Глава 7. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
1. Публицистика смутного времени
Произведения, в которых запечатлено Смутное время, можно разделить
на две большие группы [1].
К первой принадлежат произведения, возникшие до 1613 г., до избрания
на престол Михаила Романова. Это — непосредственные отклики на события,
мгновенный отпечаток социальных и политических страстей и пристрастий.
Это — публицистика, в которой все подчинено конкретной агитационной
задаче. Тексты второй группы написаны также участниками и современниками
Смуты, но после ее окончания, в более или менее спокойные времена. Эти
авторы уже размышляют, пытаются философски, исторически и художественно
осмыслить «лихие лета», пережитые Россией.
Для агитации предпочтительнее малые жанры. Публицисты Смутного времени
не являются исключением из этого правила: в их жанровом репертуаре одно
из первых мест занимают «видения» [2].
О канонической сюжетной схеме «видений» можно судить по «Повести о видении
некоему мужу духовну», составленной осенью 1606 г., когда войска Болотникова
приступили к Москве.
«Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа
Терентия. В ней рассказывается, будто бы некий житель стольного
града «в тонком сне» увидел, как в Успенском соборе богородица, Иоанн
Предтеча и святые угодники молили Христа пощадить народ православный,
закосневший в грехе и потому страдающий от ужасов Смуты. Наконец слезы
матери смягчили Христа, и он сказал «тихим гласом»: «Тебе ради, мати
моя, пощажу их, аще покаются. Аще ли же не покаются, то не имам милости
сотворити над ними». После этого некий святой повелел «мужу духовну»:
«Иди и поведай, угодниче Христов, яже видел еси и слышал!» «Муж духовен»
рассказал о своем видении протопопу кремлевского Благовещенского собора
Терентию, который и написал повесть о видении, «да отдал патриарху,
да и царю сказывал».
Тот же сюжетный стереотип положен в основу видений в Нижнем Новгороде
и Владимире, а также в Великом Устюге [3] и в других городах. В памятниках этого
жанра довольно свободно варьируются местные реалии и состав персонажей:
в видении может являться Христос, или богородица, или «пречудная жена»
в светлых ризах с иконой в руках (владимирское видение). Устюжанину
Григорию Клементьеву слышались голоса местных патронов Прокопия и Иоанна
(повесть об этом видении была присоединена к житию Прокопия Устюжского
в качестве чуда двадцать восьмого). Варьируется и условие спасения,
которое может иметь и общий характер («чтоб постилися и молилися со
слезами»), и более конкретный. В нижегородском видении господь, кроме
трехдневного поста, повелел построить церковь, добавив: «да на престоле
поставят свещу невозженную и бумагу неписану». Если все эти условия
будут выполнены неукоснительно, то «свеща возжена будет от огня небесного,
и колокола сами воззвонят, а на бумаге будет написано имя, кому владети
Российским государством».
При всех отдельных отличиях в видениях много сходного, причем не только
в сюжетосложений. В жанре видений часто используются бытовые детали,
создающие иллюзию достоверности. Вот начальные строки одного из московских
видений: «115-го (1607) году, февраля в 27 день, в ночи с пятницы на
субботу, наряжен ночевати... у церкви у собора архангела Михаила в паперти
голова Истома Артемьев сын Мылник, а в его место ночевал сын его Козма,
а с ним 6 человек сторожей из овошново ряду: Обрамко Иванов, да Васка
Матфеев, Андрюшка Никитин, Первушка Дмитреев, да Первушка Матфеев, Гришка
Иванов». Здесь особенно замечательно указание на замену «головы» сторожей
(«а в его место ночевал сын его Козма»). Эта оговорка, по-житейски наивная
и потому особенно убедительная, повышает впечатление достоверности и
самого видения. Нет никакого сомнения, что все перечисленные сторожа
— действительно реальные люди «из овошново ряду».
В «Повести о видении некоему мужу духовну» говорится, что герою слышался
не вообще колокольный звон, а удары в определенный колокол — «в той
болшой колокол... его же при царе Борисе слили». Когда «муж духовен»
шел в Кремль, он приметил, что улицы сухи и гладки, а на дворе стоял
октябрь, дождливая осень. Христа и богородицу герой наблюдал с определенного
места — через «западные двери, от патриарша двора».
В эпохи войн и мятежей «видения» и «небесные знамения» всегда пристально
фиксируются и наблюдаются современниками. Спустя пять лет после избрания
Михаила Романова в Европе началась Тридцатилетняя война. Явилась и комета,
которая, по общему мнению, эту войну предвещала. Видения и пророчества
заполонили и католические, и протестантские страны. Им верили короли,
полководцы и монахи, безграмотные простолюдины и просвещенные мужи.
Литература Смутного времени в этом отношении не составляет исключения.
