«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
«Слово» выросло на плодородной
почве русской культуры XII в. «Слово» глубокими корнями связано с народной культурой,
с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям. Вместе
с тем в «Слове» достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры.
«Слово о полку Игореве»
создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей
силы. Множество мелких феодальных «полугосударств» — княжеств — враждуют между
собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные
войны во имя эгоистических княжеских интересов. Падает значение Киева как центра
Русской земли.
Распад Киевского государства
Владимира I Святославича начался уже при его сыне — Ярославе Мудром в
первой половине XI в., когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении
сына Владимира и его первой жены Рогнеды — Изяслава. Смерть Ярослава Мудрого
повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший
сын Изяслав получил Киев, следующий, Святослав,— Чернигов, Всеволод — Переяславль,
Игорь — Владимир Волынский, Вячеслав — Смоленск. В конце XI
в. Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича
— Олегом и его потомством. Этого Олега Святославича автор «Слова о полку Игореве»
прозвал Олегом Гориславичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от
которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля.
Обособление отдельных
земель как наследственных княжеских владений было признано при Владимире Мономахе
на Любечском съезде князей в 1097 г., одно из решений которого гласило: «кождо
да держить отчину свою» («пусть каждый владеет землею отца»).
Решение Любечского съезда,
признавшего разделение Русской земли, но настаивавшего на добровольном объединении
князей для ее защиты, не привело тем не менее хотя бы к временному соглашению
князей. Решения Любечского съезда были тотчас же нарушены. Один из князей —
Василько Теребовльский — был вероломно схвачен двумя другими и ослеплен. Начались
княжеские раздоры. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру
Мономаху со словами: «Молимся, княже, тобе и братома твоима, не мозете погубити
Русьскые земли. Аще бо възмете рать межю собою, погании (язычники — половцы)
имуть радоватися и возьмуть землю нашю, иже беша стяжали отци ваши и деди ваши
трудом великим и храбрьствомь, побарающе по Русьскей земли, ины земли приискываху,
а вы хочете погубити землю Русьскую». Этот призыв народа к князьям был на устах
у каждого поколения русских людей, в каждом княжестве, в каждом городе. Попытки
Владимира Мономаха воздействовать на князей идеологически в целом успеха не
имели.
Галич, Рязань, Смоленск,
Владимир-Волынский, Владимир-Залесский, Ростов, Новгород — все эти областные
центры решительно стремятся к политической самостоятельности, уходят из орбиты
влияния слабеющего золотого киевского стола, замыкаются в своих эгоистических
местных интересах, вступают в борьбу друг с другом; князья про малое говорят:
«се великое» и погрязают в бесконечных братоубийственных войнах. Отходят в прошлое
времена политического единства и внешнего могущества Руси.
Междоусобная борьба князей
была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки,
а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой
и Днепром еще в середине XI в. Они представляли собой такую мощную военную силу, что
не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя постоянно
обращалась за помощью против половцев к русским князьям. Русским князьям в начале
XII
в. удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев
разоряли мирное население русских сел и городов. Половцы уничтожали сельское
хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство жителей. Быстрая степная конница не знала
естественных преград на чрезвычайно растянутых южных и юго-восточных границах
Руси — открытых, доступных, трудно оберегаемых. Бескрайнее «дикое поле», «страна
незнаема» в приливах и отливах степных кочевников готова была поглотить многочисленные
очаги русской культуры. Волны степных набегов разбивались о стойкое сопротивление
разрозненных княжеств. Часть половцев оседала на пограничных землях и под именем
«ковуев» и «своих поганых» (то есть «своих язычников») постепенно подчинялась
мирному влиянию русской культуры. Но раздоры русских княжеств создавали удобные
проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая
тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.
Так эпохе феодальной раздробленности,
естественной в историческом развитии всех народов, был неожиданно придан страшной
половецкой опасностью острый трагический характер.
Время феодальной раздробленности
Руси было временем значительного, но в известной мере скрытого, подспудного,
не всегда заметного культурного роста. Это было время, когда вызревали местные,
самобытные черты культуры Руси, когда закладывались основы культур трех братских
народов — русского, украинского и белорусского.
Распад Киевского государства
был вызван новыми экономическими и политическими условиями, создавшимися в связи
с ростом производительных сил в местных феодальных центрах. Феодальное дробление
закономерно вызывалось развитием изолированных и замкнутых хозяйств — княжеских,
боярских или церковных. Каждое из этих хозяйств было вполне самостоятельным
комплексом угодий, группировавшихся вокруг двора феодала. Однако экономические
связи между отдельными хозяйствами были слишком слабы. Поэтому рост этих отдельных
хозяйств усиливал разделение, вел к экономическому, а затем и политическому
дроблению Руси. Экономический подъем вызывал подъем культуры, вел к дальнейшему
развитию культуры, но отсутствие еще тесных экономических связей приводило к
тому, что экономический подъем одновременно вел к политической раздробленности.
