Глава 7. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
5. Местные литературные очаги (Сибирь, Дон)
В первой половине XVII в. изменяется и «география» русской литературы.
В литературное движение включаются окраины государства, прежде всего
Сибирь и Дон.
Начало сибирской литературы связано с организацией в 1621 г. тобольской
архиепископии. Первый сибирский архиепископ Киприан Старорусенков был
до переезда в Тобольск архимандритом новгородского Хутынского монастыря.
Вообще почти все сибирские архиепископы XVII в. прибывали из новгородской
епархии. Следует также отметить, что в ту пору Сибирь в основном заселялась
выходцами из северных и поморских уездов европейской России. В связи
с этим ранняя сибирская письменность ориентировалась прежде всего на
новгородскую и северно-русскую литературные традиции [1].
Киприан хорошо понимал, что роль духовенства в Сибири более значительна,
нежели в центральных уездах. Дворянство, представленное только воеводами
и ссыльными, не могло стать господствующей или хотя бы крупной силой
в экономике и культуре Сибири. В конфликтах между администрацией и церковью
в Сибири в конечном счете всегда брала верх церковь. Ощущая себя полновластным
и бесконтрольным хозяином огромного и далекого от Москвы края, тобольская
архиепископия проявляла явную тенденцию к сепаратизму, в том числе и
к сепаратизму культурному. На этой почве и выросла сибирская литература
[2].
О литературных начинаниях первого тобольского архиерея рассказано
в Есиповской летописи, созданной спустя пятнадцать лет: «Во второе лето
престолъства своего воспомяну (Киприан. — А. П.) атамана Ермака
и з дружиною и повеле разспросити ермаковъских казаков, како они приидоша
в Сибирь, и где с погаными были бои, и ково где убили погании на драке.
Казаки ж принесоша к нему написание... Он же... повеле убитых имена
написати в церкви Софеи Премудрости Божия в соборной синодик и в православную
неделю кликати повеле с прочими пострадавшими за православие вечную
память» [3]. Казачье «написание» до нас
не дошло, но составленный на его основе Синодик сохранился в некоторых
летописях, а с недавнего времени известен и в оригинале
[4] — в той самой рукописи, по которой в тобольском Софийском соборе
«кликали» вечную память ермаковым казакам в первую неделю великого поста.
Синодик казакам Ермака. Этот Синодик содержал
не только «убитых имена», т. е. не был простым помянником. Киприан присоединил
Синодик к «Чину православия» — памятнику, по которому в великом посту
прославлялись почитаемые церковью люди и предавались анафеме еретики
и злодеи. Переведенный с греческого еще в XIV в., «Чин православия»
в России постоянно дополнялся, откликаясь на узловые события русской
церковной и политической истории. В «Чине православия» считались допустимыми
и повествовательные, сюжетные куски. Таких исторических вставок немало
в той версии памятника, которая хранилась в тобольском Софийском соборе.
Сюжетные пассажи есть и в Синодике казакам Ермака. Это, собственно говоря,
краткое описание сибирского похода, с перечнем главнейших сражений и
рассказом о гибели Ермака. Здесь отчетливо сформулирована идея, которая
впоследствии широко пропагандировалась официальной сибирской письменностью:
казаки пришли в Сибирь со «щитом истинныя веры», они проливали кровь
за торжество православия, за христианизацию языческой страны.
Есиповская летопись. Эта идея лежит в основе
Есиповской летописи, названной так по имени автора, Саввы Есипова, который
окончил работу над нею в 1636 г. Савва Есипов возглавлял тобольскую
архиерейскую (архиепископскую) канцелярию (он занимал должность «архиепископского
дьяка»). Естественно, что Есипов, трудившийся, видимо, по прямому понуждению
церковных владык, имел под руками и Синодик, и другие документы библиотеки
и архива Софийского дома, нам теперь неизвестные.
Его летопись задумана и выполнена как история Сибири. Начав с рассказа
о ее природе, о народах, ее населяющих, о местных царьках и князьях,
Есипов затем сосредоточивается на двух персонажах — на Кучуме и Ермаке.