Князь И. А. Хворостинин, любимец Лжедмитрия I, богослов, историк и поэт,
вспоминая о внезапной смерти Бориса Годунова и о шестинедельном царствовании
его злополучного сына Федора, отметил в «Словесах дней и царей и святителей
московских»: «Быша знамения многа комитнаго указанна: овогда копейный
образом (в виде копья), овогда две луны и едина едину побараше».
Видения эпохи Смуты играли важную роль в политической борьбе. «Повесть
о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия 16 октября 1606 г.
по повелению царя Василия Шуйского читали в главном храме России — в
московском Успенском соборе «вслух во весь народ, а миру собрание велико
было» [4]. Одновременно в Москве был
объявлен неурочный недельный пост, «и молебны пели по всем храмом...
чтобы господь бог отвратил от нас праведный свой гнев и укротил бы межусобную
брань и устроил бы мирне и безмятежне все грады и страны Московского
государьства». Нижегородская и владимирская повести о видениях рассылались
в 1611 г. по русским городам. Устюжане, узнав о нижегородском видении
от ярославцев, сообщили о нем вычегодцам, а те, в приложении к особой
отписке, — пермичам.
«Видение» — древнейший жанр, усвоенный на Руси вместе с христианством.
Однако в эпоху Смуты он приобрел новые функции, выдвинулся на первый
план, оттеснив другие жанры. Сходные изменения произошли и с другими
жанрами: Смута вдохнула новую жизнь в такой традиционный вид деловой
письменности, как грамоты и «отписки» [5].
Агитация посредством грамот была в эти годы необычайно интенсивной.
В грамотах объединяются деловой стиль и риторика. Грамоты полны не только
призывов к единению, но и картин запустения Московского государства,
надругательств интервентов над национальными святынями и т. д.
Все это подготовило почву для появления так называемых «подложных»
грамот — своеобразных литературных мистификаций. Такова грамота 1611
г., составленная от имени смоленских «пленных», которые «дались без
всякого противления литовским людей» и живут якобы «в обозе» у осаждавшего
Смоленск польского короля Сигизмунда III [6]. «Мы все... — говорится в тексте, — без останка
и без всякого пощаженья погибли и ни малыя милости и пощаженья не нашли».
Литературную мистификацию выдает незнание обстоятельств осады Смоленска
и, напротив, прекрасная, до мелочей, осведомленность о московских событиях,
невероятная для пленника, находящегося вдали от столицы. По-видимому,
эта грамота написана в стенах Троице-Сергиева монастыря, который в Смутное
время возглавлял патриотическое движение. Цель мистификации ясна из
следующего призыва, содержащегося в грамоте: «Оставьте свой страх!..
Какую хотите милость и пощаду собе найти? Не будете только ныне в соединении,
обще со всею землею, — горько будет плакати и рыдати неутешимым вечным
плачем». Авторы мистификации полагали, что призыв к единению будет весомее,
если вложить его в уста людей, испивших до дна чашу вражеских «милостей».
«Новая повесть о преславном Росийском царстве».
На художественном переосмыслении деловых жанров построена «Новая повесть
о преславном Росийском царстве», которая датируется рубежом 1610-1611
гг. Анонимный автор называет свое сочинение «письмом» (синоним к словам
грамотка, отписка): «А сему бы есте писму верили без всякого
сумнения... И кто сие писмо возмет и прочтет, и он бы его не таил, давал
бы, разсмотряючи и ведаючи, своей братие, православным християном, прочитати
вкратце... а не тем, которыя... отвратилися от християнства и во враги
нам претворилися... — тем бы есте отнюд не сказывали и не давали прочитати».
Призывая «свободити царство» от интервентов, аноним полностью сосредоточивается
на агитационной задаче. Его интересует только та расстановка политических
сил, которая сложилась к концу 1610 г. Авторские симпатии и антипатии
выражены вполне отчетливо, поэтому персонажи «Новой повести» либо патриоты
и герои, либо злодеи. Автор восторженно относится к патриарху Гермогену.
Это неколебимый столп, поддерживающий своды «великой палаты» — Русской
земли. Главный ее враг— Сигизмунд III, «злой и сильный безбожник», который
насилием добивается прекрасной невесты — Москвы. «Сродники» и доброхоты
невесты — смоляне, не поддающиеся полякам, и «вящщие (лучшие) люди»
из посольства к Сигизмунду — Филарет Романов и князь В. В. Голицын,
которые выступают за всю Россию. «Окаянному жениху» Сигизмунду помогают
изменники — «седмочисленные бояре», управляющие Москвой и присягнувшие
сыну Сигизмунда королевичу Владиславу.