Эта политическая раздробленность была тягчайшим политическим злом, она становилась
серьезнейшим тормозом в развитии страны. Это зло будет преодолено впоследствии
— в XIV-XVI вв., когда будет создано сильное русское централизованное
государство. Таким образом, развитие культуры приходило во все большее и большее
противоречие с отсутствием политического единства Руси. Движение культуры вперед
шло вопреки феодальному дроблению. В дальнейшем мы увидим, что этот разрыв привел
к характерной политической направленности всей передовой русской литературы
XII — первой половины XIII в.
Распад Киевского государства был вызван тем же экономическим
ростом, который приводил к появлению новых культурных центров. Рядом с Киевом,
Новгородом и Черниговом растут и крепнут многочисленные новые очаги русской
культуры: Владимир-Залесский и Владимир-Волынский, Полоцк и Смоленск, Туров
и Галич. «Каждая из обособившихся земель обращается в целую политическую систему
со своей собственной иерархией землевладельцев (князей и бояр), находящихся
в сложных взаимных отношениях. Эти разрозненные ячейки, все больше замыкаясь
в тесном пространстве своих узких интересов, по сравнению с недавним большим
размахом международной политической жизни Киевского государства заметно мельчали.
Однако внутренняя жизнь этих политически разрозненных миров текла интенсивно
и подготовила базу для образования новых государств в Восточной Европе и самого
крупного из них— Московского»
[1].
То немногое, что дошло
до нас от письменности XII — начала XIII в. после бесчисленных вражеских вторжений, пожаров и небрежного
хранения в более позднее время, свидетельствует не только о существовании тех
или иных незаурядных литературных произведений, — оно свидетельствует об общей
высокой литературной культуре этого времени, о наличии нескольких местных литературных
школ, о многочисленности литературных жанров, о самой потребности в литературе,
о привычке к литературному чтению. Ораторские произведения Климента Смолятича
и Кирилла Туровского, Киево-Печерский патерик, повесть об убиении Андрея Боголюбского,
повесть Петра Бориславича о клятвопреступлении Владимирки Галицкого, «Житие»
Авраамия Смоленского или «Моление» Даниила Заточника
— каждое из этих произведений резко отлично от другого и по форме, и по содержанию.
Наиболее оригинальная по обилию местных отличий летопись ведется почти в каждом
городе, в каждом крупном монастыре, нередко при дворе местного князя или даже
при обычной церкви (как, например, в Новгороде). В любом из литературных произведений
XII в. мы сталкиваемся с удивительным разнообразием словаря,
со сложными литературными традициями, иногда с образами и идеями народной поэзии,
с местными особенностями стиля и языка.
Именно в этот период феодальной
раздробленности развиваются, крепнут и кристаллизуются местные различия в зодчестве.
Белокаменное зодчество Владимира-Залесского с его широким применением резного
камня (церковь на Нерли, Дмитриевский собор), с характерной утонченностью пропорций
и широким применением золоченой меди резко отлично от зодчества соседей Рязани
и Чернигова, где широко применены цветовые контрасты белого камня и красного
кирпича. Простота и лаконизм форм и архитектуры Новгорода (Нередица, церковь
Благовещения на Городище) резко отличаются от сложных архитектурных форм Чернигова
(собор Елецкого монастыря) или Галича, где применялся известняк различных оттенков
и раскрашенные резные изображения.
Стилистические различия
архитектуры всех этих городов настолько велики, что при первом знакомстве с
ними кажется, будто бы былое единство русской архитектуры утрачено навсегда.
Одновременно развиваются местные диалектные особенности в языке, выросшие на
основе языковых различий отдельных русских племен и закрепляемые в период феодальной
раздробленности в границах отдельных княжеств. Растут и бытовые различия, различия
в одежде. Резко своеобразные черты могут быть прослежены в живописи отдельных
областей, в прикладном искусстве и т. д.
Чем обусловлено различие
в культуре отдельных областей периода феодальной раздробленности? Прежде всего
различной расстановкой классовых сил в этих областях — в Новгороде и во Владимире-Залесском,
в Галиче и в Киеве.
Экономическая раздробленность
Руси и связанная с нею политическая раздробленность вела к замкнутости отдельных
культурных миров, к их отъединенности друг от друга. Однако качественные различия
отдельных областных культур, отличия в самом их характере возникали в связи
с тем, что в каждом из замкнутых феодальных полугосударств создавались свои
условия для развития культуры.