Кучума он изображает в традиционном для средневековой письменности обличье
гордого царя-язычника, который переполнил чашу божьего терпения. Ермак
— это орудие господне, «меч обоюдуостр». Бог избрал простого казака
(«не от славных муж», замечает летописец), чтобы посрамить Кучума. Ермак
как личность, как характер Есипова не интересует; Ермак — орудие бога,
и только. «Открытие характера» сибирским летописцем еще не освоено.
Завершается летопись рассказом об основании тобольской епархии. Это
событие наглядно знаменует победу православия в Сибири.
Как стилист Савва Есипов ориентировался на Хронограф. Это особенно
заметно в сценах сражений. Но в композиции и в изображении героев он
следовал «монументальному историзму» раннего летописания. Начав, подобно
составителю «Повести временных лет», с общего введения, Есипов затем,
когда позволил материал, ввел в повествование хронологический принцип
и дальше строго выдерживал годовую сетку. Создавая концепцию сибирской
истории, Есипов не прибегал к вымыслу, не придумывал небылиц — он просто
опускал те сведения, которые его не устраивали. Есипов доказывал свои
идеи с помощью комбинации фактов, а не с помощью исторического вымысла.
Так в основном поступали русские летописцы и раньше.
«Историческая» повесть о взятии Азова. Годом
позже Есиповской летописи, в 1637 г., на другой окраине России, в области
Войска Донского, было написано произведение, также посвященное казачеству.
Это — первое произведение из азовского цикла повестей. Цикл состоит
из «исторической», «поэтической» и «сказочной» повестей. Событийная
канва «исторической» повести обозначена в ее заглавии: «Преднаписание
о граде Азове и о прихождении атаманов и казаков великого Донского Войска
и о взятии его» [5].
Для донского казачества, этого непокорного и своевольного вассала
московского царя, всегдашним камнем преткновения был Азов — мощная турецкая
крепость «на усть столповыя реки Дону Ивановича волново казачества».
Весной 1637 г., воспользовавшись благоприятной расстановкой сил (султан
был занят войной с Персией), казаки осадили Азов и после двухмесячных
приступов овладели крепостью.
Отразившая этот эпизод «историческая» повесть была написана человеком,
работавшим в казачьей канцелярии. Это оставило след и в композиции,
повторяющей композицию официальной войсковой отписки о взятии Азова,
и в стиле памятника. Здесь подробно, в документальной манере, с множеством
перечней описываются сборы в поход, подкопы под крепостные стены, штурм
турецкой твердыни и судьба пленных. Однако автор повести не ограничивал
себя лишь документальными задачами. Он прямо заявил об этом в последних
фразах: «И сия написахом впредь на память роду християнскому... на укоризну
и на позор нечестивым родом поганскаго языка в нынешней и в предидущей
род». Идеи «исторической» повести созвучны провиденциальным идеям Есиповской
летописи: донские казаки идут «а Азов, чтобы там «православную християнскую
веру вкоренити по-прежнему».
Но, как и всякий писатель, автор «исторической» повести обращался
не только к потомкам, к «памяти рода християнского», но и к современникам.
И он постарался, чтобы их реакция была благоприятной для казачества.
Всякий раз, когда в тексте идет речь о царе Михаиле Федоровиче, о нем
говорится с подчеркнутым почтением. Даже в рассказе о подкопе под стены
Азовской крепости автор не забывает напомнить, что порох казаки получили
из Москвы: «И копаша другий подкоп четыре недели, и государьское жалованье,
пороховую казну, под стену положиша». Эта оговорка не нужна, если повесть
рассчитана на читателя-казака; она понятна и уместна, если автор адресовался
к читателю-москвичу. Ведь казаки взяли Азов без позволения царя, даже
не уведомив Москву. Поэтому автор и хочет обелить своевольных донцов.
Казаки понимали, что без помощи Москвы Азова им не удержать. Поэтому
все четыре года азовской эпопеи, за которой с живейшим интересом наблюдал
и мусульманский, и христианский мир, Донское Войско добивалось принятия
Азова «под государеву руку». Боясь большой войны с Оттоманской портой
(мир с турками был устойчивым принципом внешней политики первых царей
Романовых), московское правительство не решалось двинуть войска в помощь
казакам и официально отмежевалось от них через посла в Царьграде. В
то же время оно посылало казакам оружие и припасы, не мешало «охочим
людям» пополнять азовский гарнизон.