Одного из «седмочисленных бояр», казначея Федора Андронова, «Новая
повесть» сравнивает с Ихнилатом, лукавым царским советником из «Повести
о Стефаните и Ихнилате». Чтобы развенчать этого ставленника захватчиков,
автор создает комический эффект с помощью рифмованной речи (о комическом
ореоле рифмы в древнерусской культуре см. в разделе «Рождение книжного
стихотворства»). Федор Андронов «ни от царских родов, ни от боярских
чинов, ни от иных избранных ратных голов; сказывают, что от смердовских
рабов. Его же, окаяннаго и треклятаго, по его злому делу не достоит
его во имя Стратилата (св. Федора Стратилата, в честь которого Андронову
и было дано имя Федор), но во имя Пилата назвати, или во имя преподобнаго,
— но во имя неподобнаго, или во имя страстотерьпца, — но во имя земле;
едца, или во имя святителя, — но во имя мучителя, и гонителя, и разорителя,
и губителя веры христианьския».
Как художественный прием рифмованная речь наиболее действенна в тексте,
рассчитанном на устную передачу. Это, несомненно, хорошо понимал и предусмотрел
автор «Новой повести»: его «письмо» должно было читаться на сходках
«своей братии», поэтому в нем особенно уместны рифмованные куски. Автор
стремится подвигнуть читателей и слушателей на активную борьбу с иноземным
вторжением. Автор — агитатор, а не историк. Поэтому он затрагивает только
злободневные темы, не погружаясь в прошлое, не задумываясь о причинах
московской «замятии».
«Плач о пленении и о конечном разорении Московского
государства». Одна из первых попыток выявить причины Смуты сделана
в другом памятнике, созданном одновременно с «Новой повестью». Этот
памятник написан в жанре плача. Наряду с плачами по умершим и погибшим
древнерусская литература знала также плачи о царствах или городах. Такие
плачи сочинялись в эпохи бедствий и тяжелых испытаний. Неизвестный автор
«Плача о пленении и о конечном разорении Московского государства» писал
в то время, когда Минин и Пожарский уже собирали земское ополчение,
но Москва была еще в руках поляков (значит, «Плач» создан до осени 1612
г.). Еще никто не мог предсказать исхода борьбы с интервентами, и поэтому
основные мотивы «Плача» — печаль, сетование, скорбь о былом могуществе
и величии России, призывы к покаянию и молитве, «дабы бог... пощадил
останок рода христианскаго».
«Колики быша царския многоценныя палаты, — восклицает автор, — внутрь
златом украшени!.. Колико сокровищ чюдных, царских диадим и пресветлых
царских багряниц и порфир!» Начав с появления первого самозванца, «предтечи
антихриста» и «сына тьмы», автор касается в своем повествовании многих
горестных событий последних лет. Он резко осуждает захватчиков и их
русских пособников, но вину за страдания России возлагает не только
на них. По его мнению, к Смуте привели внутренние распри, «братоненавидение»,
внутренний кризис, вызвавший всеобщий нравственный упадок. «Правда в
человецех оскуде, — горестно пишет автор «Плача», — и воцарися неправда...
и обнажися злоба, и покрыхомся (покрылись мы) лжею».
Разумеется, это рассуждение о причинах Смуты страдает религиозно-нравственной
отвлеченностью. Сам автор чувствовал это. «Ох, увы, горе! Како падеся
толикий пирг (башня) благочестия, како разорися богонасажденный виноград
(сад)?» — риторически вопрошал автор и не находил ясного ответа. В этом
случае не помогал и традиционный круг авторитетных для православного
книжника источников. «Толикое наказание и гнев воздвижеся, еже немалому
удивлению, паче же и слезам достойно. И ни едина книга богословец, ниже
жития святых, и ни философския, ни царьственныя книги, ни гранографы,
ни историки и ни прочий повестныя книги, не произнесоша нам таковаго
наказания ни на едину монархию, ниже на царьства и княжения, еже случися
над превысочайшею Россиею». Книги не пригождались, значит, приходилось
полагаться на собственное разумение. Автор «Плача» как бы приглашал
задуматься о причинах Смуты.
[1] См.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном
времени как исторический источник. Сгтб., 1888; Назаревский А. А. Очерки из
области русской исторической повести начала XVII столетия. Киев, 1958. Издание текстов см. в кн.: Памятники
древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени (Русская историческая
библиотека. Изд. 2-е, т. XIII). Спб., 1909. По этому изданию, кроме особо оговоренных случаев,
и цитируются в дальнейшем произведения о Смутном времени.
[2] См.: Прокофьев Н. И. Видения как жанр в древнерусской литературе.
— «Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1964, т. 231; Лихачев Д. С. Развитие
русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973, с. 141.
[3] Текст и исследование см.: Кукушкина М. В. Новая повесть о
событиях начала XVII в. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1961, т. XVII, с. 374-387.
[4] Копанев А. И. Новые списки «Повести о видении некоему мужу
духовному». — «ТОДРЛ». М.-Л., I960, т. XVI, с. 477-480.
[5] См.: Дробленкова Н. Ф. «Новая повесть о преславном Российском
царстве» и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.-Л.,
I960. Далее «Новая повесть» цитируется по
этому изданию.
[6] См.: Платонов С. Ф. Статьи по русской истории (1883-1902).Спб.,
1903, с. 193-198.
|