Характерно, что местные
особенности в культуре каждого из княжеств создаются главным образом под воздействием
господствующих классов феодального общества. Местные черты в культуре Новгорода
появляются в основном после новгородского политического переворота 1136 г.,
когда в Новгороде устанавливается вечевой «республиканский» строй с господством
боярства и купечества. Культура Владимиро-Суздальской области в значительной
мере обязана своими местными чертами сильной княжеской власти, опирающейся на
горожан и младших дружинников и окончательно оформившейся при Всеволоде Юрьевиче
Большое Гнездо. На культуру Галича наложила отчетливый отпечаток борьба княжеской
власти с боярством, особенно ожесточенно развернувшаяся при Данииле Романовиче.
Медленнее, чем в других областях, развертывается рост самобытных черт в Киеве,
служившем ареной борьбы князей Владимира-Залесского, Галича, Чернигова и смоленских
Ростиславичей; здесь в сильнейшей степени сказывались еще единые русские традиции
XI
в.
Эта пестрота местных школ,
стилей, традиций в зодчестве, живописи и литературе приходит в противоречие
с другой характерной чертой XII в. — интенсивным влиянием на культуру верхов русского общества
в основном единой многовековой народной культуры. Дроблению культуры по областям
противостоит проникновение в нее народных и демократических начал. Самые противоречия
внутри господствующих классов, среди феодалов, разрывали единство утонченной
культуры немногочисленной верхушки русского общества и облегчали влияние народных
начал. Эта народная основа явственно сказывалась и раньше, но особенно ощутимой
она становится с конца XI в. Все реже становятся приглашения мастеров-зодчих
или живописцев из Византии или других соседних государств. Русские мастера,
непосредственные выполнители заказов знати, вносят свои вкусы, свои технические
приемы, а отчасти и свои идеи в выполняемые ими произведения. Это сказывается
и в ремесле, и в зодчестве, и в живописи, и в литературе. Вкусы русских каменщиков
отчетливо проявляются в каменной резьбе владимиро-суздальских храмов. Традиции
народного искусства, тяготеющего к реалистичности и красочности, видны в новгородских
фресках Спаса Нередицы. В искусстве XII-XIII вв. меньше стремления поразить
пышностью и блеском, оно меньше отделено от широких демократических масс, чем
искусство предшествующего периода. Вместе с тем и самое народное начало, которое
вносят русские мастера в свое искусство, не остается неподвижным, — оно также
развивается, растет, крепнет под влиянием роста производительных сил страны.
Развивается не только техника ремесла, растет грамотность широких масс населения.
Надписи начинают встречаться на многих бытовых предметах — на шиферных пряслицах,
гончарных изделиях; появляются берестяные грамоты, растет фольклор, возрастает
общественная активность горожан и крестьянства. Тем самым создаются благоприятные
условия для углубления самобытности культуры Руси.
Замечательно, что этот рост народного начала в русской
культуре явился серьезным противовесом ее дроблению. Народное творчество было
в основном едино. Местные вкусы и местные условия были при всем их разнообразии
в основе своей одними и теми же. Единым был в основе своей, несмотря на все
диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык. Единым был фольклор.
Единым был труд русских ремесленников, где бы они ни работали — в Рязани или
во Владимире, в Галиче или в Новгороде. Наконец, единой была в основе своей
идеология трудовых классов населения всей необъятной Руси. «...Распадение Руси
на уделы было чисто следствием дележа между князьями... но не следствием стремлений
самого русского народа, — писал Н. Г. Чернышевский. — Удельная разрозненность
не оставила никаких следов в понятиях народа, потому что никогда не имела корней
в его сердце: народ только подчинялся семейным распоряжениям князей»
[2].
Проникновение народных,
местных черт в культуру верхов феодального общества сглаживает областные различия.
И это в первую очередь обусловливает рост единства русской культуры.
Во все усложняющемся культурном
развитии Руси растут областные различия, но растет и самобытная единая основа
русской культуры. Различия по большей части поверхностны, единство же опирается
на более глубокие основы — оно обусловлено творчеством трудовых масс населения.
Влияние деревянной народной архитектуры на каменную, влияние деревянной резьбы
на скульптурные украшения храмов во Владимире и в Галиче, проникновение народных
вкусов к яркости и к элементам реалистичности в живописи, проникновение устных
форм русской речи в литературу — все это, хотя и проявлялось в различных областях
Руси с разной степенью интенсивности и внешне в силу этого, казалось бы, усиливало
областные различия, — на самом же деле в конечном счете вело к росту элементов
единства.
Однако территориальное
дробление и одновременный ему рост народного единства русской культуры не означал
еще смягчения всех и всяческих противоречий внутри русской культуры. Перед лицом
роста классовых противоречий внутри феодального общества все интенсивнее обнаруживалось
классовое расслоение русской культуры. В период феодальной раздробленности прогрессивные
и консервативные, реакционные тенденции гораздо резче отграничены в культурной
жизни страны, чем в предшествующий период древнерусского государства. Процесс
развития культуры приобретает все большую сложность.
