ПОСЛЕСЛОВИЕ
Прочитанная работа не
исчерпывает собой произведений, которые можно было бы причислить к древнерусской
литературной классике. Пополнить список древнерусских классических произведений
можно было бы, например, «Киево-Печерским патериком», «Словом о погибели Русской
Земли», «Житием» Александра Невского, «Сказанием о Мамаевом побоище», «Казанской
историей», «Сказанием» Авраамия Палицына, «Повестью о Савве Грудцыне» и некоторыми
другими. Но и тех произведений, о которых здесь шла речь, достаточно, чтобы
представить себе, как разнообразна была литература Древней Руси, как много определила
она собой в русской литературе нового времени.
Русская литература всегда
была литературой патриотической и гражданственной. Она всегда была совестью
народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным.
Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни.
Легкость, с которой русская
литература включилась в общий поток развития европейской литературы в XVIII в. объясняется в значительной мере тем, что она прошла большой
собственный путь развития, имела плодотворный опыт и большие художественные
и идейные достижения. Древнерусский опыт легко заметить и в высокой идейной
направленности русских литературных произведений XIX и XX вв., в их гуманном внимании к «маленькому человеку» (особенно
у Гоголя), в неустанных поисках смысла и правды жизни (у Достоевского, например),
в грандиозности народной эпопеи «Война и мир», во многих острых художественных
образах правдоискателей (например, у Лескова), в изящной летописной краткости
прозы Пушкина, в лирической тревоге стихов Блока о России, в ритмичности прозы
Белого, в темах стихов Максимилиана Волошина из русской истории, в образах прозы
Б. Лавренева и во многом другом.
От своего начала и до
последних дней русская литература едина в своем развитии. Она близко сопутствует
русской истории и составляет ее существенную часть.
|