Глава 8. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII
ВЕКА
7. Творчество протопопа Аввакума
Если для средневековой
литературы характерны относительная целостность художественной системы, относительное
единство художественных вкусов, некий «стиль эпохи», то в XVII в. эта целостность
разрушается. В искусстве все более весомо заявляет о себе индивидуальное начало.
Литература превращается в арену борьбы идей, а писатель становится личностью
— со своей, только ему присущей, неповторимой творческой манерой
[1].
Ярче всего индивидуальное
начало проявилось в творчестве протопопа Аввакума (1621-1682). Этот знаменитый
вождь старообрядчества стал писателем уже в зрелом возрасте: по древнерусскому
счету, на седьмой седмице своей жизни. До сорока пяти лет он брался за перо
редко, от случая к случаю. Из разысканных до сей поры сочинений Аввакума (общим
числом до девяноста) [2] едва ли десяток приходится на эту
раннюю пору. Все остальное, включая его знаменитое «Житие», эту первую в русской
литературе развернутую автобиографию, написано в Пустозерске, маленьком городке
в устье Печоры, в «месте тундряном, студеном и безлесном». Сюда, в заточение,
Аввакума привезли 12 декабря 1667 г. Здесь он провел последние пятнадцать
лет своей жизни. Здесь 14 апреля 1682 г. «за великие на царский дом хулы»
его возвели на костер.
В молодые годы Аввакум
не собирался посвятить себя литературному творчеству. Он избрал другое поприще
— поприще борьбы со злоупотреблениями церкви и государства, поприще устной
проповеди, живого и прямого общения с людьми. Сан священника (Аввакум получил
его двадцати трех лет,, когда жил еще на родине, «в нижегороцких пределах»),
а затем сан протопопа давал ему возможность такого общения. Общение с людьми
наполняло его жизнь. «Имел у себя детей духовных много, — вспоминал он в Пустозерске,
— по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз, грешный, прилежа
во церквах, и в домех, и на распутиях, по градом и селам, еще же и во царствующем
граде, и во стране Сибирской проповедуя».
Аввакум никогда не менял
своих убеждений. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем.
Эти качества он проявлял на всем своем многотрудном жизненном пути. Первое
его столкновение с церковной властью произошло в 1653 г., когда Аввакум служил
в Москве, в кремлевском Казанском соборе («любо мне, у Казанские тое держался,
чел народу книги. Много людей приходило»). Накануне великого поста Никон,
за год до того ставший патриархом, послал в Казанский собор, а потом и в другие
московские храмы патриаршую «память», где предписывал заменить двуперстное
крестное знамение троеперстным. С этой «памяти», собственно, и началась церковная
реформа. Аввакум не подчинился приказу Никона — и, естественно, уже не мог
свободно служить и проповедывать в Казанском соборе. Тогда он собрал прихожан
в сенном сарае («сушиле»). Его приверженцы прямо говорили: «В некоторое время
и конюшня-де иные церкви лучше» [3]. Непокорного
протопопа посадили на цепь в московском Андрониковой монастыре. Это было первое
«темничное сидение» Аввакума: «Кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел
три дни, не ел, ни пил; во тме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток,
не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки
кричат, и блох доволно».
Вскоре его отправили
в Сибирь вместе с женой Настасьей Марковной и с детьми — сначала в Тобольск,
а потом в Даурию. Но и сибирская ссылка (она длилась одиннадцать лет) не сломила
Аввакума, как не сломили его все неслыханные страдания, выпавшие впоследствии
на его долю.
Между тем враг Аввакума,
Никон, в 1658 г. был вынужден покинуть патриарший престол, потому что царь
Алексей, уже не мог и не хотел терпеть властную опеку своего прежнего «собинного
(личного) друга». Когда в 1664 г. . Аввакума вернули в Москву, царь попытался
с ним примириться: ему важна была поддержка человека, в котором народ уже
признал своего заступника. Но из этой попытки ничего не вышло. Аввакум надеялся,
что удаление Никона означает и возврат к «старой вере». Но царь и боярская
верхушка вовсе не собирались отказываться от церковной реформы, поскольку
она была необходимым звеном в необратимом процессе европеизации России. Царь
скоро понял, что Аввакум для него опасен, и у непокорного протопопа снова
была отнята свобода. Последовали новые ссылки, монастырские тюрьмы, лишение
священнического сана и проклятие церковного собора 1666-1667 г. и, наконец,
заточение в Пустозерске.