Итак, русская культура
XII в. отмечена энергичным поступательным движением. Немногочисленные
пока еще культурные центры становятся более многочисленными. Культура Руси развивается
и крепнет. Она проникается народными началами и углубляет свою самобытность.
Одновременно растет социальная дифференциация внутри культуры. Резко выделяется
прогрессивная часть культуры Руси, отмеченная идейной борьбой за единство Руси
и связью с творчеством трудового народа. Быстрое движение вперед культуры Руси
приходит во все большее противоречие с ее политической раздробленностью. Недостатки
отсутствия политического единства Руси начинают осознаваться со все большей
интенсивностью лучшими людьми своего времени.
Размежеванию единой русской
культуры границами феодальных «полугосударств» противостоит рост ее объединяющих,
народных основ, которые впоследствии составят фундамент национальных культур
трех братских народов — русского, украинского и белорусского.
Побывайте в Киеве, в Новгороде,
во Владимире на Клязьме, в Чернигове, в Полоцке, в Пскове, чтобы составить себе
ясное представление об архитектурном искусстве XI-XIII
вв. До недавнего времени собор Софии в Киеве и собор Георгиевского монастыря
в Новгороде были самыми большими постройками
в этих городах. Богатству мозаичного и фрескового убранства храма Софии в Киеве
дивились иностранцы в XVII в. Но особенно замечательны храмы Владимира на Клязьме —
Успенский, Дмитриевский, Покрова на Нерли. Искусство, с которым они построены,
их белокаменная кладка и белокаменное резное убранство, высота их сводов, равномерность
освещения, изящные пропорции, естественная связь с окружающей природой и сейчас
могут многому научить даже опытного архитектора.
Особенно замечательна
эта связь здания с окружающей природой, чувство ландшафта у древнерусского архитектора.
Они многое могут разъяснить и в том чувстве природы, которое так характерно
для «Слова о полку Игореве». Князь и зодчий выбирали место для построения нового
города. Древнерусские зодчие стремились строить на высоких местах, так чтобы
здание было видно издалека, чтобы оно господствовало над окружающей местностью,
венчало холм, отражалось в реке или в озере: мирно «завоевывало» окружающее
пространство.
Один из самых характерных
примеров связи древнерусской архитектуры с окружающей природой — это одновременные
«Слову о полку Игореве» храмы древнего Владимира. «Они великолепно поставлены
на краю высоких городских холмов; их ослепительно белые стены и сияющие золотые
главы видны на много километров от города; они господствуют в широком пространстве,
с предельной ясностью воплощая в своем образе горделивое сознание владимирских
горожан и их князей об их праве на главенство в Русской земле. В то же время
эти здания органически слиты с рельефом своих высот, они как бы вырастают на
их гребне, завершая их и отнюдь не подавляя нарочитой грандиозностью. Древнерусские
зодчие отлично понимали мудрую истину, что величина не есть еще величие...
Эта связь архитектуры со свободным широким ландшафтом
русской земли, активная роль здания в пейзаже определили некоторые примечательные
особенности древнерусского зодчества. Стремление усилить значение постройки
в окружающем ландшафте рано привлекло интерес зодчего к сложной, впечатляющей
композиции здания, к его высотности, к подчеркиванию архитектурной формы цветом» [3].
Драгоценные мозаики и
яркие фрески домонгольской Руси сохранились в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире.
Они свидетельствуют о чувстве цвета и линии, об умении сочетать изображение
с архитектурными формами и рассчитывать расстояние, с которого будет рассматриваться
роспись. Они торжественны и величественны, изображенные на них люди полны сознания
своей силы и достоинства.
Только в конце первой
четверти XX в. стала известна домонгольская иконопись. Так же, как и
фрески и мозаики, иконопись этого времени была близка византийской, известной
своими высокими художественными достоинствами. Для понимания «Слова о полку
Игореве» особенно много дают изображения воинов и князей.
«Слово о полку Игореве»
посвящено неудачному походу против половцев в 1185 г. малозначительного Новгород-Северского
князя Игоря Святославича. Почему же именно этот поход возбудил к себе такое
внимание автора «Слова о полку Игореве»?
Ответ на этот вопрос лежит
в самом характере событий похода Игоря Святославича, типичных для своего времени.
Но прежде чем обратиться к этим событиям, присмотримся к тем средствам художественного
обобщения, которыми обладал средневековый писатель. Эти средства были в значительной
степени ограничены. Одно из самых замечательных свойств древней русской литературы
— ее историзм — было вместе с тем и ограничительной чертой, за которую не могло
переступить художественное обобщение средневекового автора. В самом деле, действие
древнерусских литературных произведений всегда происходило в точно определенной
исторической обстановке, или, еще чаще, произведения древнерусской литературы
рассказывали непосредственно о самих исторических событиях — только что случившихся
или давних. Главные герои древней русской литературы (в пределах до середины
XVII
в.) — это только деятели русской истории (Владимир Святославич, Владимир Мономах,
Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской и т. д.) либо русские
святые (Борис и Глеб, Феодосии и Антоний Печерские, Меркурий Смоленский, Сергий
Радонежский и др.). Типизированных, обобщенно-вымышленных героев с вымышленными
именами древняя русская литература не знает. Художественное обобщение в ней
всегда опиралось на конкретные исторические имена, подавалось через описание
исторических событий — безразлично, современных или отодвинутых в далекое прошлое.
