот почему, прочтя эту
заключительную похвалу роду рязанских князей в «Повести», мы только тут начинаем
по-настоящему понимать всю святость для ее автора земли-родины, которая, впитав
в себя пролитую за нее кровь храбрых, хотя и безрассудных, рязанских князей,
так начисто смогла ее очистить от всех возможных укоров за ужасы их феодальных
раздоров. Мы живо чувствуем в этой похвале роду рязанских князей тоску ее автора
по былой независимости Родины, по ее былой славе и могуществу. Эта похвала роду
рязанских князей обращена не к Олегу Владимировичу, «сроднику» знаменитого Олега
Гориславича и братоубийцы Святополка Окаянного, и не к какому-либо другому из
рязанских князей, — она обращена к рязанским князьям как к представителям Родины.
Именно о ней — о Родине — думает автор, о ее чести и могуществе, когда говорит
о рязанских князьях, что они были «к приезжим приветливы», «к посолником величавы»,
«ратным во бранех страшный являшеся, многие враги востающи на них побежаше (побеждали),
и во всех странах славно имя имяше». В этих и во многих других местах похвалы
рязанские князья рассматриваются как представители Русской земли, и именно ее
чести, славе, силе и независимости в конечном счете и воздает хвалу автор. С
этой точки зрения похвала эта близко связана — и общим настроением скорби о
былой независимости Родины, и общей формой ритмически организованной «похвалы»
— с другим замечательным произведением того же времени — со «Словом о погибели
Русской земли».
Это же настроение скорби
о былой независимости Родины пронизывает и всю «Повесть о разорении Рязани Батыем»
в целом. Вот почему и обличительная тема ее оказалась слегка приглушенной. Но
автор «Повести» не только оплакивает утерянную независимость и разрушенную Рязань,
— он гордится ее людьми: «резвецами», «храбрецами», «узорочием и воспитанием
рязанским». И эта гордость, сознание бесценных качеств русских людей составляет
самую характерную черту «Повести». «Един бьяшеся с тысящей, а два со тмою»,
— говорит о рязанцах автор «Повести». Рязанцы бьются так, что «всем полком татарьским
подивитися крепости и мужеству рязанскому господству». «Ни един от них возвратися
вспять». Рязанцы погибли, но нанесли страшный урон войскам Батыя. «Царь же (Батый),
видя свои полки мнозии падоша, и нача велми скорбети и ужасатися, видя своея
силы татарскыя множество побьенных». Евпатий бьется так, что «и самому царю
возбоятися».
Надо было обладать чрезвычайной
стойкостью патриотического чувства, чтобы, несмотря на страшную катастрофу,
ужас и иссушающий душу гнет злой татарщины, так сильно верить в своих соотечественников,
гордиться ими и любить их.
Когда и как возникла «Повесть
о разорении Рязани Батыем»? Составлена она была не сразу после нашествия Батыя.
Это видно из того, что многие детали этого нашествия стерлись и как бы восстановлены
по памяти.
И вместе с тем «Повесть
о разорении Рязани» не могла возникнуть и позднее середины XIV
в. За это говорит и самая острота переживания событий Батыева нашествия, не
сглаженная и не смягченная еще временем, и ряд характерных деталей, которые
могли быть памятны только ближайшим поколениям. Не забыты еще «честь и слава»
рязанских князей, аманаты, которых брали рязанские князья у половцев, родственные
отношения рязанских князей с черниговскими; Коломна еще выступает как рязанский
город (Глеб Коломенский сражается вместе с рязанскими князьями). Автор помнит
и то, что Успенский собор в Рязани весь погорел и почернел от дыма. Автор говорит
об «узорочьи» рязанском, помнит и то, что в Рязани находилась казна черниговская
и киевская, и многое другое. Но, самое главное, Старая Рязань не пришла еще
во время составления этой «Повести» к своему окончательному уничтожению, к которому
она пришла только в конце XIV в., когда и самая столица Рязанского княжества была перенесена
в Переяславль-Рязанский. Ведь заключается «Повесть» рассказом о том, что князь
Ингварь Ингоревич восстанавливает разоренную Рязань, и нет и намека на ее окончательное
разрушение, к которому ее привели походы татар в 70-х гг. XIV
в. Успенский собор только почернел от пожара, но еще не разрушен, в Рязани еще
можно похоронить ее князей. Заключительный светлый аккорд «Повести» (восстановление
Рязани князем Ингварем Ингоревичем) еще ничем не омрачен. Вернее всего считать,
что «Повесть о разорении Рязани» составлена в первой половине XIV
в. Уже в начале XV в. «Повесть
о разорении Рязани Батыем» отразилась в Московском летописном своде Фотия 1418
г.: целый ряд деталей в описании разорения Москвы Тохтамышем перенесен в этот
свод из «Повести о разорении Рязани»
[9]. Этих деталей еще нет в предшествующей московской летописи 1409
г. [10] Они целиком
взяты из «Повести».
Основные редакции «Повести»
донесли до нас ее первоначальный текст с очень небольшими отличиями от того,
каким он вышел из-под пера ее автора. Если исключить плач Ингваря Ингоревича,
эпизод с Олегом Красным и, может быть, описание гибели Федора и Евпраксии, то
все остальное должно быть отнесено к первоначальному, авторскому тексту «Повести».