Здесь проповедник и
стал гениальным писателем. В Пустозерске у него не было слушателей, он не
мог проповедывать своим «детям духовным», и ему не осталось ничего другого,
как взяться за перо. Теперь идеи, к которым он пришел еще в молодости и которые
внушал народу в «нижегороцких пределех», в Казанском соборе, в московском
сенном «сушиле» или в Даурии, Аввакум непреклонно отстаивал в своих сочинениях.
В Пустозерске Аввакум
жил с тремя другими ссыльными вождями старообрядчества — соловецким иноком
Епифанием, священником из г. Романова Лазарем, дьяконом Благовещенского собора
Федором Ивановым. Они все вместе погибли на костре. Все они были писателями.
Самые близкие отношения связывали Аввакума с Епифанием, его духовником. Первые
годы пустозерские узники жили сравнительно свободно — и свободно общались
друг с другом. Они тотчас наладили связи со своими приверженцами в Москве
и в других городах. Сочувствовавшие страдальцам за «древлее благочестие» стрельцы
охотно им помогали. «И стрельцу у бердыша в топорище велел ящичек зделать,
— писал протопоп Аввакум боярыне Ф. П. Морозовой в 1669 г., — и заклеил своима
бедныма рукама то посланейце в бердыш... и поклонился ему низко, да отнесет,
богом храним, до рук сына моего-света; а ящичек стрельцу делал старец Епифаний».
Епифаний, очень способный ко всякой ручной работе, делал также во множестве
деревянные кресты с тайниками, в которых прятал адресованные «в мир» «грамотки».
Крамольные писания отправлялись
на Мезень, где жила семья Аввакума, а оттуда шли дальше. Даже с Соловецким
монастырем, который отказался принять Никоновы «новины» и с 1668 г. был осажден
царскими войсками, Аввакум ухитрялся поддерживать связь. В 1669-1670 гг. он
писал на Мезень, где вместе с семьей Аввакума жил его преданный ученик юродивый
Федор: «В Соловки-те Феодор хотя бы подъехал, письма-те спрятав, в монастырь
вошел как мочно тайно бы, письма-те дал».
Стремясь пресечь агитационную
работу «великой четверицы», власти прибегли к карательным мерам. На Мезень
и в Пустозерск был послан стрелецкий полуголова Иван Елагин. На Мезени он
повесил юродивого Федора, а в Пустозерске в апреле 1670 г. учинил «казнь»
над Епифанием, Лазарем и дьяконом Федором: им отрезали языки и отсекли правые
ладони. Аввакума пощадили. «И я сопротив тово плюнул и умереть хотел, не едши,
— пишет Аввакум, — и не ел дней с восьмь и больши, да братья паки есть велели».
С этого времени условия
заключения резко ухудшились. Тюремщики, писал Аввакум, «обрубиша около темниц
наших срубы и осыпаша (осыпали) в темницах землею... и оставиша (оставили)
нам по единому окошку, куды нужная пища принимати и дровишек приняти». Аввакум
с горькой усмешкой так изображал свой «большой покой»: «Покой большой и у
меня, и у старца (Епифания)... где пьем и едим, тут... и лайно испражняем,
да складше на лопату, — и в окошко!.. Мне видится, и у царя-тово, Алексея
Михайловича, нет такого покоя».
Но невыносимые условия
«земляной тюрьмы» не отбили у пустозерских страдальцев тяги к литературному
труду, тем более что читательский спрос на их произведения был огромным. Для
старообрядцев слово Аввакума и его сподвижников имело высокий нравственный
авторитет. Их окружал ореол мучеников за веру. Их сочинения переписывались
и тайно распространялись. И «великая четверица» работала очень напряженно,
создавая новые и новые сочинения.
Аввакум в Пустозерске
написал множество челобитных, писем, посланий, а также такие обширные произведения,
как «Книга бесед» (1669-1675), в которую входит 10 рассуждений на различные
вероучительные темы; как «Книга толкований» (1673-1676) — она включает толкования
Аввакума на псалмы и другие библейские тексты; как «Книга обличений, или Евангелие
вечное» (1679), содержащая богословскую полемику Аввакума с его «соузником»
дьяконом Федором. В Пустозерске Аввакум создал и свою монументальную автобиографию,
свое замечательное «Житие» (1672), которое перерабатывал несколько раз [4].
Как по происхождению,
так и по идеологии Аввакум принадлежал к «простецам», к социальным низам.