Даже жития русских святых по преимуществу историчны. Фантастика, чудеса вводятся
в древнерусские произведения только под знаком чего-то исторически верного,
реально случившегося. Тот же исторический интерес древнерусского читателя сказался
и в выборе произведений для переводов на русский язык: вслед за богослужебной
(своего рода «деловой») литературой переводилась по преимуществу историческая
— хроники, «Александрия» (роман о жизни Александра Македонского), «Повесть о
разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др. Все эти факты отнюдь не случайны.
Интерес древнерусского читателя был прикован к истории. Древнерусский читатель
не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его вымышлен, а герои
его никогда не существовали.
Этот «историзм» литературы
Древней Руси был подчинен ее патриотизму. Древнерусская литература в лучших
своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной
жизни и государственного строительства. Оборона родины, объединение Руси, а
с XVI в. вопросы социального и хозяйственного переустройства —
вот что прежде всего интересовало русского читателя XI-XVI
вв. Русская литература XI-XVI вв. почти не знала личной темы, любовной лирики, развлекательных
жанров, занимательной интриги и т. д.
До поры до времени темы
народной жизни, государственного строительства, обороны родины не входили в
противоречие с ограничением художественного обобщения только историческими сюжетами,
историческими лицами и историческими событиями. Наоборот, именно в исторических
событиях и лицах отчетливее всего находили себе отражения художественные обобщения
больших гражданских тем Древней Руси.
Отсюда ясно, что всякое
художественное обобщение автор мог строить только на основе конкретного исторического
факта, должен был прежде всего определить в самой исторической жизни не только
тему, но и героев своего произведения. Это было первым и основным условием художественного
обобщения в древней русской литературе.
События, о которых говорит
«Слово о полку Игореве», были действительно типичными для своего времени. На
их основе автор «Слова о полку Игореве» мог показать основную опасность своего
времени и сделать отсюда широкие обобщающие выводы.
Главные феодальные усобицы
XII в. были связаны с враждою потомства Мономаха и потомства
его противника — Олега Святославича (Олега Гориславича «Слова о полку Игореве»).
И Мономаховичи, и Ольговичи постоянно пользовались половецкою помощью в своих
походах на соседние русские княжества, но особенно часто прибегали к помощи
половцев именно черниговские Ольговичи, искавшие мира и союза с беспокойным
населением смежных им степей. И эта половецкая «помощь», как и самостоятельные
походы половцев, стала с конца XI в. жестоким народным бедствием. Особенно усиливаются набеги
половцев в 70-х гг., когда, по выражению летописца, начинается «рать без перерыва».
Натиск половцев разбивается об ответные походы русских, однако после ряда поражений
половцы объединяются под властью хана Кончака. Половецкие войска получают единую
организацию и хорошее вооружение. В их армии появляются и катапульты, и баллисты,
и «греческий огонь», и огромные, передвигавшиеся «на возу высоком» луки-самострелы,
тетиву которых натягивали более пятидесяти человек. Разъединенная раздорами
Русь лицом к лицу столкнулась с сильным и, главное, единым войском кочевников.
Под влиянием этой половецкой
опасности (как впоследствии под влиянием опасности татарской) зреют идеи необходимости
единения, находящие себе порой дорогу к реальной политической жизни, несмотря
на почти полную утрату единства экономических интересов, поддерживавших когда-то
— в XI в.— объединительную политику Киева. Действительно, в 80-х
гг. XII
в. делается попытка примирения Ольговичей и Мономаховичей. Сами Ольговичи рвут
со своей традиционной политикой союза со степью, и замечательно, что в истории
этого перелома политики Ольговичей очень важную роль играет герой «Слова о полку
Игореве» — «Ольгович» Игорь Святославич Новгород-Северский.
Вначале Игорь — типичный
Ольгович. Еще в 1180 г. половцы деятельно помогали Игорю Святославичу. Наголову
разбитый Рюриком Ростиславичем Киевским у Долобска вместе со своими союзниками-половцами,
Игорь Святославич вскочил в ладью сам-друг со своим будущим злейшим врагом,
а теперешним союзником ханом Кончаком и успел уплыть от преследования киевского
князя на Городец к Чернигову. Поражение Игоря Святославича и всех Ольговичей
киевский летописец рассматривает как поражение половцев: «И тако поможеть бог
Руси и возвратишася во свояси, и приемше от бога на поганыя победу» (Ипатьевская
летопись, 1180 г.).