В августе 1638 г. Азов осадили конные орды крымских и ногайских татар,
но казаки заставили их уйти восвояси. Три года спустя крепости пришлось
отбиваться уже от султанского войска — огромной, снабженной мощной артиллерией
армии. Большая флотилия кораблей блокировала город с моря. Мины, заложенные
под стены, и осадные пушки разрушили крепость. Все, что могло гореть,
сгорело. Но горстка казаков (в начале осады их было пять с небольшим
тысяч) выдержала четырехмесячную осаду, отбила двадцать четыре приступа.
В сентябре 1641 г. потрепанному султанскому войску пришлось отступить.
Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула
под страхом наказания было запрещено даже произносить слово Азов.
Было очевидно, что султан не уступит Азова, что новый поход всего
лишь дело времени. В этих условиях и в Москве поняли, что двусмысленной
политике пришел конец. В 1642 г. был созван земской собор, которому
предстояло решить — защищать крепость или вернуть ее туркам. С Дона
на собор приехала казачья станица — выборные представители Донского
Войска. Ее есаулом (помощником атамана, возглавлявшего станицу) был
войсковой дьяк Федор Иванович Порошин, беглый холоп князя Н. И. Одоевского.
Порошин, по всей видимости, и написал «поэтическую» повесть об азовском
осадном сидении — самый выдающийся памятник азовского цикла.
«Поэтическая» повесть об Азовском осадном сидении.
«Поэтическая» повесть была рассчитана на то, чтобы склонить на сторону
казаков московское общественное мнение, повлиять на земский собор. Устами
турок в ней высказывались неприятные для московских властей истины:
«И то вам, ворам, даем ведати, что от царства вашего, Московскаго никакой
вам помощи и выручки не будет, ни от царя, ни от человек русских». Казаки
в повести соглашались с этим предостережением: «И мы про то сами без
вас, собак, ведаем, какие мы в Московском государьстве на Руси люди
дорогие, ни х чему мы там не надобны... А нас на Руси не почитают и
за пса смердящего. Отбегаем мы... из работы вечныя, ис холопства неволнаго...
Кому об нас там потужить? Ради там все концу нашему. А запасы к нам
хлебные и выручки с Руси николи не бывали».
Здесь краски излишне и намеренно сгущены: Москва щедрой рукой посылала
на Дон хлебное и пороховое жалованье. По-видимому, автор повести уже
не верил в поддержку царя и боярской верхушки. Горькие упреки казаков-защитников
крепости — это апелляция к земскому собору, последней надежде азовских
героев.
«Поэтическую» повесть сочинял весьма начитанный человек. Он опирался
на широкий круг книжных источников, и особенно на «Сказание о Мамаевом
побоище», откуда заимствовал приемы описания вражьей силы. Однако не
парафразы и не скрытые цитаты определяют художественную специфику памятника.
В поэтике повести два организующих фактора: художественное переосмысление
канцелярских жанров и использование фольклора. . Автор широко пользовался
устным творчеством казаков. Надо сказать, что из книжных источников
он также брал прежде всего фольклорные мотивы.
Повесть начинается как типичная выписка из документа: казаки «своему
осадному сиденью привезли роспись, и тое роспись подали на Москве в
Посолском приказе... думному дьяку... а в росписи их пишет». Далее следует
пространный перечень войск, посланных к Азову «турским царем Ибрагим-салтаном»,
перечень пехотных полков, конницы и пушкарей, крымских и ногайских мурз,
горских и черкесских князей, европейских наемников и даже «поморских
и кафинских черных мужиков, которые у них на сей стороне моря собраны...
с лопаты из заступы на загребение наше, чтобы нас, казаков, многолюдством
своим в Азове городе живых загрести и засыпати бы им горою великою».