Демократизм одушевлял и его проповедь, и его литературное творчество. Долгий
и горький жизненный опыт убедил Аввакума в том, что простому народу живется
на Руси тяжело. «И без битья человек насилу дышит, — писал он в «Житии», вспоминая
свое подневольное путешествие в Даурию. — А чуть что — палкой по лбу: не ходи,
мужик, умри на работе!» Идея равенства — одна из любимых идей Аввакума: «Небо
одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде». В русских людях он видел братьев
и сестер «по духу», не признавая сословных различии. «Али ты нас тем лутчи,
что боярыня? — вопрошал он Ф. П. Морозову. — Да единако нам бог распростре
небо, еще же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся
прозябающая по повелению владычню служит тебе не болши и мне не менши».
Аввакум, естественно,
в данном случае ссылается на букву и дух Евангелия. Но в применении к русской
действительности XVII в. мысль о равенстве приобретает «мирской» и бунтарский оттенок.
Для Аввакума «христианство» — это простой народ, а церковных пастырей и светских
владык он очерчивает кругом «никонианства», утверждая, что они превратились
в волков, пожирающих «горемык миленьких». «Не токмо за изменение святых книг,
— пишет Аввакум, — но и за мирскую правду... подобает душа своя положить».
Демократизм пронизывает
идеологию Аввакума. Но демократизм пронизывает и его эстетику — он определяет
и языковые нормы, и изобразительные средства, и писательскую позицию в целом.
Сочиняя, Аввакум постоянно видит перед собой читателя. Это — тот же крестьянин
или посадский мужик, с которым Аввакуму приходилось иметь дело с молодых лет,
это его духовный сын, нерадивый и усердный, грешный и праведный, слабый и
стойкий в одно и то же время. Это — «природный русак», как и сам протопоп.
Такому читателю нелегко понимать церковнославянскую премудрость, с ним надо
говорить просто, и Аввакум делает просторечие своим стилистическим принципом:
«Чтущий и слышащий, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской
природной язык... Я не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго».
И надо сказать, что
во всех своих произведениях, и прежде всего в «Житии», Аввакум обнаруживает
поразительный талант стилиста. Он владеет «русским природным языком» с какой-то
особенной свободой и гибкостью. Одна из причин этого в том, что Аввакум ощущает
себя не пишущим, а говорящим («Да что много говорить?», «Да полно тово говорить!»,
«А еще сказать ли, старец, повесть тебе?»). Он беседует со слушателем, продолжая
в далекой земляной тюрьме свое проповедническое служение. Он называет свою
манеру изложения «вяканьем» и «ворчаньем».
Беседа Аввакума глубоко
эмоциональна. Он то ласкает своего читателя-слушателя, называя его «батюшко»,
«голубчик», «бедненькой», «миленькой», «Алексеюшко», «Симеонушко»; то бранит
его, как бранит он дьякона Федора, своего противника по богословским вопросам:
«Федор, веть ты дурак!» Скорбная патетика звучит в его обращении к боярыне
Ф. П. Морозовой, которая умирала с голоду в Боровской тюрьме: «Свет моя, еще
ли ты дышишь? Друг мой сердечной, еще ли дышишь, или сожгли, или удавили тебя?
Не вем (не знаю) и не слышу; не ведаю — жива, не ведаю — скончали! Чадо церковное,
чадо мое драгое, Феодосья Прокопьевна! Провещай мне, старцу грешну, един глагол:
жива ли ты?» Но ему не чужд и юмор — он смеялся и над своими врагами, называя
их «горюнами», «бедными», «дурачками», он смеялся и над самим собой, причем
смеялся, рассказывая о самых трагических эпизодах своей жизни.
Вспоминая в «Житии»
о том, как он был лишен сана, «расстрижен» в переносном и в прямом смысле,
Аввакум пишет об этом с юмором: «Оборвали, что собаки, один хохол оставили,
что у поляка, на лбу!» Вот Аввакум рассказывает о своих даурских страданиях:
«Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко
дал (воевода Афанасий Пашков) две клячки, а сам и протопопица брели пеши,
убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошедей
не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица
бедная бредет-бредет, да и повалится, — кольско гораздо! В ыную пору, бредучи,
повалилась, а иной томной же человек на нея набрел, тут же и повалился; оба
кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «Матушка-государыня, прости!» А протопопица
кричит: «Что ты, батько, меня задавил?» Я пришол, — на меня, бедная, пеняет,
говоря: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя
до смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петрович, ино еще побредем».