Одержав победу над союзными
Ольговичам половцами во главе с вождем Ольговичей Игорем Святославичем, Рюрик
своеобразно воспользовался ее плодами. Он не чувствовал в себе достаточно сил,
чтобы удержать в своей власти Киев. Он оставил на великом княжении Киевском
Ольговича — Святослава Всеволодовича, а себе взял остальные города Киевской
области. Киев был уступлен Рюриком Святославу на условиях, о которых мы можем
лишь догадываться: по-видимому, Святослав обязался отказаться от союза с половцами
и условился действовать против них в согласии со всеми русскими князьями. Во
всяком случае, в ближайшие годы Рюрику и Святославу удается широко организовать
союзные отношения русских князей в отпор усилившемуся нажиму степи.
Обязательства главы Ольговичей Святослава распространились и на Игоря Святославича.
Прямодушный и честный, Игорь решительно рвет со своей прежней политикой:
он становится яростным противником своих бывших союзников. Летописец
дважды вкладывает в уста Игоря Святославича покаянный счет своих княжеских
преступлений, знаменующий необычайно смелый по тому времени отказ от
своей предшествующей политики: «Помянух аз грехы своя пред господем
богом моим, яко много убийство, кровопролитие створих в земле крестьянстей,
яко же бо аз не пощадех хрестьян, но взях на щит (то есть приступом)
город Глебов у Переяславля: тогда бо не мало зло подъяша безвиньнии
хрестьани, отлучаеми отец от рожений (то есть детей) своих, брат от
брата, друг от друга своего, и жены от подружий своих, и дщери от материй
своих, и подруга от подругы своея, и все смятено пленом и скорбью тогда
бывшюю, живии мертвым завидять, а мертвии радовахуся, аки мученици святей
огнемь от жизни сея искушение приемши... и та вся сотворив аз, рече
Игорь» (Ипатьевская летопись, 1185 г.). Вторично кается Игорь, находясь
в плену у своего бывшего союзника — хана Кончака. Несмотря на то, что
политика Ольговичей претерпела резкие изменения еще с самого начала
80-х г., Игорю Святославичу не сразу пришлось доказать свою преданность
новой для него общерусской идее.
В 1184 г. объединенными
усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы
были разбиты. Захвачены были военные машины, отбиты русские пленники, попал
в плен и «басурманин», стрелявший «живым огнем». Половцы были устрашены, и опасность,
казалось бы, надолго устранена от Русской земли. Однако Игорь Святославич не
смог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололедица
помешала конному войску Игоря Святославича подоспеть вовремя. По-видимому, Игорь
Святославич тяжело переживал эту неудачу: ему не удалось участвовать в победе,
ему не удалось доказать своей преданности союзу русских князей против половцев.
Больше того: его могли подозревать в умышленном уклонении от участия в походе,
как бывшего союзника Кончака. Вот почему в следующем, 1185 г., Игорь очертя
голову, «не сдержав юности», бросается в поход против половцев.
Ободренный успехами предшествующего
похода, он ставит себе безумно смелую задачу: с немногими собственными силами
«поискать» старую черниговскую Тмуторокань, дойти до берегов Черного моря, более
ста лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние
в своей прежней политике, преданность новой, общерусской, ненависть к своим
бывшим союзникам, свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это
двигало им в походе. В этой сложной подоплеке — черты особого трагизма несчастного
похода Игоря Святославича, трагизма, приковавшего к нему внимание и автора «Слова»,
и летописцев, составивших о нем в разных концах Русской земли свои повести —
самые обширные и, может быть, самые живые из всех повестей о степных походах
русских князей.
Сохранились два летописных
рассказа о походе Игоря Святославича 1185 г.: один, более обширный, в Ипатьевской
летописи, другой, более сжатый, — в Лаврентьевской. Но и тот и другой не изначальны:
в обоих есть некоторые общие части, восходящие к не дошедшему до нас летописанию
пограничного со степью Переяславля-Русского. Вот как на их основании можно себе
представить поход Игоря.
23 апреля 1185 г., во
вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его Владимир Путивльский,
племянник князь Святослав Ольгович Рыльский, вместе с присланными от Ярослава
Всеволодовича Черниговского дружинами ковуев во главе с Ольстином Алексичем,
выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем
Святославом. Откормленные за зиму кони шли тихо. Игорь ехал, собирая свою дружину.
В походе у берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру, их застигло солнечное
затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил
коней. Он сказал боярам своим и дружине: «Видите ли, что есть знамение се?»
Они все посмотрели, опустили головы и сказали: «Княже! Се есть не на добро знамение
се». Игорь сказал на это: «Братья и дружино! Тайны божия никто же не весть,
а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, — или на
добро, или на наше зло, — а то же нам видити». Сказав так, Игорь переправился
через Донец. У Оскола Игорь два дня поджидал брата Всеволода, шедшего иным путем
из Курска. От Оскола пошли дальше к реке Сальнице.