К нему же относится, несомненно, и центральный эпизод «Повести» с Евпатием Коловратом.
Он сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени
былине, но записан он в «Повести» в той же стилистической манере с рядом характерных
и для других частей «Повести» оборотов, выражений.
Как сложилась «Повесть
о разорении Рязани Батыем», откуда черпал автор свои сведения? Вопрос этот,
как и предшествующий, не может быть разрешен во всех деталях, но в основном
ответить на него нетрудно. Автор имел в своем распоряжении Рязанскую летопись,
современную событиям, весьма вероятно, краткую, без упоминания имен защитников
Рязани. Отрывки именно этой летописи дошли до нас в составе Новгородской первой
летописи. Вот почему между рассказом Новгородской первой летописи о событиях
нашествия Батыя и «Повестью о разорении Рязани» имеются буквальные совпадения.
Впоследствии эта летопись была утрачена в самой Рязани. Кроме нее, автор имел
в своем распоряжении княжеский рязанский помянник, где были перечислены умершие
рязанские князья, но без указаний, где и когда умер каждый из них. Отсюда-то
и дополнил автор рассказ рязанской летописи именами рязанских князей, сделав
их всех участниками защиты Рязани. Вот почему в «Повести» такое большое внимание
уделено похоронам князей, тем более что могилы рязанских князей были перед глазами
у автора «Повести». Вот почему также в древнейшем варианте «Повести» ничего
не говорится о похоронах Евпатия: его имя и весь рассказ о нем были взяты из
другого источника. Этот другой источник был самым главным: им были для автора
народные сказания. Именно они-то не только дали автору «Повести» основные сведения,
но и определили художественную форму «Повести», сообщив ей и местный колорит,
и глубину настроения, отобрав и художественные средства выражения. Конечно,
автор составлял не былину и не историческую песнь, но в своем книжном произведении
он прибег только к тем книжным художественным средствам, которые не противоречили
его собственным народным вкусам, и к тем средствам народной поэзии, которые
можно было ввести в книжность без решительной ломки всей книжной системы творчества
средневековья. В этом основа близости «Повести» к фольклору: эта близость выступает
как стремление сблизить фольклор и книжность, но не как попытка заменить одно
другим. Фольклорная основа «Повести» творчески переработана ее автором, создавшим
свою систему художественной выразительности, близкую к художественной структуре
«Слова о полку Игореве» и подчиненную тем же задачам.
Несмотря на то, что отдельные произведения рязанского
цикла созданы разными авторами и в разное время, они художественно неразъединимы.
При разности литературных стилей, в которых они написаны, в них ощущается единое
восприятие событий — как монументальных, грозных, роковых, охватывающих всю
Русь. Первая повесть — о перенесении образа Николы из Корсуни — преисполнена
острого предчувствия надвигающейся опасности, опасности для всей Русской земли.
Она как бы обращена к будущему. Центральная повесть — о разорении Рязани — также
не носит узко местного характера. Она рисует нашествие Батыя как нашествие на
всю Русскую землю; Рязань — это только часть Русской земли. Она центральная
в цикле потому, что события, изображенные в ней, — как бы кульминация русской
истории. Это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их свары
и «непособие» друг другу. Это повесть о настоящем Русской земли. «Похвала роду
рязанских князей» — это похвала прошлому, былому могуществу и процветанию не
только Рязани, но и всей Русской земли. Но эта похвала прошлому есть одновременно
и оплакивание этого прошлого, плач о случившемся, его оценка и забота о будущем
Руси. Таким образом, центральная повесть рязанского цикла — «Повесть о разорении
Рязани Батыем» — дана в окружении обращенных к ней произведений, помогающих
понять значительность исторических событий нашествия [11].
[1] Монгайт А. Старая Рязань. М., 1955.
[2] Мансуров А. Древнерусские жилища. // Исторические записки.
М., 1941. № 12. С. 88.
[3] Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси.
М., 1948. С. 341.
[4] Городцов В. А. Результаты археологического
исследования Троице-Пеленицкого городища — Холмища в 1926 г. // Рязанский
областной среднеокский музей. Исследования и материалы. Вып. V. Рязань, 1930; Арциховский А. В. Археологические данные о
возникновении феодализма в Суздальско-Смоленской земле. // Проблемы
истории докапиталистических обществ, 1936, № 11-12; Монгайт А. Л. Старая Рязань.
[5] Археологические исследования на
Дону и Кубани в 1930 г. // Памятники древности на Дону. Ростов. 1940.
[6] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
М.; Л., 1950. С. 74.
[7] История русской литературы. Т. 2, ч. 1. М., 1946. С. 74-77.
[8] Там же. С. 76.
[9] См. Новгородскую четвертую и Софийскую первую летописи под
1382 г.
[10] См. Симеоновскую летопись под 1382 г.
[11] Тексты и исследования повести см.:
Лихачев Д. С.: 1) Повести о Николе Заразском. // ТОДРЛ. Т. VII. 1949; 2) Повесть
о разорении Рязани Батыем // Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949;
Изборник (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969 («Библиотека
всемирной литературы». Серия I, т. XV).
|