Этот эпизод дает наглядное представление о характере юмора Аввакума. С одной
стороны, это «ободрение смехом» в самую тяжелую минуту, это смех исцеляющий,
помогающий достойно выдержать любое испытание. С другой стороны, это кроткий
смех, который предохраняет от самовозвеличения и самолюбования [5].
Такое предохранение,
с точки зрения и Аввакума, и его читателя, необходимо, потому что главный
герой Аввакума — он сам. Впервые в древнерусской литературе автор так много
пишет о своих переживаниях, о том, как он «тужит», «рыдает», «вздыхает», «горюет».
Впервые русский писатель дерзает сравнивать себя с первыми христианскими писателями
— апостолами. «Иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить,
да прочтох Деяния апостольская и Послания Павлова, — апостоли о себе возвещали
же». Ссылаясь на авторитет апостолов, Аввакум вольно или невольно и себя объявляет
апостолом. Он назвал свое «Житие» «книгой живота вечного» (книгой вечной жизни),
и это не случайная обмолвка. Как апостол, Аввакум может писать о себе. Он
свободен в выборе тем и персонажей, свободен в «просторечии», в обсуждении
своих и чужих поступков. Аввакум — новатор, нарушающий традицию тем, что возвращается
к апостольским истокам этой традиции.
Создавая «Житие», Аввакум
в известной мере пользовался агиографическим каноном. В экспозиции, как и
предписывал канон, рассказывалось о родителях и детстве агиографического героя.
Там же говорится о первом знамении, которое получил герой, — о «видении корабля»:
«А се потом вижу... корабль, не златом украшен, но разными пестротами, — красно,
и бело, и сине, и черно, и пепелесо (серо) — его же ум человечь не вмести
красоты его и доброты. Юноша светел, на корме сидя, правит... И я вскричал:
«Чей корабль?» И сидяй на нем отвещал: «Твой корабль! Да плавай на нем с женою
и детьми, коли докучаешь!» И я вострепетах и седше рассуждаю: что се видимое?
И что будет плавание?» Море — жизнь, корабль — судьба человека, все это средневековые
образы, и они становятся сквозными образами «Жития». За всяким событием Аввакум
видит символический, таинственный смысл, и это тоже сближает его с древнерусской
агиографией. «Житие» оканчивается изображением «казней» 1670 г. в Пустозерске.
Но дальше, вне связи с основной фабулой, следует несколько эпизодов из жизни
Аввакума. И по композиции, и по тематике они напоминают «чудеса», которые
всегда присоединяются к древнерусскому житию.
И все же Аввакум решительно
реформирует агиографическую схему. Он — впервые в русской литературе — объединяет
автора и героя агиографического повествования в одном лице. С традиционной
точки зрения это недопустимо, ибо прославление себя есть греховная гордыня.
Символический слой «Жития» также индивидуален: Аввакум придает символическое
значение таким «бренным», ничтожным бытовым деталям, какие средневековая агиография
вообще, как правило, не отмечала. Рассказывая о своем первом «темничном сидении»
в 1653 г., Аввакум пишет: «Бысть же я в третий день приалчен, — сиречь есть
захотел, и после вечерни ста (стал) предо мною, не вем (не знаю) — ангел,
не вем — человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил
и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и лошку в руки дал
и хлебца немношко и штец дал похлебать, — зело прикусны, хороши! — и рекл
мне: «Полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись,
а ево не стало! Дивно только — человек, а что ж ангел? Ино нечему дивитца
— везде ему не загорожено». «Чудо со щами» — бытовое чудо, как и рассказ о
черненькой курочке, которая в Сибири кормила детей Аввакума: «По два яичка
на день приносила робяти на пищу, божиим повелением нужде нашей помогая; бог
так строил».
Символическое толкование
бытовых реалий крайне важно в системе идеологических и художественных принципов
«Жития». Аввакум яростно боролся с реформой Никона не только потому, что Пикон
посягнул на освященный веками православный обряд. В реформе Аввакум видел
и посягательство на весь русский уклад, на весь национальный быт. Для Аввакума
православие накрепко связано с этим укладом. Коль скоро рушится православие,
значит, гибнет и Древняя Русь. Поэтому он так любовно, так ярко описывает
русский быт, в особенности семейный.
«Житие» Аввакума — не
только проповедь, но также исповедь [6]. Искренность — одна из самых поразительных
черт этого произведения. Это не только писательская позиция, это позиция страдальца,
«живого мертвеца», который покончил счеты с жизнью и для которого смерть —
желанное избавление. «В темнице мне, яко во гробу, сидящу, что надобна? Разве
смерть? Ей, тако». Аввакуму ненавистны ложь и притворство. В его «Житии» нет
ни одной фальшивой ноты, как нет ее во всем творчестве Аввакума. Он пишет
только правду — ту правду, которую подсказывает ему «рассвирепевшая совесть».