Последняя фраза — это авторская ремарка, нарушающая сухой и деловой
канцелярский стиль. Такое нарушение вовсе не случайность. Это художественный
прием. Дело в том, что перечень войск, на первый взгляд документально
бесстрастный, в то же время эмоционально окрашен. Методически перечисляя
новые и новые отряды турок, автор нагнетает впечатление страха и безнадежности.
Он и сам как бы во власти этих чувств. Он ужасается тому, что написал,
и перо выпадает из его руки: «Тех-то людей собрано на нас, черных мужиков,
многие тысечи без числа, и писма им нет — тако их множество».
Так говорит человек, прекрасно знающий о благополучном исходе осады.
Значит, это не канцелярист и не летописец. Это — художник. Он осознает,
что контраст создает эмоциональное напряжение. Чем безнадежнее выглядит
начало, тем эффектнее и весомее счастливый конец. Эта контрастная картина
— главная, но дальняя цель автора. Пока же он подготовляет почву к переходу
от канцелярского стиля к полуфольклорному стилю воинской повести, к
гиперболически-этикетному изображению несметных вражеских полчищ. Именно
здесь он обращается к «Сказанию о Мамаевом побоище».
Турецкие орды «поля чистые изнасеяли». Там, где расстилалась привольная
степь, выросли леса «людми их многими». От многолюдства пеших и конных
полков «земля... под Азовым потреслася и погнулася, и из реки... из
Дону вода на береги выступила от таких великих тягостей». Пушечная и
мушкетная стрельба уподоблена грозе — «бутто гром велик и молния страшная
ото облака бывает с небеси». От порохового дыма померкло солнце, «как
есть наступила тма темная». «И страшна добре нам стало от них в те поры,
— восклицает автор, — трепетно и дивно их несказанной и страшной и дивной
приход бусурманской нам было видети!»
Переходы от канцелярского стиля к фольклорному и в дальнейшем остаются
самой характерной приметой авторской манеры. Вот «прощание» казаков,
изнемогших в кровопролитных сражениях: «Простите нас, леса темныя и
дубравы зеленыя! Простите нас, поля чистые и тихия заводи! Простите
нас, море синее и реки быстрые!.. Прости нас, государь наш тихий Дон
Иванович, уже нам по тебе, атаману нашему, з грозным войском не ездить,
дикова зверя в чистом поле не стреливать, в тихом Дону Ивановиче рыбы
не лавливать». Это почти точная передача стилистики донских песен, насколько
мы их знаем по более поздним записям.
Автор не только чередует канцелярский и фольклорный стили — он соединяет
их, насыщая фольклоризмами деловой жанр и таким образом художественно
его переосмысляя. Наиболее выразительный пример такого переосмысления
— вымышленные речи, которыми обмениваются турки и казаки. В «гладкой
речи» турецкого военачальника изложены вполне реальные претензии султана.
Оратор и угрожает и льстит казакам, но в угрозы и лесть вплетены фольклорные
образы. «Видите вы и сами, глупые воры, — говорит он, — силу... великую
неизчетну... Не перелетит через силу нашу турецкую... птица паряща,
устрашится людей от много множества сил наших, вся валитса с высоты
на землю». Если вы оставите крепость, продолжает он, то мы станем вас
во веки веков называть «богатырями святорусскими».
Казаки, со своей стороны, не остаются в долгу. Они бранят султана
за непомерную гордыню — и бранят без всякого стеснения. Султан — и «худой
свиной пастух наймит», и «смрадной пес», и «скаредная собака». Эта брань
сродни той «литературной брани», которая встречается во многих памятниках
XV11 в., также художественно переосмысляющих деловые жанры, — в легендарной
переписке с турецким султаном Ивана Грозного, затем запорожских и чигиринских
казаков.
От песенного лиризма до «литературной брани» — таков стилистический
диапазон повести. Вся она построена на контрастах, потому что ее исторической
основой также был контраст — контраст между горсткой защитников Азова
и огромным скопищем осаждающих. Повесть оканчивается тем, что, отбив
последний приступ, казаки бросились на турецкий лагерь. Турки дрогнули
и обратились в бегство. Если прежде казаки «срамили» султана словесно,
то теперь они посрамили турок делом: «От нашия руки малы и от казачества
Донского вольного срамота стала вечная от всех земель, от царей и от
королей».