Застигнуть половцев врасплох,
как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа, которых послали
ловить «языка», донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали
либо идти быстрее, либо возвратиться, «яко не наше есть время», то есть не время
для похода. Но Игорь сказал: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то сором
ны будеть пущей смерти, но како ны бог дасть». Согласившись на этом, русские
не стали на ночлег, а ехали всю ночь. На следующий день в обеденное время русские
встретили половецкие полки. Половцы отправили назад свои вежи (кочевые жилища
на телегах), а сами, собравшись «от мала и до велика», выстроились на той стороне
реки Сюурлия. Войска Игоря построились в шесть полков. По обычаю того времени
Игорь Святославич сказал князьям краткое ободряющее слово: «Братья, сего мы
искале, а потягнемь». Посредине стал полк Игоря, по правую руку от него — Буй
Тура Всеволода, по левую — полк Игорева племянника Святослава Рыльского. Впереди
стал полк сына Игоря — Владимира и полк черниговских ковуев. Отборные стрелки,
выведенные из всех полков, вышли вперед. Половцы выстроили своих стрельцов.
Дав залп из луков («пустивше по стреле»), половцы бежали. Бежали и те половецкие
полки, которые стояли вдалеке от реки. Передовые полки черниговских ковуев и
Владимира Игоревича погнались за половцами. Игорь же и Всеволод шли медленно,
сохраняя боевой порядок своих полков. Половцы пробежали через свои вежи. Русские
овладели их вежами и захватили полон (пленных). Часть войска гналась за половцами
дальше и ночью вернулась назад с новым полоном.
Когда все собрались, Игорь
стал говорить, чтобы поехать в ночь, но Святослав Рыльский сказал дядьям своим:
«Далече есмь гонил по
половцех, а кони мои не могут. Аже ми будеть ныне поехати, то толико ми будеть
на дорозе остати» (в дороге отстану). Решили ночевать на месте.
Не сочувствующая Ольговичам
Лаврентьевская летопись говорит, что войска Ольговичей стояли на половецких
вежах три дня «веселясь», и передает похвальбу, якобы ими произнесенную: «Братья
наши ходили с Святославом великим князем, и билися с ними зря (смотря) на Переяславль
(ввиду Переяславля), а они (половцы) сами к ним пришли, а в землю их (половецкую)
не смели по них ити. А мы в земле их есмы, и самех избили, а жены их полонены,
и дети у нас, а ноне пойдем по них за Дон и до конца избьем их. Оже ны будет
ту победа, идем по них к луку моря (до Азовского лукоморья), где же не ходили
ни деди наши. А возмем до конца свою славу и честь».
Ипатьевская летопись рассказывает
события, случившиеся после первой победы, иначе. На следующий же день после
первой победы над половцами с рассветом неожиданно половецкие полки «ак борове»
(подобно лесу) стали наступать на русских. Небольшое русское войско увидело,
что оно собрало против себя «всю половецкую землю». Но и в этом случае отважный
Игорь не поворотил полков. Его речь перед битвой напоминает речи Мономаха своею
заботой о «черных людях»: «Оже побегнемь, утечемь сами, а черныя люди оставим,
то от бога ны будеть грех, сих выдавше, поидемь. Но или умремь, или живи будемь
на единомь месте». Чтобы пробиваться к Донцу, не опережая и не отставая друг
от друга, Игорь приказал конным спешиться и драться всем вместе.
Трое суток день и ночь
медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою Игорь был ранен в
правую руку, и была большая печаль в полку его. Отрезанные от воды воины были
истомлены жаждою. Первыми изнемогли от жажды кони. Много было раненых и мертвых
в русских полках. Бились крепко до самого вечера, бились вторую ночь; на рассвете
утром в воскресенье черниговские ковуи дрогнули. Игорь поскакал к ковуям, чтобы
остановить их. Он снял шлем, чтобы быть ими узнанными, но не смог их задержать.
На обратном пути в расстоянии полета стрелы от своего полка он был пленен половцами.
Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод во главе своего войска,
и просил смерти у бога, чтобы не видеть его гибели. Как говорит летописец, Игорь
после рассказывал, что вспомнил он тогда грехи свои перед богом: кровопролития
в Русской земле, когда он взял приступом город Глебов, отцов, разлучаемых с
детьми, братьев, дочерей от матерей, подруг, раненых мужчин и оскверняемых женщин.
«Где ныне возлюбленный мой брат (Всеволод)? — говорил Игорь. — Где ныне брата
моего сын? Где чадо рожения моего? Где бояре думающей, где мужи храборьствующеи,
где ряд полъчный? Где кони и оружья многоценьная? Не ото всего ли того обнажихся
(лишился), и связня (связанного) преда мя господь в рукы безаконьным темь?»