Аввакум не соразмерял
свою искренность в зависимости от читателя, в зависимости от адресата. В этом
смысле для него были равны и жена, и боярыня Морозова, и сам царь. «А царя
Алексея велю Христу на суде поставить, — писал Аввакум. — Тово мне надобне
шелепами (плетьми) медяными попарить» [7]. Когда умер царь Алексей и трон перешел
к его сыну Федору, Аввакум отправил новому государю челобитную, в которой
просил: «Помилуй мя, страннаго, устраншагося грехми бога и человек, помилуй
мя, Алексеевич, дитятко красное, церковное!» Но и в этой челобитной Аввакум
не преминул побранить покойного Алексея Михайловича — побранить в письме сыну,
только что потерявшему отца! «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках
он сидит, слышал я от Спаса».
Для суждения об Аввакуме
как борце, бунтаре можно напомнить о связи его с выступлением московских старообрядцев
во время крещенского водосвятия 1681 г. В этот праздник, когда в Кремле собралось
множество народу, старообрядцы с колокольни Ивана Великого «безстыдно и воровски
метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестные» [8],
а также учинили погром в Успенском соборе, вымазав дегтем церковные ризы и
царские гробницы. Среди «воровских свитков» были изделия пустозерских узников.
Аввакум, который был не только писателем, но и рисовальщиком, изображал на
бересте «царския персоны и высокая духовная предводители» с «хульными надписании»
и «весьма запретительными» словами. Эти карикатуры и разбрасывали старообрядцы
во время царского шествия на Иордань.
Изверившись не только
в царе Алексее, но и в его наследнике, поняв, что московские государи навсегда
отреклись от «древлего благочестия», Аввакум перешел к прямой антиправительственной
пропаганде. За это его и сожгли — не только за раскол, но и за «великие на
царский дом хулы».
[1] См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков.
Эпохи и стили. Л., 1973, с. 138-164; Робинсон А. Н. Борьба идей в русской
литературе XVII века. М., 1974.
[2] Наследие протопопа Аввакума постоянно пополняется за счет
новых находок. В последнее время открыто несколько его произведений, в
том числе новый автограф «Жития» (см.: Пустозерский сборник. Автографы
сочинений Аввакума и Епифания. Издание подготовили Н. С. Демкова, Н. Ф.
Дробленкова, Л. И. Сазонова. Л., 1975; Малышев В. И. Об изучении наследия
протопопа Аввакума. — «Русская литература», 1968, № 4, с. 89-92; Демкова
Н. С. Неизвестные и неизданные тексты из сочинений протопопа Аввакума.
— «ТОДРЛ». М.-Л., 1965, т. XXI. с. 211-239). Самая полная подборка сочинений
Аввакума выполнена Я Л. Барсковым в кн.: Памятники истории старообрядчества
XVII в. Л., 1927, кн. I, вып. I (Русская историческая библиотека, т. 39).
См. также другие авторитетные публикации: Житие протопопа Аввакума, им.
самим написанное, и другие его сочинения. Ред., вступит, статья и комментарии
Н. К. Гудзия. М., 1934; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное,
и другие его сочинения. Под общ. ред. Н. К. Гудзия. М., 1960; Робинсон
А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследование и тексты. М., 1963.
Далее сочинения Аввакума цитируются по изданию 1960 г.
[3] См.: Материалы по истории раскола за первое время его существования.
Под ред. Н. И. Субботина, т. 1. М., 1875, с. 28-31.
[4] О том, как создавал свое «Житие» Аввакум, см. в кн.: Демкова
Н. С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). Л., 1974.
[5] См.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней
Руси. Л., 1976, с. 75-90.
[6] См.: Робинсон А. Н. Исповедь-проповедь (о художественности
«Жития» Аввакума). — В кн.: Историко-филологические исследования. Сб. статей
к 75-летию акад. Н. И. Конрада. М., 1967, с. 358-370.
[7] Цитируется по изданию в ст.: Малышев В. И. Два неизвестных
письма протопопа Аввакума. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1958, т. XIV, с. 420.
[8] Цитируется по ст.: Малышев В. И. Новые материалы о протопопе
Аввакуме. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1965, т. XXI, с. 343.
|