Земский собор не обошелся без жарких споров, но возобладало мнение
царя: Азов нужно вернуть туркам. Уцелевшие защитники крепости покинули
ее. Чтобы сгладить тяжелое впечатление, которое произвел на Войско Донское
этот «приговор», царь щедро наградил всех казаков из «станицы», присутствовавших
на соборе. Исключение было сделано только в одном случае: есаул Федор
Порошин, беглый холоп и писатель, был сослан в Сибирь.
«Поэтическая» повесть об Азове была по достоинству оценена современниками.
Она распространялась во множестве списков и неоднократно перерабатывалась.
На ее основе и на основе «исторической» повести об азовском взятии во
второй половине XVII в. была создана «сказочная» повесть об Азове.
«Сказочная» повесть об Азове. Взятию турецкой
крепости в ней предшествует романический эпизод о похищении казаками
дочери азовского паши, которая с богатым приданым и большой свитой была
отправлена к жениху, крымскому хану. Это чистый вымысел. Художественный
вымысел становится здесь главной пружиной сюжетного движения. Казаки
в «сказочной» повести берут Азов не воинской удалью, а хитростью. Переодевшись
купцами, они приводят к Азову большой обоз с товарами. Но товарами наполнены
лишь несколько телег; на остальных спрятаны вооруженные воины, которые
и захватывают Азов, когда стража открывает мнимым купцам городские ворота.
Сюжет здесь осложнен многими новыми эпизодами. «Сказочная» повесть примыкает
к распространенному во второй половине XVII в. жанру «исторического
баснословия», к жанру исторической беллетристики.
[1] См.: Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой
половины XVII
в. Новосибирск, 1973, с. 17-20.
[2] О сибирской литературе, кроме указанной выше книги Е. К. Ромодановской,
см.: Бахрушин С. В. Научные труды, т. III,
ч. I; Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII
вв. М., 1955; Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. Изд. 2-е.М.-Л.,
I960, вып. I;
Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л.,
1947, с. 411-417; Дергачева-Скоп E. И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965; Дворецкая Н. А.
Археографический обзор списков повестей о походе Ермака. — «ТОДРЛ». М.-Л.,
1957. т. XIII. с. 467-482; Сергеев В. И. У истоков сибирского летописания.
— «Вопросы истории», 1970, № 12, с. 45-60.
[3] Сибирские летописи. Спб., 1907, с. 163-164.
[4] Ромодановская Е. К. Синодик ермаковым казакам. — «Изв. Сибир.
отд. АН СССР. Сер. общественных наук», 1970, № 9, вып. 3. Под названием «Синодик»
в древнерусской [литературе известны три памятника. Во-первых, это помянник
— книга, в которой записывались имена умерших для поминания в церкви. Во-вторых,
«Синодиком» называется «Чин православия» (см. в тексте). В-третьих, в XVII в. появился особый сборник, также получивший название «Синодик»;
в этом сборнике, кроме общих поминаний ревнителей православия, находились
также богословские статьи и сюжетные рассказы «Синодик ермаковым казакам»
— это прежде всего помянник. Но поскольку он предназначался для присоединения
к другому «Синодику» — «Чину православия», то в нем были и сюжетные элементы.
[5] Основные работы об азовском цикле принадлежат А. С. Орлову
и А. Н. Робинсону. См.: Орлов А. С. Исторические и поэтические повести об
Азове (взятие 1637 г. и осадное сидение 1641 г.). Тексты. М., 1906; Он же.
Сказочные повести об Азове. «История» 1735 года. «Русский филологический вестник»,
1905, кн. 4; 1906, кн. 1-4; Робинсон А. Н. Из наблюдений над стилем поэтической
повести об Азове. — «Учен. зап. Моск. ун-та», 1946, вып. 118, кн. 2, с. 43-71;
Он же. Повести об азовском взятии и осадном сидении. Исследование и тексты.
— В кн.: Воинские повести Древней Руси. Ред. В. П. Адрианова-Перетц. М.-Л.,
1949, с. 47-112, 166-243. Повести азовского цикла цитируются по этому изданию.
|