Пленных князей разобрали по рукам половецкие ханы. За Игоря поручился сват его
Кончак. Из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек, а ковуев
и того меньше. Прочие же потонули.
В то время Святослав Всеволодович
Киевский шел в Корачев и собирал воинов в верхних землях, собираясь идти на
половцев к Дону на все лето. На обратном пути у Новгорода-Северского Святослав
услышал, что двоюродные братья его пошли, утаясь от него, на половцев: и не
любо ему стало это. Когда Святослав подходил уже в ладьях к Чернигову, прибежал
некто Всеволод Просович и поведал ему о поражении Игоря. Святослав, услышав
это, глубоко вздохнул, утер слезы и сказал: «О люба моя братья и сынове и муже
земле Руское! Дал ми бог притоми-ти поганыя, но не воздержавше уности (юности),
отвориша ворота на Русьскую землю. Воля господня да будеть о всемь! Да како
жаль ми бяшеть на Игоря (как мне было на него раньше досадно), тако ныне жалую
болми (так теперь еще больше жалею) по Игоре, брате моемь».
В этих словах Святослава
точно определены последствия поражения Игоря. Святослав «притомил поганых» в
своем походе 1184 г., но Игорь, «не сдержав юности», свел на нет его результаты:
«отворил ворота» половцам на Русскую землю. Скорбь и лютая туга распространились
по всей Русской земле: «и не мило бяшеть тогда комуждо свое ближнее, — говорит
летописец, — но мнозе тогда отрекахуся душь своих, жалующе (жалея) по князих
своих». Поганые половцы, победив Игоря с братиею, «взяша гордость велику» и
собрав весь свой народ, ринулись на Русскую землю. И была между ними распря:
Кончак хотел идти на Киев отомстить за Боняка и деда своего Шарукана, потерпевших
там поражение в 1106 г., а Кза предлагал пойти на Семь, «где ся остале жены
и дети: готов нам полон собран; емлем же городы без опаса». И так разделились
надвое. Кончак пошел к Переяславлю Южному, осадил город и бился здесь весь день.
В Переяславле был тогда князем Владимир Глебович. Был он «дерз и крепок к рати»,
выехал из города и бросился на половцев, но дружины выехать за ним дерзнуло
немного. Князь крепко бился со врагами, был окружен и ранен тремя копьями. Тогда
прочие подоспели из города и отняли князя. Владимир из города послал сказать
к Святославу Киевскому, Рюрику и Давыду Ростиславичам: «Се половьци у мене,
а помозите ми». Святослав послал к Давыду, который стоял у Треполясо своими
смольнянами. Смольняне стали вечем и сказали: «Мы пошли до Киева; да же бы была
рать, билися быхом (мы пошли к Киеву; если бы встретили врага, то и бились бы);
нам ли иное рати искати, то не можемь, уже ся есмы изнемогле». Святослав с Рюриком
поплыли по Днепру против половцев, а Давыд со своими смольнянами возвратился
обратно. Услышав о приближении войска Святослава и Рюрика, половцы отступили
от Переяславля и на обратном пути осадили Римов. Во время осады Римова рухнула
часть стены («две городни»). Часть осажденных вышла на вылазку биться с половцами
и избегла плена. Всех остальных половцы взяли в плен либо избили.
В плену Игорь пользовался
относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые
не мешали ему ездить, куда он захочет, и слушались его, когда он куда-либо их
посылал. Игорь ездил на ястребиную охоту со своими слугами и даже вызвал к себе
из Руси священника для отправления церковной службы.
Половец Лавр, по-видимому
крещеный, предложил Игорю бежать. Игорь отказался пойти «неславным путем», но
обстоятельства в конце концов вынудили его к бегству: сын тысяцкого и конюший,
находившиеся вместе с Игорем в плену, сообщили ему, что возвращающиеся от Переяславля
половцы намерены перебить всех русских пленных. Время для бегства было выбрано
вечернее — при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебираться
на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса,
играли и веселились, думая, что князь спит. Помолясь и взяв с собой крест и
икону, Игорь поднял полу половецкой вежи и вышел. Он перебрался через реку,
сел там на коня и тайно проехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался
Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в Новгород-Северский,
Игорь вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, — ища помощи и поддержки,
и всюду был встречен с радостью.
[1] Греков Б. Д. Киевская Русь. М.,
1949. С. 502. Характеристику положения Руси в XII в. см. в книге академика Б. А. Рыбакова (Слово о полку Игореве
и его современники. М., 1971).
[2] Чернышевский Н. Г. Поли. собр.
соч.: В 15-ти т. Т. 3. М., 1947. С. 570.
[3] Воронин Н. Н. Любите и сохраняйте памятники древнерусского
искусства. М., 1960. С. 15-16.
|